3. Двигатель Спецификации
Общие параметры
|
Отдельные характеристики приведены также в тексте Главы и в случае обязательности их выполнения выделены жирным шрифтом.
|
Карбюраторные двигатели 1.6 л
Блок цилиндров
Максимальный изгиб поверхности блока
|
0.10 мм
|
Диаметр цилиндров:
|
|
76.000 — 76.010 мм
|
|
76.010 — 76.020 мм
|
|
76.020 — 76.030 мм
|
Ремонтные размеры
|
как для поршней
|
Максимальная овальность цилиндров
|
Менее 0.015 мм
|
максимальная конусность цилиндров
|
Менее 0.010 мм
|
Максимальный износ отверстий
|
0.20 мм
|
Люфт поршней
|
0.010 — 0.030 мм
|
Коленвал
Число коренных подшипников
|
5
|
Диаметр коренных шеек:
|
|
49.956 — 49.964 мм
|
|
49.948 — 49.956 мм
|
|
49.940 — 49.948 мм
|
Диаметр шатунных шеек
|
|
39.968 — 39.974 мм
|
|
39.962 — 39.968 мм
|
|
39.956 — 39.962 мм
|
Максимальное биение коленвала
|
менее 0.04 мм
|
Осевой люфт коленвала:
|
|
0.060 — 0.180 мм
|
|
0.30 мм
|
Толщина вкладышей коренных подшипников:
|
- размер 0 (черное обозначение)
|
1.826 — 1.830 мм
|
- размер 1 (коричневое обозначение)
|
1.830 — 1.834 мм
|
- размер 2 (зеленое обозначение)
|
1.834 — 1.838 мм
|
- размер 3 (желтое обозначение)
|
1.838 — 1.842 мм
|
- размер 4 (синее обозначение)
|
1.842 — 1.846 мм
|
|
1.960 — 1.964 мм
|
|
2.085 — 2.089 мм
|
Головка цилиндров
Материал
|
алюминиевый сплав
|
Макс. деформация поверхности
|
0.10 мм
|
Высота головки
|
117.8 — 118.0 мм
|
Зазоры клапанов (теплых):
|
- впускные клапаны, допустимые пределы
|
0.21 — 0.49 мм
|
- впускные клапаны, значение при регулировке
|
0.32 — 0.40 мм
|
- выпускные клапаны, допустимые пределы
|
0.30 — 0.58 мм
|
- выпускные клапаны, знач. при регулировке
|
0.37 — 0.45 мм
|
Зазоры клапанов (холодных) — температура около 20° С:
|
|
0.25 — 0.33 мм
|
|
0.32 — 0.40 мм
|
Диаметр тарелки клапана:
|
|
29.9 — 30.1 мм
|
|
23.9 — 24.1 мм
|
Общая длина клапанов:
|
|
92.05 — 92.45 мм
|
|
92.42 — 92.82 мм
|
Диаметр стержня клапана:
|
|
5.465 — 5.480 мм
|
|
5.445 — 5.460 мм
|
Угол фаски седла клапана
|
45°15' — 45°45'
|
Максимальная шлифовка стержня клапана
|
0.2 мм
|
Минимальная толщина кромки тарелки клапана
|
0.9 — 1.1 мм
|
Максимальный люфт стержня клапана
|
0.10 мм
|
Направляющие клапанов
Внутренний диаметр
|
5.500 — 5.515
|
Внешний диаметр:
|
|
9.523 — 9.534 мм
|
|
9.723 — 9.734 мм
|
Размер обработки для направляющей ремонтного размера
|
9.685 — 9.696 мм
|
Натяг направляющих
|
0.027 — 0.049 мм
|
Люфт стержней клапанов в направляющих:
|
|
0.020 — 0.050 мм
|
|
0.040 — 0.016 мм
|
|
0.10 мм
|
Пружины клапанов
Несжатая длина — все клапаны
|
40.0 мм
|
Установочная высота
|
23.64 мм при нагрузке 37.7 кг
|
Минимальная установочная длина
|
23.64 мм при нагрузке 33.7 кг
|
Максимальный изгиб пружины на верхней стороне
|
менее 1.75 мм (см.
иллюстрацию)
|
Толкатели клапанов
Внешний диаметр
|
29.960 — 29.975 мм
|
Внутренний диаметр
|
30.000 — 30. 021 мм
|
Зазор толкателей
|
0.025 — 0.061 мм
|
Фаски седел клапанов
Ширина фаски:
|
|
1.34 — 1.63 мм
|
|
1.70 — 2.12
|
Диаметр фаски клапана:
|
|
29.5 — 29.7 мм
|
|
23.5 — 23.7 мм
|
Размер обработки для седел ремонтного размера:
|
|
31.9 — 32.1 мм
|
|
25.2 — 25.4 мм
|
Угол фаски седла:
|
45°
|
- корректировочный угол — впускные клапаны 30 и 60°
|
30 и 60°
|
- корректировочный угол — выпускные клапаны
|
10 и 60°
|
Распредвал и подшипники распредвала
Высота кулачков:
|
|
39.880 — 40.070 мм
|
|
39.980 — 40.070 мм
|
Граница износа
|
меньше на 0.20 мм
|
Осевой люфт распредвала
|
0.115 — 0.118 мм
|
граница износа
|
0.20 мм
|
Максимальное биение распредвала
|
0.10 мм
|
люфт подшипников распредвала
|
0.045 -0. 086 мм
|
граница износа
|
0.15 мм
|
Внутренний диаметр отверстий распредвала:
|
|
28.000 — 28.021 мм
|
|
24.000 — 24.021 мм
|
Диаметр шеек распредвала:
|
|
27.935 — 27.955 мм
|
|
23.935 — 23.995 мм
|
Распределительный механизм
Впускной клапан открывается
|
0° (ВМТ)
|
Впускной клапан закрывается
|
42° после НМТ
|
Выпускной клапан открывается
|
42° перед НМТ
|
Выпускной клапан закрывается
|
0° (ВМТ)
|
Поршни
Материал и конструкция
|
сплав алюминия, поршни с жесткой юбкой
|
Поршневые кольца
|
два компрессионных, одно маслосъемное кольца
|
Поршневые пальцы
|
плавают в шатунах, запрессованы в поршни. Пальцы закреплены стопорными кольцами.
|
Диаметр поршня:
|
|
75.980 — 75.990 мм
|
|
75.990 — 76.000 мм
|
|
76.000 — 76.010 мм
|
- ремонтный размер на 0.5 мм
|
76.490 — 76.510 мм
|
- ремонтный размер на 1.0 мм
|
76.990 — 77.010 мм
|
Люфт поршней
|
0.010 — 0. 030 мм
|
Места измерения поршня
|
см.
иллюстрацию |
Отверстие поршневого пальца
|
18.987 — 18.999 мм
|
Диаметр поршневого пальца
|
18.989 — 19.001 мм
|
Поршневые кольца
Вертикальный люфт колец в пазах:
|
- верхнее компрессионное кольцо
|
0.040 — 0.085 мм
|
- второе компрессионное кольцо
|
0.030 — 0.065 мм
|
|
0.20 мм
|
Зазоры в замках поршневых колец:
|
- верхнее компрессионное кольцо
|
0.20 мм — 0.40 мм
|
- второе компрессионное кольцо
|
0.35 - 0.55 мм
|
|
0.25 — 1.0 мм
|
Граница износа зазоров в замках колец:
|
- верхнее компрессионное кольцо
|
0.49 мм
|
- второе компрессионное кольцо
|
0.64 мм
|
|
1.09 мм
|
Поршневые пальцы
Внешний диаметр
|
18.989 — 18.999 мм
|
Диаметр проушины поршня
|
18.987 — 18.999 мм
|
Зазор в поршне
|
натяг — 0.004 до 0 мм
|
Зазор во втулке проушины шатуна
|
0.005 — 0. 017 мм
|
Шатуны
Осевой люфт на шейке коленвала
|
0.20 — 0.47 мм
|
|
0.52 мм
|
Люфт подшипника
|
0.010 — 0.035 мм
|
- максимально допустимый люфт
|
0.055 мм
|
Максимальная деформация
|
0.15 мм на 100мм
|
Максимальное скручивание шатунов
|
0.3 мм на 100 мм
|
Длина шатунов, от центра до центра
|
140.45 — 140.55 мм
|
Диаметр отверстия проушины шатуна
|
19.000 — 19.012 (втулка натянута)
|
Диаметр отверстия шатунного подшипника
|
43.000 — 43.013 (без вкладышей)
|
Вкладыши шатунных подшипников
|
|
1.505 — 1.508 (три класса допуска)
|
Вкладыши шатунных подшипников
|
|
0.08; 0.12 и 0.25 мм
|
Инжекторные двигатели 2.0 л
Блок цилиндров
Максимальный изгиб поверхности блока
|
0.10 мм
|
Диаметр цилиндров:
|
|
86.000 — 86.010 мм
|
|
86.010 — 86.020 мм
|
|
86.020 — 86.030 мм
|
Ремонтные размеры
|
как для поршней
|
Максимальная овальность цилиндров
|
Менее 0.015 мм
|
максимальная конусность цилиндров
|
Менее 0.010 мм
|
Максимальный износ отверстий
|
0.20 мм
|
Люфт поршней
|
0.010 — 0.030 мм
|
Коленвал
Число коренных подшипников
|
5
|
Диаметр коренных шеек:
|
|
54.974 — 54.980 мм
|
|
54.968 — 54.974 мм
|
|
54.962 — 54.968 мм
|
Диаметр шатунных шеек:
|
|
47.968 — 47.974 мм
|
|
47.962 — 47.968 мм
|
|
47.956 — 47.962 мм
|
Максимальное биение коленвала
|
менее 0.025 мм
|
Осевой люфт коленвала:
|
|
0.012 — 0.026 мм
|
|
0. 30 мм
|
Толщина вкладышей коренных подшипников:
|
- размер 0 (черное обозначение)
|
1.977 — 1.980 мм
|
- размер 1 (коричневое обозначение)
|
1.980 — 1.983 мм
|
- размер 2 (зеленое обозначение)
|
1.983 — 1.986 мм
|
- размер 3 (желтое обозначение)
|
1.986 — 1.989 мм
|
- размер 4 (синее обозначение)
|
1.989 — 1.992 мм
|
- размер 5 (розовое обозначение)
|
1.992 — 1.995 мм
|
- размер 6 (белое обозначение или без обозначения)
|
1.995 — 1.998 мм
|
- ремонтный размер, 0.25 мм
|
2.109 — 2.117 мм
|
Головка цилиндров
Материал
|
алюминиевый сплав
|
Макс, деформация поверхности
|
0.10 мм
|
Высота головки
|
136.9 — 137.1 мм
|
Диаметр тарелки клапана:
|
|
34.0 — 34.2 мм
|
|
30.0 — 30.2 мм
|
Общая длина клапанов:
|
|
101.24 — 101.56 мм
|
|
102.11 — 102.53 мм
|
Диаметр стержня клапана:
|
|
5.965 — 5.980 мм
|
|
6.945 — 6.960 мм
|
|
5.945 — 5.560 мм
|
Угол фаски седла клапана
|
45°15' — 45°45'
|
Максимальная шлифовка стержня клапана
|
0.2 мм
|
Минимальная толщина кромки тарелки клапана:
|
|
1.3 мм
|
|
1.6 мм
|
Максимальный люфт стержня клапана
|
0.10 мм
|
Направляющие клапанов
Внутренний диаметр, впускные клапаны
|
6.000 — 6.018 мм
|
Внутренний диаметр, выпускные клапаны:
|
|
7.000 — 7.018 мм
|
|
6.000 — 6.018 мм
|
Внешний диаметр — впускные клапаны:
|
|
10.023 — 10.034 мм
|
Внешний диаметр — выпускные клапаны:
|
- номинальный размер — двигатель SR20DE
|
11.023 — 11.034 мм
|
|
10.023 — 10.034 мм
|
- ремонтный размер — двигатель SR20DE
|
11.223 — 11.234 мм
|
|
10.223 — 10.234 мм
|
Размер обработки для направляющей ремонтного размера:
|
|
10.175 — 10.196 мм
|
- выпускные клапаны — двигатель SR20DE
|
11.175 — 11.196 мм
|
|
10.175 — 10.196 мм
|
Натяг направляющих
|
0.027 — 0.059 мм
|
Люфт стержней клапанов в направляющих:
|
|
0.020 — 0.053 мм
|
|
0.040 — 0.073 мм
|
|
0.10 мм
|
Пружины клапанов
Несжатая длина — все клапаны
|
49.36 мм
|
Установочная высота
|
30.00 мм при нагрузке 58 - 66.5 кг
|
Минимальная установочная длина
|
30.00 мм при нагрузке 56 кг
|
Максимальный изгиб пружины на верхней стороне
|
менее 2.20 мм (см.
иллюстрацию)
|
Гидравлические толкатели клапанов
Внешний диаметр
|
16.980 — 16.993 мм
|
Внутренний диаметр
|
17.000 — 17.020 мм
|
Зазор толкателей
|
0.007 — 0.040 мм
|
Фаски седел клапанов
Ширина фаски:
|
|
1.40 — 1.70 мм
|
|
1.70 — 2.00 мм
|
Диаметр фаски клапана:
|
|
33.6 — 33.8 мм
|
|
29.4 — 29.6 мм
|
Размер обработки для седел ремонтного размера:
|
|
35.500 — 35.516 мм
|
|
31.500 — 31.516 мм
|
Угол фаски седла
|
45° С
|
Распредвал и подшипники распредвала
Высота кулачков:
|
- впускные кулачки — двигатель SR20DE
|
38.408 — 38.598 мм
|
|
37.920 — 38.110 мм
|
- выпускные кулачки — двигатель SR20DE
|
37.920 — 38.110 мм
|
|
37.920 — 38.110 мм
|
Граница износа
|
меньше на 0.20 мм
|
Осевой люфт распредвала
|
0.055 — 0.139 мм
|
|
0.20 мм
|
Максимальное биение распредвала
|
0.10 мм
|
- люфт подшипников распредвала
|
0.045 — 0.086 мм
|
|
0.12 мм
|
Внутренний диаметр подшипников распредвала
|
28.000 — 28.021 мм
|
Диаметр шеек распредвала
|
27.935 — 27.955 мм
|
Распределительный механизм
|
двигатель SR20DE
|
двигатель SR20Di
|
Впускной клапан открывается
|
9° перед ВМТ
|
14° перед ВМТ
|
Впускной клапан закрывается
|
59° после НМТ
|
46° после НМТ
|
Выпускной клапан открывается
|
51° перед НМТ
|
58° перед НМТ
|
Выпускной клапан закрывается
|
9° после ВМТ
|
2° после ВМТ
|
Поршни
Материал и конструкция
|
сплав алюминия, поршни с жесткой юбкой
|
Поршневые кольца
|
два компрессионных, одно маслосъемное кольца
|
Поршневые пальцы
|
плавают в шатунах, запрессованы в поршни. Пальцы закреплены стопорными кольцами.
|
Диаметр поршня:
|
|
85.980 — 85.990 мм
|
|
85.990 — 86.000 мм
|
|
86.000 — 86.010 мм
|
- ремонтный размер на 0.2 мм
|
86.180 — 86.210 мм
|
Люфт поршней
|
0.010 - 0.030 мм
|
Места измерения поршня
|
см.
иллюстрацию
|
Отверстие поршневого пальцаx
|
0.010 — 0.030 мм
|
Диаметр поршневого пальца
|
21.989 — 22.001 мм
|
Поршневые кольца
Вертикальный люфт колец в пазах:
|
- верхнее компрессионное кольцо
|
0.040 — 0.080 мм
|
- второе компрессионное кольцо
|
0.030 — 0.070 мм
|
|
0.20 мм
|
Зазоры в замках поршневых колец: верхнее компрессионное кольцо
|
0.20 — 0.30 мм
|
- второе компрессионное кольцо
|
0.35 — 0.50 мм
|
|
0.20 — 0.60 мм
|
- Граница износа зазоров в замках колец
|
1.0 мм
|
Поршневые пальцы
Внешний диаметр
|
21.989 — 22.001 мм
|
Диаметр проушины поршня
|
21.987 - 21.999 мм
|
Зазор в поршне
|
натяг — 0.004 до 0 мм
|
Зазор во втулке проушины шатуна
|
0.005 — 0.017 мм
|
|
0.023 мм
|
Шатуны
Осевой люфт на шейке коленвала
|
0.20 — 0.35 мм
|
|
0.50 мм
|
Люфт подшипника
|
0.020 — 0.045 мм
|
- максимально допустимый люфт
|
0.09 мм
|
Максимальная деформация
|
0.15 мм на 100мм
|
Максимальное скручивание шатунов
|
0.3 мм на 100 мм
|
Длина шатунов, от центра до центра
|
136.30 мм
|
Диаметр отверстия проушины шатуна
|
22.000 — 22.012 (втулка натянута)
|
Диаметр отверстия шатунного подшипника
|
51.000 — 51.013 мм (без вкладышей)
|
Вкладыши шатунных подшипников
|
|
1.500 — 1.503 (три класса допуска)
|
Вкладыши шатунных подшипников
|
|
0.08; 0.12 и 0.25 мм
|
Различные данные
Биение звездочки распредвала
|
макс.0.25 мм
|
Макс, биение фрикционной поверхности маховика
|
макс.0.10 мм
|
Регулировочные шайбы зазора клапанов:
|
|
от 2.80 до 3.20 мм
|
|
0.025 мм
|
Обозначения в шайбах
|
28 = 2.8 мм
|
Система смазки
Конструкция
|
шестеренчатый насос, различная форма зубцов на двигателях 1.6 и 2.0 л. Приводится в действие с передней стороны коленвала. Находится в крышке привода распределительного механизма.
|
Зазоры насоса — двигатель 1.6 л
|
- зазор между отверстием корпуса и внешней шестерней
|
0.11 — 0.20 мм
|
- зазор между внутренней шестерней и серпом
|
0.0385 — 0.3015 мм
|
- зазор между внешней шестерней и серпом
|
0.0375 — 0.3825 мм
|
- зазор между корпусом и внутренней шестерней
|
0.05 — 0.09 мм
|
- зазор между корпусом и внешней шестерней
|
0.05 — 0.11 мм
|
Зазоры насоса — двигатель 2.0 л
|
- зазор между корпусом и внешней шестерней
|
0.1 — 0.20 мм
|
- зазор между вершинами зубцов внутренней и внешней шестерни
|
менее 0.18 мм
|
- зазор между корпусом и внутренней шестерней
|
0.05 — 0.09 мм
|
- зазор между корпусом и внешней шестерней
|
0.11 — 0.20 мм
|
Давление масла:
|
|
см. выше
|
|
см. выше
|
Количество масла
|
см. Типы и объемы применяемых смазок и жидкостей в Главе
Текущий уход и обслуживание |
Масляный фильтр
|
|
патрон
|
Усилия затягивания резьбовых соединений, Н•м
Моменты затяжки крепежа приведены в тексте Главы и на некоторых иллюстрациях*.
*Выделенные в тексте жирным шрифтом моменты затяжки подлежат точному соблюдению; не выделенные жирным шрифтом усилия приведены лишь ориентировочно.
Карбюраторный двигатель
Болты головки цилиндров:
|
|
30
|
|
59
|
|
ослабьте все болты
|
|
30
|
|
довернуть на угол 50 — 55° или 60±5
|
Гайки шатунных подшипников:
|
|
14 — 16
|
|
23 — 29 или 35 — 40°
|
|
85 — 95
|
- болты крышек коренных подшипников
|
47 — 53
|
|
6.5 — 8.5
|
|
30 — 40
|
|
100 — 130
|
- болт промежуточной звездочки
|
45 — 60
|
|
135 — 155
|
- направляющая и натяжная планка цепи
|
13 — 19
|
- крепление натяжителя цепи
|
6 — 12
|
- направляющая цепи в головке цилиндров
|
6.5 — 8.5
|
- натяжитель цепи в головке цилиндров
|
6.5 — 8.5
|
- болты крышек подшипников распредвала
|
9 — 12
|
- крышка распредвалов на головке цилиндров
|
3.7 — 5.0
|
|
2 — 4
|
|
16 — 21
|
|
6.3 — 8.3
|
- водяной впускной патрубок
|
6.3 — 8.3
|
|
6.3 — 8.4
|
|
16 — 21
|
- распределитель на головке
|
9 — 12
|
- опора на впускном трубопроводе
|
16 — 21
|
|
32 — 43
|
|
16 — 21
|
|
38 — 50
|
Инжекторный двигатель
Болты головки цилиндров:
|
|
39
|
|
78
|
|
ослабьте все болты
|
|
35 — 45
|
|
довернуть на 90 — 100°
|
Гайки шатунных подшипников:
|
|
14 — 16
|
|
38 — 44 или 60 — 65°
|
|
85 — 95
|
|
85 — 95
|
Болты крышек коренных подшипников:
|
|
|
32 — 38
|
|
73 — 82 или 45 — 50°
|
|
6.5 — 7.5
|
|
6.5 — 7.5
|
- алюминиевый поддон см. иллюстрацию
|
10 — 13
|
|
30 — 40
|
- болт шестерни распредвала
|
140 — 160
|
|
145 — 155
|
- направляющая и натяжная планка цепи
|
13 — 19
|
- крепление натяжителя цепи
|
6.3 — 8.3
|
- направляющая цепи, верхняя
|
16 — 19
|
- болты крышек подшипников распредвала
|
см.
иллюстрации Последовательность затяжки крышек подшипников распредвалов. Большая крышка относится к левому распредвалу и
Отдельные упомянутые в тексте болты обозначены буквами от А до D. |
|
см.
иллюстрацию
|
- натяжное устройство насоса рулевого управления
|
16 — 22
|
- консоль насоса рулевого управления
|
45 — 60
|
|
16 — 21
|
- маслоотражатель на головке цилиндров
|
16 — 21
|
- водяной впускной патрубок
|
6.3 — 8.3
|
- сливная пробка блока цилиндров
|
8 — 12
|
|
6.3 — 8.3
|
- распределитель зажигания на головке
|
13 — 16
|
|