3.18. Сборка двигателя ЗМЗ-402
|
Подбор деталей и сборка шатунно-поршневой группы двигателя ЗМЗ-402 производится согласно рекомендациям, указанным в разделе Сборка шатунно-поршневой группы, но имеют некоторые особенности.
Так, ориентировочный выступ шатуна двигателя ЗМЗ-402 расположен не на стержне шатуна, а на его крышке.
При замене изношенных или дефектных гильз новыми и отремонтированными следует вставлять их в блок так, чтобы метка, имеющаяся на нижней центрирующей части гильзы, указывающая ее группу, была расположена в поперечной плоскости блока. В остальных случаях, прежде чем вынуть гильзы из блока, их необходимо маркировать порядковыми номерами, а также пометить положение в блоке, чтобы при сборке обеспечить их постановку в прежнее положение. В случае замены поршней, гильз, поршневых пальцев или шатунов подбор сопрягаемых пар следует производить при температуре деталей 20±3°С. (см. таблицу размерных групп).
При установке на поршень новых колец, но сохранении прежних гильз, следует удалить на станке или шабером выступающий буртик в верхней части гильзы.
Для мало изношенных гильз цилиндров без их расточки предусмотрен комплект луженых компрессионных и стальных маслосъемных колец.
При установке распределительного вала совмещаем риску на его пластмассовой шестерне с меткой “0” на шестерне коленчатого вала. Толкатели подбираются по размерам отверстий в блоке и делятся на две группы (см. таблицу размерных групп толкателей).
Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому при замене одной из этих деталей следует произвести динамическую балансировку, высверливая металл с тяжелой стороны маховика. Балансировку коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе не следует начинать, если начальный дисбаланс превышает 200 г.см. В этом случае необходимо узел разукомплектовать и проверить балансировку каждой детали в отдельности.
Напрессовав до упора шестерню коленчатого вала, следует проверить его осевой зазор. Проверка производится следующим образом: заложите отвертку (вороток, рукоятку молотка и т.п.) между первым кривошипом вала и передней стенкой блока и, пользуясь ею как рычагом, отжать вал к заднему концу двигателя. С помощью щупа определите зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки. Зазор должен быть в пределах 0,125–0,325 мм.
В задний конец коленчатого вала запрессовывается шариковый подшипник 80203 АС9 с двумя защитными шайбами. Допускается использовать подшипник 60203А с одной защитной шайбой, при этом в полость для подшипника необходимо заложить 20 г смазки Литол-24.
Приверните к маховику нажимной диск сцепления в сборе с кожухом, предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (можно использовать первичный вал коробки передач) по отверстию в подшипнике в заднем торце коленчатого вала. Метки 0, выбитые на кожухе нажимного диска и на маховике около одного из отверстий для болтов крепления кожуха, должны быть совмещены.
Стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен и держателем набивки смажьте клеем-герметиком “Эластосил 137-83” или пастой УН-25.
|
|
Размерные группы
поршней и гильз
Обозначение
группы
|
Диаметр, мм
|
поршня
|
гильзы
|
А
|
92,000–91,988
|
92,036–92,024
|
Б
|
92,012–92,000
|
92,048–92,036
|
В
|
92,024–92,012
|
92,060–92,048
|
Г
|
92,036–92,024
|
92,072–92,060
|
Д
|
92,048–92,036
|
92,084–92,072
|
Размерные группы пальцев, поршней и шатунов
пальца
|
Диаметр, мм
|
Маркировка
|
Отверстие
|
пальца
и шатуна
|
поршня
|
в бобышке поршня
|
во втулке шатуна
|
25,0000–24,9975
|
25,0000–24,9975
|
25,0000–24,9975
|
белый
|
I
|
24,9975–24,9950
|
24,9975–24,9950
|
25,0045–25,0020
|
зеленый
|
II
|
24,9950–24,9925
|
24,9950–24,9925
|
25,0020–24,9995
|
желтый
|
III
|
24,9925–24,9900
|
24,9925–24,9900
|
24,9995–24,9970
|
красный
|
IV
|
Размерные группы толкателей
Толкатель
|
Отверстие в блоке
|
Зазор, мм
|
Наружный диаметр, мм
|
Маркировка
|
Диаметр, мм
|
Цвет маркировки
|
25-0,008
|
1
|
|
голубой
|
|
25–0,015
|
2
|
25+0,011
|
желтый
|
|
|