1.1. Общие сведения об автомобиляхАвтомобили семейства Chevrolet Niva представляют собой дальнейшее развитие концепции отечественных комфортабельных внедорожников, начало которой положил автомобиль ВАЗ-2121 «Нива». От предшественника они отличаются современным дизайном, повышенной комфортабельностью и более совершенной конструкцией.
ВАЗ-2123 (Chevrolet Niva) и его модификации – легковые автомобили повышенной проходимости с несущим кузовом типа универсал, выпускаемые предприятием СП «GM-AVTOVAZ». Количество дверей – пять, число мест – пять у модификаций L и GLS или четыре у модификаций LX и GLX.
Двигатель расположен впереди продольно. Трансмиссия выполнена по схеме постоянного полного привода с блокировкой межосевого дифференциала и демультипликатором. Передняя подвеска независимая рычажно-пружинная, задняя – зависимая пружинная. Тормозные механизмы передних колес дисковые, задних – барабанные, на модификации LX и GLX устанавливают антиблокировочную систему (ABS). Рулевое управление с гидроусилителем фирмы ZF оснащено устройством регулировки положения рулевой колонки.
Двигатель ВАЗ-2123 с распределенным впрыском топлива, устанавливаемый на модификации L и GLS, разработан на базе двигателя ВАЗ-21213 и соответствует нормам токсичности Евро II. Изменения затронули газораспределительный механизм: для снижения шума применена однорядная цепь и гидронатяжитель цепи. С этой же целью установлены гидравлические опоры клапанов. Часть двигателей выпускают в комплектации, обеспечивающей нормы токсичности Евро III. На этих двигателях применен фазированный впрыск топлива отдельно в каждый цилиндр, раз в четыре такта, а не по упрощенной попарной схеме. Кроме того, выпускной коллектор таких двигателей для снижения теплоемкости изготовлен не из чугуна, а сварен из стальных штампованных деталей. Такая конструкция снижает массу и теплоемкость коллектора, что ускоряет прогрев нейтрализатора отработавших газов и позволяет быстрее приводить его в рабочее состояние. С этой же целью приемная труба теплоизолирована базальтовым полотном. В системе выпуска такого двигателя установлены два кислородных датчика, до нейтрализатора и после него, чтобы отслеживать эффективность работы системы управления двигателем.
По сути двигатель ВАЗ-2123 представляет собой двигатель ВАЗ-21214, адаптированный к моторному отсеку Chevrolet Niva. Он отличается формой впускного тракта и расположением передних опор подвески силового агрегата. Положение опор изменено таким образом, что центр тяжести двигателя находится на линии опор, в отличие от двигателей ВАЗ-21413 и ВАЗ-21414, которые установлены на опорах консольно.
На модификации LX и GLX устанавливают более мощный двигатель Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC, обеспечивающий нормы токсичности Евро IV. Автомобили с этим двигателем комплектуются пятиступенчатой коробкой передач Aisin (Япония), объединенной в моноблок с раздаточной коробкой.
ПРИМЕЧАНИЕ
В связи с отсутствием на момент издания книги полной технической информации по двигателю Opel FAM 1 Z18XE ECOTEC он не рассмотрен в данном издании. При переиздании книги конструктивные изменения автомобиля будут учтены.
|
Автомобили Chevrolet Niva 2005 модельного года выпускаются в следующих комплектациях.
Модификация L – имеет регулируемую рулевую колонку, тканевую обивку салона, иммобилизатор, центральный замок, противотуманные фары в бампере, воздушный фильтр салона, электростеклоподъемники передних дверей, обогреваемые наружные зеркала с электроприводом, корректор света фар, радиоподготовку и резиновый коврик в нише радиоприемника, а также декоративный колпак на диск запасного колеса.
Модификация GLS – улучшенная версия модификации L. Она имеет велюровую обивку салона, подогрев передних сидений, тонированные стекла, радиоподготовку с антенной и двумя динамиками, литые пятилучевые диски колес и запираемый жесткий чехол запасного колеса.
Модификация LX – оборудована подушкой безопасности водителя и ABS фирмы Bosch. Кроме того, у этой версии несколько изменена кинематика пружинно-рычажной подвески, в которой применены более жесткие пружины и амортизаторы, а общая высота посадки кузова уменьшена, что вкупе с применением более низкопрофильных 16-дюймовых колес улучшило управляемость на высоких скоростях. В трансмиссии для снижения высокочастотных вибраций применены облегченные карданные валы фирмы GKN с шарнирами равных угловых скоростей вместо карданных шарниров. Усилены тормоза: передние тормозные механизмы с вентилируемыми дисками, диаметр вакуумного усилителя увеличен до 10 дюймов.
Модификация GLX – представляет собой топ-версию, предназначенную в основном для поставки в страны дальнего зарубежья. Она, помимо перечисленного для модификации LX, дополнительно оборудована подушкой безопасности переднего пассажира, кондиционером Delphi и сиденьями Opel.
В дальнейшем СП «GM-AVTOVAZ» предполагает устанавливать на автомобили семейства Chevrolet Niva дизельный силовой агрегат PSA (на экспорт) и дизель рабочим объемом 1,8 л барнаульского завода (для внутреннего рынка). Кроме того, в перспективе намечено производство коммерческих версий с кузовами пикап и фургон.
|
Рис. 1.1. Габаритные размеры автомобиля
|
В данном издании описана базовая модификация L. Габаритные размеры автомобиля показаны на рис. 1.1, технические характеристики приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Технические характеристики автомобиля
Параметры
|
Показатели
|
Общие данные
|
Число мест, включая водителя
|
5
|
Снаряженная масса, кг
|
1350
|
Полезная нагрузка, кг
|
450
|
Габаритные размеры, мм (длина x ширина x высота)
|
4048х2120х1652
|
Максимальная скорость на высшей передаче с полной массой, км/ч
|
140
|
Время разгона с места с полной массой, с переключением передач до 100 км/ч, с
|
19
|
Двигатель
|
Модель
|
ВАЗ-2123
|
Тип
|
четырехтактный, бензиновый,
с распределенным впрыском топлива
|
Количество и расположение цилиндров
|
4 в ряд
|
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм
|
82 х 80
|
Рабочий объем цилиндров, л
|
1,689
|
Степень сжатия
|
9,3
|
Номинальная мощность по ГОСТ 14846 (нетто),
не менее, кВт (л.с.)
|
58,5 (79,6)
|
Частота вращения коленчатого вала
при номинальной мощности, мин-1
|
5200
|
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 (нетто), не менее, Н·м
|
127,5
|
Порядок работы цилиндров
|
1-3-4-2
|
Трансмиссия
|
|
однодисковое сухое, с диафрагменной нажимной пружиной
|
Привод выключения сцепления
|
гидравлический, с автоматической компенсацией износа накладок (на части автомобилей с ручной)
|
|
пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
|
Передаточные числа коробки передач:
первая передача
вторая передача
третья передача
четвертая передача
пятая передача
задний ход
|
3,67
2,10
1,36
1,00
0,82
3,53
|
|
двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом
|
Передаточные числа раздаточной коробки:
высшая передача
низшая передача
|
1,2
2,135
|
Дифференциал раздаточной коробки
|
конический, двухсателлитный
|
Карданные передачи:
от коробки передач к раздаточной коробке
от раздаточной коробки к переднему и заднему мостам
от переднего моста к колесам
|
с эластичной муфтой и шарниром равных угловых скоростей
с двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и скользящими вилками
открытая, с шарнирами равных угловых скоростей
|
Главные передачи переднего и заднего мостов:
передаточное число
дифференциал
|
конические, гипоидные
3,9
конический, двухсателлитный
|
Ходовая часть
|
|
независимая на поперечных рычагах с цилиндрическими
пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
|
|
зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной
поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами
|
Колеса
|
дисковые, штампованные или итые
|
Размер обода
|
6J-15Н2 или 61/2J-15Н2
|
Шины
|
радиальные
|
Размер шин
|
205/70R15 95T, 205/70R15 95Q M+S
205/70R15 97T, 205/70R15 97Q M+S
|
Рулевое управление
|
Тип рулевого управления
|
травмобезопасное, с регулируемым наклоном рулевой колонки. Рулевой механизм с гидроусилителем (на части автомобилей - с электроусилителем или без усилителя)
|
Рулевой привод
|
трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового и поворотных рычагов
|
Тормоза
|
Рабочие тормоза:
передние
задние
|
дисковые, с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками
барабанные, с самоцентрирующимися колодками,
с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном
|
Привод рабочих тормозов
|
ножной гидравлический двухконтурный, с вакуумным
усилителем и регулятором давения
|
|
ручной с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес
|
Электрооборудование
|
Система электропроводки
|
однопроводная, отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»
|
Номинальное напряжение, В
|
12
|
Аккумуляторная батарея
|
6СТ-55А
|
|
переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения
|
|
дистанционного управления с электромагнитным включением и муфтой свободного хода
|
Кузов
|
Тип
|
универсал цельнометаллический, несущий, пятидверный, двухобъемный
|
|
Рис. 1.5. Основные агрегаты автомобиля (вид снизу спереди): 1 – двигатель; 2 – привод переднего колеса; 3 – редуктор переднего моста; 4 – передний карданный вал; 5 – раздаточная коробка; 6 – промежуточный вал; 7 – нейтрализатор отработавших газов; 8 – приемная труба; 9 – стабилизатор поперечной устойчивости; 10 – коробка передач; 11 – защита двигателя
|
|
Рис. 1.2. Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) с установленным декоративным кожухом: 1 – воздушный фильтр; 2 – декоративный кожух; 3 – пробка маслозаливного отверстия; 4 – адсорбер
|
|
Рис. 1.3. Подкапотное пространство автомобиля (вид сверху) со снятым декоративным кожухом: 1 – воздушный фильтр; 2 – датчик массового расхода воздуха; 3 – насос гидроусилителя рулевого управления; 4 – воздухоподводящий патрубок; 5 – шланг к вакуумному усилителю тормоза; 6 – шланг большой ветви системы вентиляции картера двигателя; 7 – шланг малой ветви системы вентиляции картера двигателя; 8 – шланги подогрева дроссельного узла; 9 – дроссельный узел; 10 – бачок омывателя ветрового стекла; 11 – расширительный бачок системы охлаждения двигателя; 12 – адсорбер системы улавливания паров топлива; 13 – ресивер; 14 – двигатель; 15 – подкапотная лампа; 16 – главный тормозной цилиндр; 17 – бачок гидроусилителя рулевого управления; 18 – бачок главного цилиндра привода сцепления; 19 – аккумуляторная батарея
|
|
Рис. 1.4. Подкапотное пространство автомобиля (вид снизу, защита двигателя для наглядности
снята): 1 – радиатор системы охлаждения двигателя; 2 – электровентиляторы радиатора; 3 – насос гидроусилителя рулевого управления; 4 – поперечина передней подвески; 5 – пружина передней подвески; 6 – нижний рычаг передней подвески; 7 – левая рулевая тяга; 8 – растяжка поперечины передней подвески; 9 – редуктор переднего моста; 10 – приемная труба; 11 – средняя рулевая тяга; 12 – внутренний шарнир привода передних колес; 13 – правая рулевая тяга; 14 – штанга стабилизатора поперечной устойчивости; 15 – наружный шарнир привода передних колес; 16 – генератор; 17 – масляный картер двигателя
|
|
Рис. 1.6. Основные агрегаты автомобиля (вид снизу сзади): 1 – регулятор давления в задних тормозах; 2 – пружина задней подвески; 3 – амортизатор задней подвески; 4 – нижняя продольная штанга задней подвески; 5 – дополнительный глушитель; 6 – задний карданный вал; 7 – задний мост; 8 – поперечная штанга задней подвески; 9 – основной глушитель
|
Элементы автомобиля, расположенные в подкапотном пространстве, показаны на рис. 1.2, 1.3, 1.4, расположение основных агрегатов автомобиля – на рис. 1.5 и 1.6.
|