6.3. Задняя подвеска Особенности конструкции
|
Рис. 6.2. Детали задней подвески: 1 – поперечная штанга; 2 – нижняя прокладка пружины; 3 – нижняя продольная штанга; 4 – болт крепления нижней штанги; 5 – резиновая втулка шарнира;
6 – распорная втулка; 7 – гайка; 8 – кронштейн;
9 – верхняя продольная штанга; 10 – дополнитель ный буфер хода сжатия; 11 – верхняя прокладка
пружины; 12 – буфер хода сжатия; 13 – задний
амортизатор
|
Задняя подвеска автомобиля зависимая, включает в себя направляющее устройство, упругие элементы и устройства, гасящие колебания кузова. Балка заднего моста связана с кузовом шарнирно при помощи реактивных штанг – двух нижних 3 ( рис. 6.2) и двух верхних 9 продольных и одной поперечной штангой 1. Продольные штанги передают толкающие и тормозные усилия от ведущих колес через балку заднего моста на кузов. Поперечная штанга удерживает кузов от боковых смещений. Реактивные штанги прикреплены к кронштейнам кузова и балке заднего моста через резинометаллические шарниры, которые конструктивно выполнены одинаково и отличаются только размерами. Шарнир состоит из резиновой втулки 5, установленной в проушине штанги, распорной втулки 6, которая проходит через отверстие резиновой втулки, упорной шайбы и болта крепления штанги. Упругие элементы подвески состоят из витых цилиндрических пружин, двух основных буферов 12 хода сжатия и дополнительного буфера сжатия 10. Установленная в подвеске пружина опирается верхним концом на опорную чашку через резиновую изолирующую прокладку 11, которая размещена в стальной штампованной чашке кузова. Нижний конец пружины опирается на чашку балки заднего моста через изолирующую прокладку 2. Основные буфера 12 установлены внутри пружин и закреплены грибовидным фиксатором в отверстиях верхних опор. Дополнительный буфер 10 установлен на кронштейне, прикрепленном болтами к днищу кузова. Гасящее устройство состоит из двух гидравлических амортизаторов.
|
Задняя подвеска снизу сзади автомобиля: 1 – балка заднего моста; 2 – буфер хода сжатия; 3 – дополнительный буфер хода сжатия; 4 – поперечная штанга
|
|
Задняя подвеска снизу спереди: 1 – пружина; 2 – верхняя продольная штанга; 3 – нижняя продольная штанга
|
Проверка технического состояния задней подвески на автомобиле
Проверяйте состояние задней подвески снизу автомобиля, установленного на подъемнике или смотровой канаве. На резиновых деталях подвески не допускаются:
– признаки старения резины;
– механические повреждения.
На резинометаллических шарнирах не допускаются признаки старения, трещины, одностороннее выпучивание резинового массива. Дефектные детали замените.
Проверьте, нет ли механических повреждений (деформаций, трещин и т.п.) элементов подвески, особенно штанг подвески и кронштейна поперечной штанги на кузове.
При проверке внимательно осмотрите:
|
|
1. Резиновые втулки нижних шарниров и...
|
2. ...подушки верхних шарниров амортизаторов.
|
3. Амортизаторы. Потеки жидкости и «потение» не допускаются.
|
|
|
4. Резиновые втулки шарнира крепления поперечной штанги к балке заднего моста,...
|
5. ...шарнира крепления поперечной штанги к кронштейну на кузове,...
|
|
|
6. ...шарниров крепления верхних продольных штанг к заднему мосту,...
|
7. ...шарниров крепления нижних продольных штанг к заднему мосту,...
|
|
|
8. ...шарниров крепления верхних продольных штанг к кузову,...
|
9. ...шарниров крепления нижних продольных штанг к кронштейнам на кузове.
|
10. Дополнительный буфер сжатия.
|
Снятие и установка продольных штанг задней подвески
Продольные штанги снимают для замены при их повреждении или для замены изношенных шарниров штанг.
Верхняя штанга прикреплена через резинометаллические шарниры передним концом к лонжерону кузова, задним – к кронштейну на балке заднего моста.
Нижняя штанга прикреплена через резинометаллические шарниры передним концом к кронштейну на полу кузова, задним – к кронштейну на балке заднего моста.
Вам потребуются два ключа «на 19».
ПРИМЕЧАНИЕ
Снятие и установка продольных штанг задней подвески показаны на примере снятия левой нижней и верхней продольных штанг. Правые штанги заменяются аналогично.
|
1. Если работаете на подъемнике, установите под балку заднего моста опоры и опустите автомобиль, слегка нагрузив подвеску.
|
|
|
2. Для замены нижней продольной штанги отверните гайки болтов крепления заднего и...
|
3. ...переднего концов штанги.
|
|
4. Выньте болты и снимите штангу.
|
5. Устанавливайте штангу в порядке, обратном снятию.
|
|
|
6. Для снятия верхней продольной штанги отверните гайку болта крепления заднего конца штанги и выньте болт.
|
7. Выверните болт крепления переднего конца штанги и снимите штангу с автомобиля.
|
8. Установите штангу в порядке, обратном снятию.
|
Снятие и установка поперечной штанги
Поперечную штангу снимают для замены при ее повреждении или для замены изношенных шарниров штанги.
Вам потребуются ключи «на 19» (два).
|
|
1. Поперечная штанга прикреплена через резинометаллические шарниры правым концом к кронштейну 2 на лонжероне кузова, левым – к кронштейну 1 на балке заднего моста.
|
2. Отверните гайку болта крепления штанги к заднему мосту и выньте болт.
|
|
|
3. Отверните гайку болта крепления штанги к кронштейну на кузове,...
|
4. ...выньте болт и снимите штангу.
|
5. Установите штангу в порядке, обратном снятию.
|
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для облегчения установки штанги совместите с помощью бородка распорную втулку шарнира штанги с отверстиями в кронштейне моста, одновременно вставляя болт.
|
Замена шарниров штанг задней подвески
Шарниры всех штанг имеют одинаковую конструкцию и различаются только размерами, поэтому их замена показана на примере верхней продольной штанги. Шарниры остальных штанг заменяйте аналогично.
Вам потребуются: оправки для выпрессовки и запрессовки металлических и резиновых втулок штанг или специальный съемник, волосяная кисть, емкость с мыльным раствором.
ПРИМЕЧАНИЕ
Резиновые втулки шарниров значительно больше по наружному диаметру, чем отверстия в проушинах штанг. Поэтому без смачивания втулок мыльным раствором запрессовать их в проушины не удастся. Не применяйте для этой цели консистентные смазки – нефтепродукты разрушают резину.
|
|
|
1. С помощью специального съемника или оправок подходящего диаметра выпрессуйте распорную втулку из шарнира штанги.
|
2. Выпрессуйте резиновую втулку из штанги.
|
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Резиновые втулки шарниров штанг задней подвески имеют различные размеры:
1 – резиновая втулка верхней продольной штанги;
2 – резиновая втулка нижней продольной и поперечной штанг.
|
|
|
3. Перед сборкой штанги нанесите кистью насыщенный мыльный раствор на наружную и внутреннюю поверхности резиновой втулки, на внутреннюю поверхность проушины штанги, а также...
|
4. ...на наружную поверхность распорной втулки.
|
5. Установите в проушину штанги задней подвески сначала резиновую, а затем распорную втулки.
|
Замена амортизатора задней подвески
Амортизатор заменяйте при появлении течи амортизаторной жидкости или потере эффективности гашения колебаний.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Ремонт амортизаторов заменой входящих деталей достаточно сложен и требует соответствующих навыков исполнителя и применения специального инструмента. Поэтому рекомендуем ремонтировать неисправный амортизатор в специализированной мастерской или заменять его в сборе и обязательно попарно, заменяя одновременно и второй амортизатор подвески, даже исправный, так как характеристики нового и работавшего амортизаторов могут существенно различаться.
|
Работу удобнее выполнять на подъемнике.
Вам потребуются два ключа «на 19».
1. Если вы заменяете амортизатор на подъемнике, установите под балку заднего моста опоры и опустите автомобиль, слегка нагрузив подвеску. При работе на смотровой канаве эта операция не требуется.
|
|
|
2. Отверните гайку крепления болта нижнего шарнира амортизатора.
|
3. Выньте болт из нижнего шарнира амортизатора.
|
|
|
4. Отверните гайку крепления болта верхнего шарнира амортизатора.
|
5. Выньте болт и снимите амортизатор.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
Изношенные втулки, а также втулки, имеющие механические повреждения или признаки старения резины, заменяйте новыми.
|
6. Установите амортизатор в порядке, обратном снятию.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Гайки шарниров амортизаторов затягивайте, когда подвеска будет нагружена массой автомобиля (на смотровой канаве или эстакаде). При работе на подъемнике подставьте под задний мост опору и слегка опустите автомобиль (при работе на площадке приподнимите мост домкратом) так, чтобы положение амортизаторов примерно соответствовало их положению под нагрузкой.
|
Замена пружины задней подвески
Заменяйте пружину при наличии у нее механических повреждений или значительной осадки. Признаки осадки: ухудшение плавности хода, частые пробои подвески; видимый перекос задней части автомобиля или значительная разница по высоте передней и задней частей, появившаяся в процессе эксплуатации; сильно выраженные следы соударения витков пружины.
ПРИМЕЧАНИЕ
Пружины заменяйте в комплекте.
По длине под нагрузкой 6276 Н (640 кгс) пружины разделяются на две группы:
– группа А – длина больше 192 мм;
– группа В – длина равна или меньше 192 мм.
Пружины класса А могут быть без маркировки или иметь маркировку белой краской на внешней стороне витков, пружины класса В маркируют черной краской.
|
Вам потребуются два ключа «на 19».
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Работу удобнее выполнять на подъемнике с помощником.
|
1. Если вы заменяете пружины на подъемнике, установите под балку заднего моста опоры и опустите автомобиль, слегка нагрузив подвеску. При работе на смотровой канаве эта операция не требуется.
|
2. Отсоедините от заднего моста нижний шарнир амортизатора (см. «Замена амортизатора задней подвески»). Отведите амортизатор в сторону, чтобы он не мешал работать.
|
3. Поднимите автомобиль, чтобы разгрузить пружину.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снятие и установку пружины выполняйте с максимальной осторожностью во избежание «выстреливания» пружины из подвески и получения травм.
|
|
|
5. Снимите нижнюю прокладку пружины с опоры на балке заднего моста.
|
6. Снимите верхнюю прокладку пружины с опоры на кузове.
|
|
7. При необходимости замените буфер хода сжатия.
|
8. Установите пружину с прокладками на автомобиль в порядке, обратном снятию. Поверните пружину так, чтобы...
|
|
9. ...совпали винтовые поверхности прокладок с торцом витка пружины.
|
ПРИМЕЧАНИЯ
Устанавливайте на автомобиль слева и справа пружины одной группы.
Пружины меняйте парами и вместе с прокладками. Устанавливайте пружины одного класса с пружинами передней подвески.
В исключительных случаях, когда в передней подвеске установлены пружины класса А, допускается установка в заднюю подвеску пружин класса В.
|
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Оптимальным при снятии и установке пружин является применение каких-либо универсальных стяжек пружины из числа имеющихся в свободной продаже.
Если установить стяжки на пружину, не зацепляя их за последние витки, и максимально стянуть пружину, ее установка значительно облегчится.
|
|