10.1. Общая информацияНа автомобилях с ручной коробкой передач устанавливается гидравлически
управляемая система сцепления с одним диском сухого типа. В отличие от систем
управляемых тросиком, данная система регулировке не подлежит и не требует ее.
Компонентами системы сцепления являются педаль сцепления, главный цилиндр, гидравлические
трубки, исполнительный цилиндр, выжимной подшипник и вилка, ведомый диск и нажимной
диск.
Ведомый диск установлен на шлицевой первичный вал коробки передач. Диск имеет
минимальный радиальный люфт и должен вращаться вместе с валом, однако при этом
имеет возможность свободно скользить вдоль его оси. Корзина с нажимным диском
приболчивается непосредственно к маховику и зажимает ведомый диск. Диафрагменные
пружины толкают нажимной диск к маховику, зажимая ведомый диск, что обеспечивает
передачу вращения коленвала на ведущий вал коробки передач.
Педаль сцепления соединяется с поршнем главного цилиндра с помощью соединительного
штока. При выжимании педали сцепления гидравлическая жидкость из главного цилиндра
по гидравлическим трубкам вытесняется в исполнительный цилиндр, который установлен
на ведущем вале коробки передач внутри купола сцепления. По мере повышения давления
поршень, перемещаясь в исполнительном цилиндре, приводит в действие выжимной подшипник
сцепления через вильчатый рычаг.
Выжимной подшипник сцепления нажимает на диафрагменную пружину, которая, в свою
очередь, снимает усилие, передаваемое на нажимной диск и ведомый диск. Ведомый
диск при этом сдвигается по шлицам вала от маховика и оба они вращаются независимо,
при этом движение не передается на ведущий вал коробки передач.
Такая схема управления через выжимание диафрагменной пружины позволяет сцеплению
находиться в состоянии частичного сцепления / расцепления или “проскальзывать”,
обеспечивая мягкое отпускание и продолжая передачу движения при переключении передач.
В дополнение к сказанному, ведомый диск изготовлен из двух половинок, которые
соединены друг с другом посредством демпфирующих пружин. При сжатии пружины обеспечивают
возможность небольшого свободного хода между дисками, служащий для демпфирования
сцепления, уменьшения вибраций и рывков автомобиля при трогании с места при включении
сцепления. Кроме того втулка ведомого диска является радиально подпружиненной
для демпфирования торсионных ударных нагрузок.
Применяемая в системе сцепления гидравлическая жидкость является той же жидкостью,
что применяется в тормозной системе, и поступает в главный цилиндр через выпускное
отверстие в компенсационном бачке. При проведении каких либо работ с какими либо
компонентами системы сцепления гидравлическая система должна быть загерметизирована
и по завершению работ необходимо произвести доливание жидкости и прокачку системы
для удаления воздушных пузырьков. Детальное описание этих процедур приведено в
Разделе
Прокачка гидравлической системы данной Главы.
Схема системы управления сцеплением автомобилей SAAB 9000 претерпевала множество
корректировок, хотя в общих чертах схема функционирования системы остается неизменной.
Главным образом изменения касались места установки главного цилиндра, производились
на моделях выпуска между до 1994 г. и после 1994 г., а также между моделями с
левосторонним и правосторонним рулевым управлением. Соответственным образом от
типа и даты выпуска автомобиля зависит и способ соединения между педалью сцепления
и главным цилиндром.
|