7.4. Системы заряда и запускаОбщая информация и меры предосторожности
Система заряда
Общая информация
К числу компонентов системы заряда относятся генератор переменного тока, встроенный в него регулятор напряжения, контрольная лампа заряда, аккумуляторная батарея, защитная плавкая вставка и соединяющая перечисленные компоненты электропроводка. Система заряда обеспечивает подачу электрического питания к системе зажигания, осветительным и сигнальным приборам, радиоприемнику и прочим потребителям электроэнергии. Генератор приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала и установлен в передней части двигателя. Дополнительную информацию по электрическим соединениям компонентов системы заряда можно почерпнуть из схем электрических соединений (см. Главу
Бортовое электрооборудование).
Электронный блок управления (ECM , в зависимости от текущих значений входных параметров (обороты двигателя, скорость движения автомобиля, температура охлаждающей жидкости, количество включенных потребителей электроэнергии и температура всасываемого воздуха), производит корректировку величины вырабатываемого генератором напряжения. Главной задачей системы является минимизация нагрузки на двигатель.
Задачей регулятора напряжения является ограничение вырабатываемого генератором напряжения в заданных пределах. Регулятор предотвращает перегрузки контуров и прочие неприятные явления, связанные со скачками напряжения.
Система заряда не нуждается в регулярном обслуживании. Тем не менее, следует периодически проверять состояние приводного ремня генератора, батареи, соединительной электросм. Главу
Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
Вмонтированная в приборный щиток контрольная лампа заряда кратковременно включается при повороте ключа зажигания в положение ON. Сразу после осуществления запуска двигателя лампа должна погаснуть. Отказ лампы от выключения свидетельствует о неисправностях в системе заряда. На некоторых моделях в приборный щиток дополнительно устанавливается вольтметр, позволяющий водителю вовремя отслеживать отклонения бортового напряжения от нормы. При выходе показаний вольтметра за пределы допустимого диапазона следует произвести проверку системы заряда.
Плавкая вставка представляет собой короткий отрезок помещенной в изоляцию проволоки, вмонтированный в главную косу электропроводки двигательного отсека. Суммарное сечение жилы проводника вставки в несколько раз меньше чем у электропроводки цепи, в которую она включена, что гарантирует надежную защиту последней от перегрузки.
Меры предосторожности
При стыковке клеммных соединений электрических цепей оборудованных генератором переменного тока автомобилей следует соблюдать особые меры предосторожности:
- При подсоединении электропроводки батареи к генератору ни в коем случае не допускайте нарушения полярности;
- Прежде чем применять при кузовном ремонте электродуговую сварку отсоединяйте электропроводку от клемм генератора и аккумуляторной батареи;
- Ни в коем случае не производите запуск двигателя при подключенном к батарее зарядном устройстве;
- Всегда, прежде чем производить зарядку батареи от внешнего источника питания, отсоединяйте от нее оба провода (сначала отрицательный);
- Старайтесь не допускать попадания рук, волос и свободных частей одежды в контакт с вращающимся приводным ремнем генератора во время производимых при работающем двигателе проверок;
- Так как генератор подсоединен непосредственно к батарее, его перегрузки и короткие замыкания способны вызвать воспламенение электропроводки и явиться причиной пожара;
- Прежде чем приступать к паровой чистке двигательного отсека заворачивайте генератор в полиэтиленовый пакет, который затем следует надежно закрепить резиновыми бандажами.
Система запуска
Общая информация
Система обеспечивает проворачивание двигателя с целью его запуска.
Основными компонентами системы являются стартер с установленным на нем тяговым реле, аккумуляторная батарея, замок зажигания и соединительная электропроводка.
Сборка стартера с тяговым реле закреплена сверху на силовом агрегате, вблизи купола трансмиссии.
При повороте ключа зажигания в положение START электропитание от батареи по цепи управления запуском подается на тяговое реле стартера. Реле производит переключение питания батареи непосредственно на электромотор стартера. Мотор начинает вращаться, одновременно проворачивая за зубчатый венец маховика/приводного диска коленчатый вал двигателя.
Функционирование стартера на моделях, оборудованных РКПП, делается возможным только при выжатой педали сцепления. На моделях с АТ обязательным условием является перевод рычага селектора в положение «Р» или «N».
Меры предосторожности
При выполнении любых работ с компонентами системы запуска следует соблюдать следующие особые меры предосторожности:
- Помните, что чрезмерно долгое проворачивание двигателя стартером может привести к серьезным повреждениям электромотора последнего в результате перегрева. Никогда не используйте стартер непрерывно долее 15 секунд, после чего ему следует дать остыть в течение одной-двух минут;
- Не забывайте, что стартер подсоединен непосредственно к батарее, что при неосторожном обращении, в результате перегрузок и коротких замыканий, делает вероятной возможность дугообразования, чреватую в свою очередь воспламенением проводки;
- Выполняя любые работы с компонентами системы запуска, в обязательном порядке отсоедините отрицательный провод от батареи, - помните, что если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею следует удостовериться в знании правильной комбинации для ввода аудиосистемы в действие!
|