17.2.1. Общая разборкаПеред началом разборки тщательно очистите двигатель снаружи. Заткните все отверстия двигателя чистыми тряпками для того, чтобы не допустить попадания внутрь двигателя инородных тел.
Двигатель имеет верхнее расположение распределительного вала. Привод распределительного вала зубчатым ремнем. Блок цилиндров отлит из чугуна, головка блока цилиндров алюминиевая.
По сравнению с дизельными двигателями, которые устанавливались ранее, он имеет несколько изменений в конструкции:
- головка блока цилиндров, седла клапанов, клапаны и камеры сгорания сделаны из материалов, которые выдерживают более высокую температуру;
- специальные сопла (форсунки) разбрызгивают масло на нижнюю часть поршней, охлаждая их;
- изменена конструкция поршней;
- передний конец коленчатого вала модифицирован;
- масляный радиатор расположен между масляным фильтром и фланцем фильтра;
- в связи с установкой турбокомпрессора была модифицирована система выпуска отработавших газов и впускная система.
Предупреждение
Все дизельные двигатели очень чувствительны к грязи, поэтому при проведении любых работ в двигателе следите за тем, чтобы грязь или другие инородные тела не попали в отверстия трубопроводов и места их соединений. Лучше всего сразу заклеивать все топливные трубопроводы, шланги и другие отверстия клейкой лентой.
Разборка двигателя подробно описывается в подразд. 17.3—17.10. Таким образом, мы можем рассмотреть работы, которые могут проводиться либо на установленном двигателе, либо на снятом, не описывая при этом какую-либо операцию по разборке двигателя дважды. Если проводится полная разборка двигателя, то просто следует комбинировать отдельные операции друг с другом в указанной последовательности.
При разборке следует помечать расположение всех съемных частей и деталей для того, чтобы при сборке установить их в исходное положение, в том случае, если они будут использоваться повторно. Особенно важно это для поршней, клапанов, крышек и вкладышей подшипников. Сложите детали таким образом, чтобы не перепутать их.
|
Предупреждение
Не помечайте подшипники и уплотнения царапинами на их поверхности или кернением. Многие из деталей выполнены из легкого сплава и поэтому с ними нужно аккуратно обращаться. Если для снятия какой-либо детали необходимо использовать молоток, то это может быть только резиновый, пластмассовый или обтянутый кожей молоток.
|
Если есть возможность, то установите двигатель на соответствующем монтажном стенде. При разборке двигателя действуйте в следующей последовательности:
- снимите кронштейн упорного подшипника приводного вала, а также турбокомпрессора;
- слейте моторное масло.
|
Рис. 374. При проведении каких-либо работ по разборке отсоедините: 1 — болты крепления впускной трубы; 2 — воздушный шланг от турбокомпрессора; 3 — шланг нагнетаемого воздуха от впускной системы; 4 — шланг вентиляции картера
|
Следующие детали снимите с двигателя, руководствуясь рис. 374:
- отверните болты 1 и отсоедините впускную трубу от турбокомпрессора;
- отсоедините воздушный шланг 2 от турбокомпрессора и радиатора нагнетаемого воздуха;
- отсоедините шланг нагнетаемого воздуха от впускной системы 3;
- отсоедините шланг вентиляции картера 4 от масляного фильтра.
Отсоедините трубопровод охлаждающей жидкости и снимите шланг охлаждающей жидкости с держателя и масляного радиатора.
Снимите хомут шланга со стороны маховика и отсоедините трубопровод охлаждающей жидкости.
|
Рис. 375. Снимите гаситель крутильных колебаний коленчатого вала 1 и шкив насоса гидроусилителя рулевого управления 2. Шкив насоса гидроусилителя рулевого управления можно зафиксировать в неподвижном положении при помощи шестигранника
|
Снимите расположенные в передней части двигателя шкив коленчатого вала (4 болта) и шкив насоса гидроусилителя рулевого управления ( рис. 375).
|
Рис. 376. Крепление генератора. Снизу виден натяжитель клинового ремня
|
Отверните четыре болта крепления хомута подвески двигателя и снимите его.
|
Рис. 377. Крепление предохранительных крышек поликлинового ремня: 1 — верхняя крышка; 2 — нижняя крышка
|
Снимите верхнюю крышку поликлинового ремня. Она крепится пружинными хомутами 1 ( рис. 377). Отверните нижнюю крышку. Она крепится тремя болтами 2.
|
Рис. 378. Снятие поликлинового ремня: 1 — натяжной ролик зубчатого приводного ремня; 2 — направляющий ролик зубчатого приводного ремня
|
Снимите поликлиновой ремень. Если вы планируете снова установить старый ремень, пометьте направление движения поликлинового ремня, нанеся цветную метку на его поверхности. Отверните гайку и отожмите натяжной ролик 1 ( рис. 378) в сторону. Снимите направляющий ролик 2. Снимите зубчатый ремень. Снимите устройство для натяжения ремня.
Снимите крышку головки блока цилиндров. Отсоедините шланг вентиляции картера от нижнего соединения и оставьте его на крышке головки блока цилиндров. Снимите предохранительные колпаки, расположенные над гайками крепления крышки головки блока цилиндров, открутите гайки и снимите крышку.
|
Рис. 379. Способ фиксации зубчатого колеса распределительного вала
|
Зафиксируйте шкив распределительного вала в неподвижном положении, снимите его. Предназначенный для этого упор показан на рис. 379. Использовать съемник для этой операции нельзя, можно вставить оправку через отверстие расположенной сзади колеса металлической стенки и сбивать шкив по кругу.
Снимите зубчатое колесо ТНВД. Его следует снимать при помощи специального трехконтактного съемника, зубцы которого должны быть вставлены в отверстия на зубчатом колесе насоса. Сначала открутите гайку зубчатого колеса. Для фиксации зубчатого колеса в неподвижном состоянии вставьте оправку в отверстие на зубчатом колесе насоса и удерживайте его, уперев оправку в блок цилиндров.
Отверните два болта на головке цилиндров и болт на ТНВД и снимите внутреннюю защиту поликлинового ремня.
Выньте щуп для измерения уровня масла в двигателе.
Отсоедините наконечник провода запорного клапана топлива и от электромагнитного клапана регулировки впрыска.
Отверните топливопроводы высокого давления от форсунок и ТНВД. Они крепятся при помощи накидных гаек.
Снимите ТНВД. Для этого отверните две гайки с одной стороны и болт с гайкой с другой стороны.
После этого отсоедините различные провода и шланги. Они показаны на рисунке 380:
- разъедините штекерную колодку переключателя 1 давления масла;
- разъедините штекерную колодку датчика 2 температуры;
- снимите с кронштейна штекерную колодку датчика 3 положения коленчатого вала;
- отсоедините штекерную колодку датчика 4 подъема иглы от держателя;
- отсоедините шланг 5 охлаждающей жидкости от распределительной камеры головки блока цилиндров.
Отверните электрическую шину свечей накаливания и отсоедините шланги слива масла.
Ослабьте крепления форсунок и снимите форсунки с головки блока цилиндров.
Выкрутите свечи накаливания.
Разъедините штекерную колодку датчика температуры охлаждающей жидкости.
Ослабьте расположенные поблизости от турбокомпрессора полый болт, кольцевое соединение, накидную гайку на турбокомпрессоре и открутите соединение. Разъедините штекерную колодку дополнительного нагрева, снимите жгут проводов на двигателе и открутите соединительный трубопровод для рециркуляции ОГ (4 болта).
Снимите выпускной трубу и турбокомпрессор. Сначала отпустите полый болт кольцевого соединения масляного трубопровода, затем открутите экран тепловой защиты выпускной трубы (2 болта), а после этого отверните 8 болтов крепления выпускной трубы.
Отверните 6 болтов крепления выпускного коллектора и снимите его.
|
Рис. 382. Порядок откручивания болтов головки блока цилиндров. При установке головки блока цилиндров болты затягивайте в обратной последовательности
|
Отверните болты крепления головки блока цилиндров равномерно в обратной последовательности относительно порядка затяжки болтов ( рис. 382) и выньте их. Для отворачивания болтов необходим специальный шестигранный ключ, без которого можно повредить внутреннюю часть шестигранной головки болтов, так что их уже невозможно будет вывернуть. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
Предупреждение
Болты к повторному применению непригодны и подлежат замене на новые.
|
Снимите кронштейн крепления вспомогательных агрегатов и масляный фильтр.
Отверните скобу крепления ТНВД (3 болта) и снимите масляный радиатор (одна гайка, в центре).
Отверните три болта в основании масляного фильтра и снимите основание масляного фильтра. Снимите натяжную плиту вакуумного насоса и снимите насос.
Снимите узлы, установленные на левой стороне двигателя: соединение вентиляции картера (2 болта), датчик положения коленчатого вала (1 болт, 1 пружинный зажим) и щуп для измерения уровня масла в двигателе.
Зафиксируйте коленчатый вал в неподвижном положении, вставив в зубчатый венец отвертку. Отверните равномерно крест-накрест 6 болтов крепления сцепления таким образом, чтобы их можно было вынуть. После этого полностью снимите сцепление.
Снимите с лицевой стороны двигателя зубчатые колеса коленчатого и промежуточного валов. Зафиксируйте коленчатый и промежуточный валы в неподвижном положении.
Зафиксируйте в неподвижном положении маховик и отверните 6 болтов его крепления.
Отверните промежуточную пластину двигателя.
Переверните двигатель и отверните масляный картер (20 болтов). Снимите прокладку.
Отверните масляный насос, расположенный в нижней части картера и снимите его.
Отверните шесть болтов и снимите задний фланец уплотнительного кольца. Снимите прокладку.
Предупреждение
Фланец к повторному применению непригоден и подлежат замене на новый.
|
Отверните с передней стороны двигателя фланец сальника коленчатого вала. Снимите прокладку. Выбейте сальник.
Отверните фланец промежуточного вала и отожмите фланец. Под фланцем находится уплотнительное кольцо. Снимите вал с двигателя.
Поверните коленчатый вал таким образом, чтобы два шатуна находились в нижней мертвой точке. Пометьте крышки подшипников шатуна, поставив на них номера цилиндров (цветом) и по очереди отверните крышки подшипников. Извлеките по очереди шатуны вместе с поршнями по направлению вверх из отверстия цилиндра. Обратите внимание, чтобы вкладыши подшипников и крышки подшипников сразу были присоединены к соответствующим шатунам.
Снимите коленчатый вал. Крышки подшипника в этом случае помечены числами (№ 1 – со стороны шкивов, № 5 – со стороны маховика). Смотри подраздел 17.9.
|
Рис. 383. Маховик: 1 — зубчатый обод; 2 — болты крепления зубчатого обода; 3 — установочный винт (должен выступать на расстояние a)
|
Отверните зубчатый обод, служащий для определения частоты вращения коленчатого вала, с носка коленчатого вала. На рис. 383 показан способ его крепления.
Снимите с нижней части картера масляные форсунки (отверните болты).
|