4.9.2. Особенности сборки двигателей
Последовательность затяжки болтов и гаек шпилек крепления
крышек коренных подшипников
|
1 – передняя часть двигателя |
Установка крышки задней манжеты двигателей мод.331, 3317
и 3313 с помощью оправки
Проверка выступания торца гильзы цилиндров над плоскостью
блока двигателей мод.331, 3317 и 3313
Взаимное расположение замков поршневых колец перед
установкой поршня в гильзу
Перед сборкой двигателя необходимо произвести следующие действия:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Вкладыши подшипников и упорные полукольца
коленчатого вала, а также поршни и манжеты необходимо смазать моторным
маслом. |
2. Уложить в гнезда блока цилиндров и в соответствующие
крышки вкладыши коренных подшипников. |
3. Уложить в коренные подшипники коленчатый
вал с шестерней привода масляного насоса, ведущей звездочкой распределительного
вала и подшипником первичного вала коробки передач и вставить в гнезда
средней крышки коренных подшипников два упорных полукольца. |
4. Допускаемый осевой люфт коленчатого вале
0,1–0,29 мм (при осевом люфте 0,35 мм и более – полукольца заменить
новыми). |
5. Установить крышки коренных подшипников с
нижними вкладышами в соответствии с метками и равномерно затянуть
гайки шпилек коренных подшипников. Окончательную затяжку производить
динамометрическим ключом в соответствии с рис. Последовательность
затяжки болтов и гаек шпилек крепления крышек коренных подшипников.
Момент затяжки 90–100 Н·м (9–10) кгс·м. |
6. Наложить на задний фланец блока цилиндров
прокладку крышки манжеты. Надеть крышку с манжетой на оправку (рис.
Установка крышки задней манжеты двигателей мод.331, 3317 и 3313 с
помощью оправки) и, передвинув крышку с оправки на фланец коленчатого
вала, прикрепить ее болтами к блоку цилиндров. Центрирование крышки
с манжетой по отношению к фланцу коленчатого вала производить по трем
специальным выступам на крышке манжеты. |
7. Установить маховик на коленчатый вал. Перед
заворачиванием болтов подложить под них три стопорные пластины (по
одной под два болта). Завернуть болты и загнуть концы сто-порных пластин
так, чтобы исключить возможность отворачивания болтов. Окончательную
затяжку болтов производить динамометрическим ключом. Момент затяжки
70–80 Н·м (7–8 кгс·м) |
8. Вставить гильзы в расточки блока цилиндров
и проверить величину выступания торца гильзы над плоскостью блока
(рис. Проверка выступания торца гильзы
цилиндров над плоскостью блока двигателей мод.331, 3317 и 3313).
Величина выступания должна быть в пределах 0,01–0,08 мм. Проверку
производить калибром, предварительны прижав гильзу к блоку с усилием
5–7 кгс. Перед установкой гильз следует особенно тщательно очистить
от накипи и продуктов износа торцы гнезд под гильзы в блоке и посадочные
торцы на самих гильзах. |
9. Окончательную установку гильзы производить
после установки в нее
поршня с кольцами и шатуном в сборе. |
10. После проверки выступания вынуть гильзы
из блока и установить в них поршни с кольцами и шатунами в сборе.
Перед установкой поршня с кольцами и шатунами в сборе в гильзу смазать
маслом для двигателя поршневые кольца, юбку поршня и поршневой палец.
Установку поршневых колец производить так, чтобы их замки располагались
под углом 120° относительно друг друга (рис. Взаимное расположение
замков поршневых колец перед установкой поршня в гильзу). Перед установкой
поршня с кольцами в гильзу сжать кольца специальной обжимкой. |
11. Перед окончательной установкой гильз смазать
нитрокраской их посадочные поверхности. |
12. При установке гильзы в блок цилиндров особое
внимание обратить на правильность расположения поршня и шатуна. Стрелка
на днище поршня, выступ на стержне шатуна и паз на крышке шатуна должны
быть обращены в сторону цепной передачи привода распределительного
вала. |
13. Установить вкладыши в шатуны и крышки шатунов,
предварительно смазав их моторным маслом, и соединить шатуны с шейками
коленчатого вала, установить крышки и равномерно затянуть гайки шатунных
болтов. Окончательную затяжку производить динамометрическим ключом.
Момент затяжки 55–65 Н·м (5,5–6,5 кгс·м). |
14. Проверить, легко ли вращается коленчатый
вал в подшипниках, предварительно закрепив гильзы планками-держателями
(см. рис. Закрепление гильз цилиндров
двигателей мод.331, 3317 и 3313). |
15. Снять планки-держатели гильз со шпилек крепления
головки цилиндров и установить на шпильки уплотнительную прокладку
и головку цилиндров с впускной трубой, выпускным коллектором и топливным
насосом в сборе. |
16. Поврежденную или сильно обжатую уплотнительную
прокладку заменить новой. |
17. Прокладку головки блока с двух сторон смазать
тонким слоем графитовой смазки. |
18. Затяжку гаек крепления головки блока цилиндров
производить в последовательности, указанной на рис. Порядок
затяжки гаек шпилек крепления головки блока цилиндров к блоку двигателя
мод. 331, 3317 и 3313. Окончательную затяжку производить динамометрическим
ключом. Момент затяжки 90–100 Н·м (9–10 кгс·м). |
|
Перед установкой головки блока цилиндров в сборе необходимо произвести следующие
действия:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Повернуть коленчатый вал так,
чтобы поршень первого цилиндра находился в положении ВМТ. |
|
2. Распределительный вал должен
быть повернут так, чтобы риска на его фланце совпала с серединой прилива
на передней опоре распределительного вала. |
|
3. Отжать звездочку натяжного
устройства и накинуть цепь на ведущую и ведомую звездочки привода
распределительного вала; установить ведомую шестерню вместе с цепью
на .распределительный вал так, чтобы ведущая ветвь цепи не провисала.
|
Верхняя крышка распределительных звездочек
устанавливается после закрепления нижней крышки, кроме того, плунжер
натяжного устройства должен быть предварительно утоплен в крышке.
Затяжку болтов крышки производить в последовательности, указанной
на рисунке. |
4. Отпустить стопорный болт натяжного
устройства на 0,5–0,75 оборота. |
5. Установить на носок коленчатого
вала шкив и стопорную шайбу храповика и затянуть храповик динамометрическим
ключом. Момент затяжки 80–90 Нм (8–9 кгс.м). Затем загнуть стопорную
шайбу. |
|
6. Повернуть коленчатый вал по
часовой стрелке на 2–3 оборота с отпущенным стопорным болтом натяжного
устройства для выбора всех зазоров в приводе распределительного вала,
после чего завернуть стопорный болт (1) до упора. |
7. Установить привод распределителя
зажигания на двигатель (см. подраздел 4.5). |
|
8. Установить на место масляный
картер с прокладкой. Если состояние прокладки масляного картера неудовлетворительное
(прокладка сжата или повреждена), заменить ее новой. Затяжку винтов
и гаек крепления масляного картера производить в последовательности,
указанной на рисунке. |
9. Установить крышку головки цилиндров
с прокладкой. Если состояние прокладки крышки головки цилиндров неудовлетворительное,
следует заменить прокладку новой. |
10. При проведении ремонта двигателя
автомобиля, имеющего пробег более 60000 км, рекомендуется менять поршневые
кольца и шатунные вкладыши. |
11. При замене шпилек, выходящих
в полость водяной рубашки, а также прокладки крышки водяной рубашки
блока цилиндров устанавливать их на цинковые белила. |
|
|