16.14.1. Электровентилятор системы охлаждения двигателя
Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя
На части автомобилей для обдува радиатора системы охлаждения воздухом предусмотрен электровентилятор. Он включается при срабатывании датчика-выключателя 37101Б, установленного в нижней части правого бачка радиатора. Ранее питание на электродвигатель вентилятора подавалось через реле. В этом случае применялся датчик температуры ТМ-108. В настоящее время схема электровентилятора упрощена и питание электродвигателя производится непосредственно через контакты датчика-выключателя. Датчик неразборный – в случае неисправности подлежит замене.
Электродвигатель МЭ-272 (или ему подобный) – постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Установлен в кожухе, закрепленном на кронштейнах радиатора. При эксплуатации электродвигатель обслуживания не требует, неисправный подлежит замене.
Технические данные электровентилятора и датчика 37101Б (ТМ-108)
Номинальная частота вращения
вала электродвигателя
с крыльчаткой, мин
–1
|
2500 – 2800
|
Потребляемая сила тока
электродвигателя, А
|
14
|
Температура замыкания
контактов датчика, °C
|
82±2 (82 ±2)
|
Температура размыкания
контактов датчика, °C
|
87±2 (87±2)
|
Перегревается двигатель, электровентилятор не включается.
Для проверки электродвигателя вентилятора подаем на выводы электродвигателя напряжение 12В от аккумуляторной батареи – исправный двигатель заработает.
Для проверки датчика температуры электровентилятора, отсоединив провода от датчика температуры, соединяем их между собой при включенном зажигании. Если вентилятор заработает – неисправен датчик.
Подсоединив омметр к выводам датчика и опустив его на длину резьбы в воду, термометром измеряем температуру включения и выключения датчика. Для этого воду нагреваем почти до кипения, а затем контролируем остывание. У исправного датчика температурная характеристика не должна отличаться от приведенной выше.
|