4.1. Общая информация и подготовительные операцииОбщая информация
|
В данной главе приводится описание наиболее типичных и важных процедур обслуживания и ремонта двигателей, за исключением, требующих специальных навыков и инструментов, таких как процедуры капитального ремонта двигателя – эти работы следует поручить специалистам автосервиса. Ниже рассматриваются бензиновые двигатели M60/1, M60/2 и M73, а также дизельные двигатели M57 и M67. Работы на двигателях M51, M52 и M62 производятся аналогично; информация о ремонте этих двигателей представлена в Руководстве № 149 серии «АРУС» по ремонту автомобилей BMW 5-й серии с 1996 по 2001 г. вып.
|
На рассматриваемые автомобили устанавливаются двигатели шести типов: 6-цилиндровый турбодизель M51 (SOHC), 6-цилиндровый дизель M57 (DOHC), 6-цилиндровый бензиновый двигатель M52 (DOHC), 8-цилиндровые V-образные бензиновые (M60, M62) и дизельный (M67) двигатели (DOHC), а также 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель M73 (SOHC). Аббревиатуры SOHC и DOHC указывают на наличие соответственно одного или двух распределительных валов на ряд цилиндров (и, следовательно, 2-x или 4-x клапанов на цилиндр), расположенных в верхней части двигателя. Силовой агрегат устанавливается вдоль автомобиля и снимается из двигательного отсека вверх при помощи крана.
Его головка и блок цилиндров двигателя M52 отлиты из алюминиевого сплава. В отличие от традиционно применяемого чугуна алюминиевый сплав имеет более высокую теплопроводность и меньший вес. Это способствует лучшему охлаждению и более низкому расходу топлива.
Блок цилиндров турбодизельного двигателя М51 отлит из чугуна, головка цилиндров – из легкого сплава. При повышенном износе и наличии задиров на стенках стенок цилиндров их можно хонинговать с последующей заменой старых поршней на поршни ремонтных размеров.
Двигатель M51
Головка цилиндров у всех двигателей имеет так называемую поперечную продувку. Это означает, что топливная смесь поступает в цилиндры с одной стороны, а отработавшие газы (ОГ) выходят с другой. Такая схема способствует более быстрому газообмену.
Привод ГРМ осуществляется от коленчатого вала через цепь; для привода вспомогательных агрегатов используются мультиребристые ремни. Двигатели M52 оснащаются системой регулировки фаз ГРМ (VANOS) посредством смещения впускного распределительного вала относительно его звездочки. Регулировкой фаз ГРМ управляет блок управления двигателем (ECM, DME) в зависимости от числа оборотов коленчатого вала посредством открывания и закрывания специального масляного клапана.
Двигатель M52
Клапаны приводятся в движение от распределительных валов через гидравлические толкатели. Необходимость регулировки клапанных зазоров в процессе технического обслуживания отсутствует. На двигателях SOHC впускные и выпускные клапаны приводятся от одного вала, а на двигателях DOHC для привода впускных и выпускных клапанов предназначен отдельный распределительный вал.
Но поршне находятся 2 компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Коленчатый вал расположен в коренных подшипниках.
Подача масла в систему смазки осуществляется масляным насосом, который у 6-цилиндрового бензинового двигателя располагается спереди в поддоне картера и приводится от коленчатого вала. У дизельного двигателя M51 масляный насос находится в крышке цепи привода ГРМ и приводится через зубчатую передачу. Масло засасывается из поддона картера и через отверстия и трубопроводы подается к подшипникам коленчатого и распределительного валов, а также к рабочим поверхностям цилиндров.
Насос охлаждающей жидкости расположен в передней части блока цилиндров. От вала насоса через вязкостную муфту при достижении соответствующей температуры приводится вентилятор охлаждения. Привод водяного насоса осуществляется через мультиребристый ремень, который одновременно приводит генератор. Система охлаждения заполнена смесью антифриза, средством защиты от коррозии и водой с низким содержанием извести.
Приготовление воздушно-топливной смеси контролируется системой впрыска, которая вместе с системой зажигания и некоторыми другими системами входит в состав системы управления двигателем. Благодаря этому обеспечивается стабильное низкое содержание вредных веществ в отработавших газах. Система зажигания не имеет подвижных элементов, что исключает их износ. У дизельного двигателя распределение топлива по цилиндрам регулируется электронным блоком управления (ECM, DDE).
Бензиновые двигатели рассчитаны для работы на бензине АИ-95, однако благодаря наличию детонационного регулирования могут применяться и другие сорта топлива. Если используется бензин АИ-98, то при нормальных условиях эксплуатации снижается расход топлива и повышается мощность двигателя. При использовании бензина АИ-91 снижается мощность двигателя и повышается расход топлива.
Подготовительные операции
Перед проведением каких-либо процедур обслуживания двигателя произведите чистку двигательного отсека и наружных поверхностей силового агрегата с применением специального растворителя. Такая обработка позволит избежать попадания грязи внутрь двигателя.
В случае необходимости, определяемой характером предстоящей работы, можно снять капот с целью обеспечения свободы доступа к подлежащим обслуживанию компонентам (см. Главу Кузов). Во избежание случайного повреждения лакокрасочного покрытия прикрывайте крылья автомобиля специальными чехлами или старыми одеялами.
Чрезмерный расход двигательного масла можно считать сигналом о необходимости проведения проверки состояния поршневых колец, маслоотражательных колпачков и/или направляющих втулок клапанов. Естественно, прежде всего, следует удостовериться, что потери масла не связаны с развитием его внешних утечек. Проверьте компрессию в цилиндрах (см. Раздел
Проверка компрессионного давления), чтобы определить общее состояние двигателя.
Потеря развиваемой мощности, нарушение стабильности оборотов, чрезмерный шум клапанного механизма и повышенный расход топлива обычно являются достаточно характерными признаками необходимости выполнения капитального ремонта двигателя, в особенности, когда все эти факторы проявляются одновременно. Если выполнение полного спектра настроек не поможет в устранении проблем, единственным выходом из положения будет проведение общих механических работ по восстановлению двигателя.
Капитальный ремонт силового агрегата подразумевает восстановление всех его рабочих параметров до уровня, характерного для нового двигателя. В ходе капитального ремонта в обязательном порядке производится замена поршневых колец и реставрация зеркал цилиндров (проточка и/или хонингование). Обычно выполняется замена коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, в случае необходимости может быть произведена проточка и восстановление его шеек. В обязательном порядке выполняется обслуживание клапанов, состояние которых на момент возникновения необходимости в выполнении капитального ремонта двигателя почти наверняка оставляет желать лучшего. Параллельно с проведением общего ремонта силового агрегата обычно производится также восстановительный ремонт стартера и генератора.
Капитальный ремонт двигателя не требует от исполнителя высокой профессиональной подготовки, однако отнимает достаточно много времени. Следует спланировать отказ от пользования автомобилем на срок не менее двух недель, в особенности при необходимости обращения за помощью в механическую мастерскую с целью выполнения отдельных восстановительных работ.
Большая часть работ может быть выполнена с применением обычного набора слесарного инструмента, однако некоторые из проверок по определению пригодности отдельных компонентов к дальнейшему использованию требуют применения прецизионного измерительного оборудования. В сомнительных ситуациях обращайтесь за помощью к специалистам СТО.
|
Не забывайте, что решающим фактором в вопросе о целесообразности выполнения капитального ремонта двигателя является состояние блока его цилиндров. Часто дешевле и надежнее оказывается заменить изношенный двигатель восстановленным.
|
В заключение можно заметить, что все усилия по выполнению восстановительного ремонта изношенных компонентов окажутся потраченными впустую при небрежном отношении к требованию соблюдения чистоты при сборке агрегата.
|