3.2.2.34. Коленчатый вал и коренные подшипникиВ запчасти поставляются коренные подшипники ремонтных размеров 0,025, 0,05,
0,20, 0,25, 0,50 и 0,75 мм. При установке новых подшипников следует проверить
зазоры с помощью пластмассовой калибровочной проволоки. Допускается замена коренных
подшипников и проверка зазоров без демонтажа двигателя с автомобиля.
Фиксация шатунов при демонтаже коленчатого вала
|
1 – отрезки шлангов
2 – шатун 4-го цилиндра
3 – шатун 3-го цилиндра
4 – болт масляного поддона
5 – соседние шатуны должны перекрещиваться
6 – резиновые кольца |
Упорное полукольцо
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите двигатель с автомобиля. Установите
на стенд или на верстак. Переверните блок цилиндров. |
2. Снимите насос охлаждающей жидкости и переднюю
крышку. |
3. Снимите цепь (если предусмотрена) и звездочки
привода. |
4. Снимите масляный поддон. |
5. При необходимости снимите масляный насос. |
6. Нанесите номера соответствующих цилиндров
на приливы под болты крышек шатунов. Пометьте крышки шатунов, чтобы
при сборке установить на прежние места. |
7. Снимите крышки шатунов, оденьте на болты
отрезки резинового шланга. |
8. Накерните метки на крышках коренных подшипников,
чтобы не перепутать при сборке. |
9. Снимите крышки коренных подшипников. |
10. Нанесите риску напротив шпонки коленчатого
вала. |
11. Закрепите шатуны резиновыми кольцами, зацепленными
за болты, ввернутые в отверстия крепления масляного поддона. |
12. Вместе с помощником осторожно достаньте
коленчатый вал из блока цилиндров. По мере снятия коленчатого вала
шатуны будут отклоняться к центру двигателя. |
|
Проверка состояния коренных подшипников
Вкладыши коренных подшипников двигателя 4ZD1
Вкладыши коренных подшипников двигателя 4ZЕ1
Вкладыши коренных подшипников дизельного двигателя
|
а – номер коренной шейки
б – со стороны крышки
в – со стороны двигателя
|
Коренные подшипники разъемные, состоят из двух вкладышей. Проверка состояния
заключается во внешнем осмотре и проверке зазоров. Если зазор в подшипниках
превышает норму, то их следует заменить.
Предупреждение
Изготовителем в запчасти
поставляются коленчатые валы с ремонтными шейками, на которые наносится цифра
"9" или маркировка светло-зеленого цвета. Крышки коренных подшипников
ремонтных коленчатых валов также снабжены цветовой маркировкой.
Как правило наибольшему износу подвергаются нижние вкладыши (за исключением
1-го подшипника). Поэтому, если нижние вкладыши находятся в удовлетворительном
состоянии (отсутствуют глубокие борозды или выкрашивание металла), то можно
сделать вывод о том, что верхние вкладыши тоже в удовлетворительном состоянии,
и наоборот, при обнаружении признаков сильных повреждений на нижних вкладышах
оба вкладыша подлежат замене. Оба вкладыша меняются одновременно.
Проверка зазоров в коренных подшипниках
Если зазор проверяется без снятия двигателя, то коленчатый вал должен иметь
две опоры (со стороны шкива и трансмиссии). В этом случае измеряется зазор в
верхних вкладышах. На снятом двигателе измеряется зазор в нижних вкладышах.
Предупреждение
Запрещается корректировать
зазор в коренных подшипниках путем подпиливания выступающих кромок вкладышей
или разъемных плоскостей крышек и блока цилиндров.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите коленчатый вал (если коленчатый
вал был снят, двигатель снят с автомобиля). Если зазоры проверяются
без снятия двигателя, то снимите масляный поддон и масляный насос.
Сначала проверяется зазор в заднем коренном подшипнике. Снимите крышку
подшипника и протрите от масла. |
2. Уложите полоску калибровочной проволоки
на шейку на всю длину подшипника параллельно оси коленчатого вала.
Предупреждение
Калибровочная
пластмассовая проволока растворяется в масле, поэтому во избежание
ложных результатов сопрягаемые детали следует тщательно очистить
от масла.
|
3. Установите крышку и затяните болты с заданным
моментом. |
4. Снимите крышку подшипника и по ширине раздавленной
проволоки (которая прилипла к шейке) определите зазор. |
5. Если ширина раздавленной проволоки неоднородна,
то это указывает на конусность или неравномерный износ шейки и вкладыша.
В этом случае шейку надо измерить микрометром. |
6. Если зазор в пределах нормы, то вкладыш в
нормальном состоянии. Заменять вкладыши следует только в случае, если
зазор превышает нормативный. |
7. Зазор будет сведен к нормативному если установить
вкладыши стандартного размера 1-й (0,025 мм) и 2-й (0,05 мм) размерных
групп. |
8. Повторите процедуру для остальных вкладышей.
После замены всех вкладышей проверьте свободу вращения коленчатого
вала. При проверке подшипников 1-го цилиндра ослабьте ремни привода
вспомогательных агрегатов, чтобы исключить неравномерное раздавливание
калибровочной проволоки (если зазор проверяется без снятия двигателя
с автомобиля). |
|
Замена коренных подшипников
ДВИГАТЕЛЬ СНЯТ С АВТОМОБИЛЯ
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите и осмотрите коленчатый вал. |
2. Снимите коренные подшипники из постелей
в блоке цилиндров и крышек. |
3. Смажьте новые подшипники маслом для двигателя,
установите их в блок цилиндров и в крышки. |
4. Установите коленчатый вал (см. ниже). |
|
БЕЗ СНЯТИЯ ДВИГАТЕЛЯ С АВТОМОБИЛЯ
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите крышки коренных подшипников
(предполагается, что масляный поддон, насос и свечи сняты), достаньте
вкладыши из крышек. |
|
2. Извлеките верхний вкладыш
коренного подшипника следующим образом. Вставьте в смазочный канал
в коренной шейке коленчатого вала шплинт с загнутыми концами. Проверните
коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть со стороны передней
части), в результате чего вкладыш выйдет из блока цилиндров. |
3. Смажьте новый верхний вкладыш
чистым маслом для двигателя и введите тот край вкладыша, на котором
отсутствует паз, между коленчатым валом и блоком цилиндров. Проверните
коленчатый вал и установите вкладыш на место, убедитесь, что масляные
отверстия совпали. Достаньте шплинт. |
4. Смажьте нижний вкладыш и установите
в крышку. Правильно сориентируйте и поставьте крышку на место. |
5. Затяните болты крепления крышки
с заданным моментом.
Предупреждение
Перед затяжкой
болтов выставите упорные полукольца. Перешлифовка шеек коленчатого
вала выполняется в мастерской автосервиса.
|
|
Установка коленчатого вала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Коленчатый вал устанавливается
после подбора вкладышей и проверки зазоров в коренных подшипниках.
Смажьте подшипники, установите коленчатый вал и крышки коренных подшипников. |
|
2. Окуните все болты крышек в
масло для двигателя и затяните все болты в указанной последовательности
кроме крышек с упорными полукольцами (номер соответствующей крышки
указан в табл. Данные коленчатого вала
и шатунов). |
3. Затяните болты крышек с упорными
полукольцами от руки. Выставите упорные полукольца, для чего несколько
раз сместите монтировкой коленчатый вал до упора вперед и зафиксируйте
в этом положении. |
|
4. Установите необходимое количество упорных
полуколец. Затяните оставшиеся болты крышки с заданным моментом (1
– упорный фланец коленчатого вала на среднем коренном подшипнике;
2 – деревянная колодка). |
5. Проверьте осевой люфт коленчатого
вала, для чего сместите коленчатый вал назад до упора, а затем вперед.
Люфт измеряется щупом в передней части заднего коренного подшипника
или на упорном полукольце. |
6. Установите новый сальник в блок
цилиндров и в крышку коренного подшипника. Продолжите сборку двигателя
в обратном порядке. |
|
|