3.4. Головка цилиндров и привод газораспределительного механизмаСнятие и установка головки цилиндров с установленного двигателя
В следующем описании описаны те работы, которые требуются, если установлены головка цилиндров и привод распределительного механизма. Описание включает в себя также снятие и установку распредвалов. Из-за отличий карбюраторного и инжекторного двигателя работы описаны отдельно. Основным различием карбюраторного и инжекторного двигателей является использование в инжекторном двигателе одной приводной цепи, а в карбюраторном двух цепей. В нижеследующем описании некоторые работы даны только в виде указаний. Для проведения специфических операций следует прочесть соответствующий раздел руководства.
Автомобили с инжекторным двигателем
Элементы привода распределительного механизма инжекторного двигателя
|
|
|
|
- Снизьте давление в системе питания, как было описано в Разделе
Снятие и установка двигателя. Для этого выньте изображенный на
иллюстрации
предохранитель.
- Отвинтите все панели, находящиеся под передком автомобиля.
- Установите переднюю часть автомобиля на опоры, отвинтите правое колесо и отвинтите щиток в передней правой колесной арке.
- Слейте охлаждающую жидкость, как описано в Главе
Системы охлаждения и отопления.
- Снимите радиатор.
- Снимите всасывающий воздушный шланг к впускному трубопроводу.
- Ослабьте и снимите приводной ремень на торцевой стороне двигателя.
Отвинтите ременный шкив водяного насоса.
- Снимите генератор.
- Снимите насос усилителя рулевого управления.
- Снимите трос газа.
- Вывинтите все свечи зажигания.
- Снимите крышку головки цилиндров. Чтобы не перетянуть крышку следует соблюдать определенную последовательность при ослаблении болтов. Она показана на иллюстрации ниже. Со стороны головки цилиндров находится маслоотражатель, который следует снять.
Последовательность ослабления болтов крышки головки цилиндров. Затяжку производить в обратной последовательности
|
1 — крышка головки цилиндров
2 — маслоотражатель
|
- Отвинтите все опоры впускного трубопровода. На двигателе SR20DE используется несколько опор, которые показаны на
иллюстрации. На двигателе SR20Di используется только одна опора.
- Снимите патрон масляного фильтра и консоль насоса усилителя рулевого управления.
- Проверните коленвал (установив торцевую головку на болт ременного шкива коленвала), пока метка на ременном шкиве не будет находиться напротив указателя на крышке привода распределительного механизма (см. иллюстрацию ниже). В этом положении управляющие метки каждой шестерни привода распредвала находятся в изображенном на иллюстрации положении.
Управляющие метки (1) на звездочках распредвалов должны находиться в указанном положении, когда поршень 1-го цилиндра находится в положении ВМТ
|
1 — управляющие метки
2 — правая звездочка
3 — левая звездочка
|
- Удалите гайку и болт и выньте натяжитель цепи из головки цилиндров. На натяжителе находится прокладка и уплотнение круглого сечения. Обе детали следует заменить.
- Снимите крышку распределителя и осмотрите головку распределителя. Бегунок распределителя будет находиться в положении, показанном на иллюстрации. Чтобы запомнить это положение, следует на корпусе распределителя провести чертилкой линию напротив середины бегунка. Затем удалите оба болта (стрелки) и выньте распределитель.
|
Перед снятием распределителя (2) провести на корпусе (стрелка) линию напротив бегунка (2).
|
- Ослабьте два болта и снимите направляющую цепи.
- Ослабьте оба болта звездочек распредвалов. При этом валы следует удерживать от проворачивания. За звездочкой вал имеет шестигранник на который можно установить разводной ключ, как показано на иллюстрации ниже.
|
Ослабление болтов звездочек распредвалов.
|
- Снимите крышки подшипников распредвалов, распредвалы, маслопровод и проводящую пластину. При ослаблении крышек подшипников должна соблюдаться определенная последовательность. Она показана на иллюстрации ниже.
Последовательность ослабления болтов крышек подшипников распредвалов
|
А — правый распредвал
В — крышки подшипников распредвала
С — левый распредвал
D — проводящая пластина
Е — маслопровод
|
- После ослабления шланговых хомутов отключите следующие шланги: шланг к блоку цилиндров, шланги от отопителя и, если имеется водяной шланг от маслоохладителя.
- На двигателе SR20DE снимите стартер. Также на этом двигателе следует отвинтить водяную трубку.
- Отвинтите болты головки цилиндров на внешней стороне. Они находятся в местах, обозначенных на иллюстрации ниже, три рядом с ременным шкивом водяного насоса и один рядом с распределителем зажигания.
|
Положение внешних болтов головки цилиндров. Три на стороне ременного шкива водяного насоса (1) и один на стороне распределителя (2).
|
- Ослабьте болты головки цилиндров с внешней стороны к середине равномерными проходами и приподнимите головку цилиндров. Впускной трубопровод и выпускной коллектор остаются на головке. На иллюстрации
ниже изображена последовательность ослабления болтов. Если головка приклеилась к блоку можно постучать по ней резиновым молотком. Ни в коем случае не пытайтесь вставить между уплотнительными поверхностями отвертку. Положите головку на верстак, если она будет разбираться или ремонтироваться.
|
Последовательность ослабления болтов головки цилиндров. Стрелка обращена вперед.
|
- Снимите поддон картера (Глава
Системы охлаждения и отопления).
- С нижней стороны картера снимите масловсасывающую сетку и маслопроводящую пластину.
- Ослабьте болт ременного шкива коленвала. Чтобы зафиксировать вал от проворачивания, можно включить передачу. Отожмите ременный шкив двумя монтировками. Прочно сидящий распредвал можно снять с помощью съемника. Чтобы установить изображенный на иллюстрации ниже съемник, в ременном шкиве имеются два резьбовых отверстия.
|
Снятие ременного шкива коленвала.
|
- Теперь двигатель следует приподнять из опор. Для этого можно использовать мобильный подъемник с подходящей стальной пластиной чтобы пластина упиралась в раму коренных подшипников коленвала.
- Снимите переднюю подвеску двигателя.
- Отвинтите крышку привода распределительного механизма на торце двигателя. Всего должно быть ослаблено 9 болтов.
- Ослабьте показанные на иллюстрации ниже болты и снимите правую (1) и левую (2) направляющие цепи.
|
Установка правой (1) и левой (2) направляющих цепи.
|
- Снимите приводную цепь, если требуется, снимите звездочку коленвала. Запомните, как она надета. Тщательно очистите и проверьте все детали особенно детали привода распределительного механизма. Изношенные звездочки распознаются по очень блестящим местам, которые можно заметить и на роликах цепи. Проверка деталей головки цилиндров, включая распредвалы, рассматривается далее. При установке деталей привода распределительного механизма и головки цилиндров действуйте в следующей последовательности. Все необходимые моменты затяжки указаны на
иллюстрации, на них указано также в тексте.
- Забейте звездочку на коленвал. Буртик звездочки должен быть обращен к коленвалу. Следите, чтобы правильно вошла шпонка.
- Проверните коленвал, чтобы шпонка в звездочке стояла вертикально вверх. Управляющая метка на звездочке находится в положении «на 4 часа». Осмотрите цепь и найдите помеченное звено. На одной стороне цепи можно обнаружить две метки, отстоящие друг от друга на 20 звеньев. Они служат для распредвалов. Если отсчитать 48 звеньев, можно найти метку для коленвала. Это звено также имеет цвет, отличающийся от двух других. Наложите цепь на звездочку коленвала чтобы совпали метки.
- Согласно
иллюстрации
установите и затяните направляющие цепи. Подвесьте цепь вверху в ослабленном состоянии.
- Удалите старую прокладку с крышки привода распределительного механизма и с уплотнительной поверхности блока цилиндров и нанести герметик на уплотнительные поверхности (полоска шириной 2-3 мм). Наденьте дистанционный элемент (20) привода масляного насоса (иллюстрация) и привинтите крышку к блоку цилиндров. Весь вытесненный герметик удалите.
- Снова установите переднюю опору двигателя и удалите подъемник.
- Забейте ременный шкив коленвала на вал и затяните болт. При этом удерживайте коленвал от проворачивания. Метка «0» на шкиве должна находиться напротив указателя в крышке привода распределительного механизма (сравните с
иллюстрацией).
- Установите масловсасывающую сетку и маслопроводящую пластину.
- Эти работы описаны в Главе
Системы охлаждения и отопления.
- Смажьте места соединения между крышкой привода распределительного механизма и блоком цилиндров небольшим количеством герметика и наложите прокладку головки цилиндров.
- Установите головку цилиндров с впускным трубопроводом и выпускным коллекторам и осадите резиновым молотком.
- Перед установкой болтов головки цилиндров их следует измерить. Если расстояние от конца резьбы до нижней стороны головки болта превышает 158.2 мм, соответствующий болт должен быть заменен.
- Затяните болты головки цилиндров в последовательности, обратной приведенной
на
иллюстрации. Смажьте резьбу болтов и нижнюю часть головки болта маслом и затяните все болты пальцами. Затяжка болтов осуществляется следующим образом:
- Затяните все болты в соответствии с диаграммой на иллюстрации 4.24 с усилием 40 Н•м.
- Затяните все болты в соответствии с диаграммой на иллюстрации 4.24 с усилием 80 Н•м.
- Полностью ослабьте все болты.
- Затяните все болты в соответствии с диаграммой на иллюстрации 4.24 с усилием 35 - 45 Н•м.
- Затяните все болты на определенный угол в последовательности, показанной на
иллюстрации. Все болты следует довернуть на угол 90 - 100°.
- Чтобы правильно выдержать угол необходим шаблон который следует изготовить самостоятельно. Вырежьте круг из картона и разделите его на четыре равных сегмента по 90°. Разделите один из сегментов, как показано на
иллюстрации, чтобы обозначить область 90 - 100°. Точно посередине шаблона прорежьте четырехгранное отверстие размером с используемую торцевую головку и удлинитель. При затяжке действуйте следующим образом:
Последовательность затяжки крышек подшипников распредвалов. Большая крышка относится к левому распредвалу
|
А — правый распредвал
В — левый распредвал
С — маслопроводная пластина
D — маслопровод
|
|
Вид самодельного угломера. Он должен использоваться при затяжке болтов головки цилиндров.
|
- Наденьте шаблон на удлинитель и воткните удлинитель в торцевую головку.
- Наденьте головку на болт (10) (см.
иллюстрацию) и совместите точку «0» с любой точкой на головке цилиндров.
- Теперь затяните болт, пока не будет достигнута метка 90 - 100°.
- Таким же образом затяните остальные болты, по возможности выдерживая угол как можно точнее.
- Таким же образом доверните болты еще на 90 - 100° Ни в коем случае нельзя доворачивать болты сразу на 180 - 200° т. е. на пол-оборота. Доворачивание на заданный угол должно осуществляться за два прохода.
- Ввинтите 4 болта головки цилиндров на внешней стороне.
- На двигателе SR20DE установите водяную трубку. Также на этом двигателе установите на место стартер.
- Подключите все водяные шланги. Проверьте, можно ли повторно использовать шланги и хомуты.
- Очистите поверхность крышки крайнего подшипника левого распредвала от остатков герметика и очистите также от него монтажную сторону головки цилиндров. Затем покройте сопрягаемые поверхности герметиком.
- Хорошо смажьте шейки подшипников распредвалов и вложите в опорные отверстия. Проверните распредвалы, пока направляющие штифты оконечных поверхностей не займут следующее положение:
- Штифт правого вала должен стоять вертикально вверх (12 часов)
- Штифт левого вала должен также быть обращен вверх (но на 10 часов)
- Затяните теперь крышки подшипников распредвалов. Эта работа довольно сложная и должна выполняться, руководствуясь
иллюстрациями
Последовательность затяжки крышек подшипников распредвалов. Большая крышка относится к левому распредвалу и
Отдельные упомянутые в тексте болты обозначены буквами от А до D ниже. На одной иллюстрации дана последовательность затяжки, на другой иллюстрации показаны различные болты, которые имеют разные моменты затяжки.
Действуйте следующим образом:
|
Отдельные упомянутые в тексте болты обозначены буквами от А до D.
|
- При затяжке правого распредвала затяните болты (9) и (10) а затем болты с (1) по (8) в заданной последовательности с усилием 2 Н•м.
- При затяжке левого распредвала затяните болты (11) и (12) а затем болты с (1) по (10) в заданной последовательности с усилием 2 Н•м.
- Затяните все болты в приведенной выше последовательности с усилием 6 Н•м.
- Затяните все болты, обозначенные на
иллюстрации буквами А, В и С, в приведенной выше последовательности с усилием 9 -12 Н•м.
- Затяните все болты, обозначенные на
иллюстрации
буквой D, с усилием 18 - 25 Н•м.
- Наденьте звездочки распредвалов (соединив с направляющими штифтами), одновременно установив цепь. Метки на звездочках и звеньях цепи должны совпадать, как видно из
иллюстрации.
- Вверните болты, удерживая распредвалы (см.
иллюстрацию) затяните болты с усилием 14-16 Н•м.
- Установите направляющую цепи (6) (см.
иллюстрацию).
- Установите распределитель зажигания. Приемный шлиц в распредвале должен располагаться горизонтально. После установки сравните распределитель с
иллюстрацией.
- Установите натяжитель цепи. При этом следует руководствоваться иллюстрацией, чтобы натянуть натяжитель. Для этого нажмите стопорную защелку (1) вовнутрь и вдвиньте поршень (2) в натяжитель, пока крючок (4) нельзя будет защелкнуть над штифтом (3). Привинтите натяжитель стрелкой к передней стороне двигателя. После затяжки натяжителя, крючок (4) освобождается, и натяжитель автоматически срабатывает.
Элементы для блокировки натяжителя цепи
|
1 — стопорная скоба
2 — поршень
3 — штифт
4 — крючок
|
- Привинтите цоколь масляного фильтра и консоль насоса усилителя рулевого управления.
- Установите опоры или опору впускного трубопровода.
- Удалите все остатки прокладки с уплотнительных поверхностей головки цилиндров и крышки головки цилиндров и покройте обе поверхности герметиком.
- Наложите прокладку и затяните гайки крепления в последовательности обратной
иллюстрации. Сначала затяните находящиеся посередине гайки начиная с гаек (4), (3), (1) и (6) с усилием 4 Н•м. Затем затяните все гайки в обратной последовательности с усилием 8 - 10 Н•м. Снова гайка посередине затягивается первой.
- Все остальные работы выполните в обратной снятию последовательности.
|
|
Автомобили с карбюраторным двигателем
Элементы привода распределительного механизма карбюраторного двигателя
Положение меток верхней и нижней цепей
|
1 — 16 звеньев между метками (2) и (3)
2 — метка цепи (серебристого цвета)
3 — метка цепи (серебристого цвета)
4 — 22 звена между метками (3) и (6)
5 — 16 звеньев между метками (2) и (6)
6 — метка цепи (серебристого цвета) 7 — метка нижней цепи (серебристого цвета)
8 — нижняя приводная цепь
9 — метка на звездочке промежуточного вала
10 — верхняя цепь
11 — метка нижней цепи (серебристого цвета) |
|
- Отвинтите все установленные под передком автомобиля панели.
- Установите переднюю часть на опоры, отвинтите правое колесо и отвинтите щиток в передней правой колесной арке.
- Слейте охлаждающую жидкость, как описано в Главе
Системы охлаждения и отопления.
- Снимите приводные ремни генератора и насоса усилителя рулевого управления. Отвинтите насос вместе с консолью от двигателя. Не отключайте шланги.
- Полностью снимите приемную трубу глушителя.
- Присоедините двигатель тросами к подъемнику и снимите переднюю подвеску двигателя. Это скоба, изображена на
иллюстрации.
- Вывинтите все свечи зажигания.
- Снимите крышку головки цилиндров. Чтобы не перетянуть крышку при ослаблении нужно соблюдать определенную последовательность. Она изображена на иллюстрации ниже.
|
Последовательность ослабления болтов крышки головки цилиндров.
|
- Проверните коленвал (надев торцевую головку на болт ременного шкива коленвала), пока метка на ременном шкиве не встанет напротив указателя на крышке привода распределительного механизма (см. иллюстрацию ниже). В этом положении коленвала поршень 1-го цилиндра находится в положении ВМТ конца такта сжатия.
|
Когда поршень 1-го цилиндра находится в положении ВМТ, указатель (1) и метка "0" на ременном шкиве (2) должны совпадать.
|
- Снимите крышку распределителя и осмотрите головку распределителя. Бегунок должен стоять в положении, показанном на
иллюстрации. Чтобы запомнить это положение для установки, следует провести на кромке корпуса распределителя линию напротив середины бегунка. Затем снимите распределитель зажигания.
- Отвинтите крышку звездочек распредвалов.
- Снимите ременный шкив водяного насоса.
- Снимите корпус термостата.
- Снимите натяжитель цепи. Он закреплен двумя болтами.
- Руководствуясь иллюстрацией ниже, проверьте чтобы обе управляющие метки звездочек распредвалов стояли напротив друг друга. Затем снимите внутренний натяжитель цепи на левой стороне и направляющую цепи на правой стороне.
Вид установленных звездочек, натяжителя и направляющей цепи. Стрелки указывают болты крепления
|
1 — управляющие метки звездочек распредвалов
2 — направляющая цепи
3 — натяжитель цепи
4 — промежуточная звездочка
|
- Ослабьте и удалите болты звездочек распредвалов. При этом следует удерживать валы от проворачивания. Снимите обе звездочки, одновременно сняв цепь. Распредвалы больше не поворачивать, так как иначе клапаны натолкнутся на поршни. Если требуется снять только головку цилиндров следует натянуть цепь и привязать ее.
- Ослабьте болты крышек подшипников распредвалов за несколько проходов в последовательности, обозначенной на иллюстрации. Пометьте положение крышек и снимите их. Выньте оба распредвала.
|
Последовательность ослабления крышек подшипников распредвалов.
|
- Ослабьте болты головки цилиндров начиная от краев к середине за несколько проходов в последовательности, изображенной на иллюстрации и снимите головку цилиндров. Впускной трубопровод и выпускной коллектор остаются на головке цилиндров. Если головка приклеилась к прокладке, можно постучать по ней резиновым молотком. Ни в коем случае не пытайтесь снять головку, вставив между уплотнительными поверхностями отвертку. Осторожно положите головку цилиндров на верстак, если она будет разбираться или ремонтироваться.
|
Последовательность ослабления болтов головки цилиндров.
|
- С обратной стороны выньте вал промежуточной звездочки.
- Снимите верхнюю приводную цепь.
- Проверьте, чтобы двигатель надежно висел на подъемнике и снимите среднюю балку двигателя.
- Снимите поддон картера и масловсасывающую сетку (Раздел
Снятие и установка поддона картера).
- Удерживая коленвал от проворачивания (включите передачу) ослабьте болт ременного шкива коленвала. Отожмите шкив двумя монтировками.
- Установите под двигатель мобильный подъемник и приподнимите двигатель. Положите между подъемником и двигателем деревянную прокладку. Отвинтите переднюю опору двигателя от подвески.
- Отвинтите крышку привода распределительного механизма. Один болт вставлен в водяной насос.
- Снимите детали с торца двигателя, изображенные на иллюстрации ниже.
Вид установленной нижней цепи
|
1 — нижняя приводная цепь
2 — направляющая цепи
3 — дистанционное кольцо привода масляного насоса
4 — промежуточная звездочка
5 — направляющая цепи
6 — звездочка коленвала
|
- Установка привода распределительного механизма и головки цилиндров осуществляется в следующей последовательности. На
иллюстрации
изображены отдельные элементы привода распределительного механизма с моментами затяжки.
- Проверьте, чтобы поршень 1-го цилиндра находился в положении ВМТ. Обе шпонки в коленвале должны стоять вертикально.
- Установите направляющую цепи.
- Забейте звездочку коленвала и наложите нижнюю приводную цепь. Звездочка имеет метку, и серебристое звено должно встать на зубец с меткой.
- Звездочка должна устанавливаться меткой наружу. Другое серебристое звено расположено симметрично, так что цепь можно накладывать по-любому. Натяните цепь и привяжите вверху, чтобы она не могла соскользнуть.
- Установите крышку привода распределительного механизма:
- Покройте поверхность крышки герметиком.
- Еще раз проверьте, чтобы метки на цепи и звездочке совпадали.
- Выровняйте дистанционный элемент привода масляного насоса с насосом.
- Прижмите цепь на одной стороне направляющей, чтобы она не могла касаться уплотнения крышки.
- Вставьте два новых уплотнения круглого сечения вовнутрь крышки.
- При установке крышки следите, чтобы не повредить сальник.
- Установите переднюю подвеску двигателя.
- Установите масловсасывающую сетку и поддон картера (Раздел
Снятие и установка поддона картера).
- Установите ременный шкив коленвала и затяните болт.
- Установите среднюю балку двигателя (см.
иллюстрацию).
- Выровняйте большую звездочку промежуточного вала так, чтобы метка на звездочке совпадала с серебристым звеном цепи. Затем, руководствуясь
иллюстрацией, наложите верхнюю цепь, чтобы метка на маленькой звездочке совпадала с серебристым звеном верхней цепи.
- Обе метки звездочек промежуточного вала должны быть обращены наружу. Вставьте вал промежуточных звездочек сзади.
- Установите головку цилиндров с новой прокладкой. На болты головки цилиндров накладываются шайбы, которые плоской стороной обращены к головке. Установите головку с впускным трубопроводом и выпускным коллектором и осадите резиновым молотком. Вверните все болты.
- Затяните болты головки цилиндров в последовательности обратной той, что изображена на
иллюстрации. Смажьте маслом резьбу болтов, нижнюю часть головок болтов и шайбы и затяните все болты рукой.
- Затяжка болтов производится следующим образом:
- Затяните все болты в соответствии с диаграммой на иллюстрации с усилием 29 Н•м.
- Затяните все болты в соответствии с диаграммой на иллюстрации с усилием 60 Н•м.
- Полностью отпустите все болты.
- Затяните все болты в соответствии с диаграммой на иллюстрации 4.78 с усилием 30 Н•м.
- Затяните все болты на определенный угол в последовательности показанной на
иллюстрации.
- Все болты следует довернуть на угол 50 - 55°. Чтобы правильно выдержать угол, необходим шаблон, который следует изготовить самостоятельно. Вырежьте круг из картона и разделите его на четыре равных сегмента по 90°. Разделите один из сегментов чтобы получить угол 45°. Обозначьте область 50 - 55° под линией 45°, как показано на иллюстрации. Точно посередине шаблона прорежьте четырехгранное отверстие размером с используемую торцевую головку и удлинитель. При затяжке действуйте следующим образом:
- Наденьте шаблон на удлинитель и воткните удлинитель в торцевую головку.
- Наденьте головку на болт (15) (см.
иллюстрацию) и совместите точку «0» с любой точкой на головке цилиндров.
- Теперь затяните болт, пока не будет достигнута метка 50 - 55°
- Таким же образом затяните остальные болты, по возможности выдерживая угол как можно точнее.
|
Вид самодельного углового шаблона для карбюраторного двигателя.
|
- Если не использовать шаблон, можно затянуть болты с усилием 60 Н•м после того как они будут затянуты с усилием 30 Н•м. Затем затяните болты с внешней стороны (болты с 1 по 5 на
иллюстрации) с усилием 6.5 - 8.5 Н•м.
- Заблокируйте цепной привод и затяните болт промежуточной шестерни.
- Установите распредвалы, крышки подшипников распредвалов и распределитель зажигания. Затяните болты крышек подшипников распредвалов в последовательности, обратной той, которая изображена на
иллюстрации. Хорошо смажьте шейки подшипников распредвалов. После замены деталей клапанов или распредвалов, следует отрегулировать зазор клапанов, как описано далее.
- Вложите звездочки распредвалов в цепь и привинтите их на валы. При этом, руководствуясь иллюстрацией, и считайте количество звеньев между серебристыми звеньями на верхней стороне. Каждая звездочка имеет один зубец с меткой, который должен быть вставлен в серебристое звено. Также метка на звездочке промежуточного вала должна быть соответственно выровнена согласно иллюстрации, т. е. метки на звездочках распредвалов и промежуточного вала должны совпадать с серебристыми звеньями. Направляющие внутри звездочек распредвалов будут находиться в показанном положении.
Правильно собранная верхняя приводная цепь с установленными звездочками
|
1 — 16 звеньев
2 — левая метка
3 — 22 звена
4 — правая метка
5 — 16 звеньев
6 — нижняя метка
7 — метки на звездочках
|
- Осторожно проверните оба распредвала (коленвал должен также проворачиваться, чтобы клапаны не могли наткнуться на поршни), пока оба направляющих штифта займут показанное на иллюстрации положение. В этом положении наденьте звездочки на валы (штифты должны войти в направляющие в звездочках) и вставьте болты. Затяните болты с требуемым усилием. Еще раз проверьте, чтобы совпадали метки на иллюстрации ниже.
|
Оба направляющих штифта должны стоять в указанном положении, прежде чем надеть на них звездочки.
|
- Установите внутренний натяжитель цепи и направляющую цепи согласно
иллюстрации. Проверьте, чтобы крючок для блокировки натяжителя был свободен.
- Ввинтите натяжитель цепи с внешней стороны. Медленно проверните коленвал, чтобы проверить, что привод коленвала может свободно вращаться. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ.
- Смажьте прокладку корпуса термостата герметиком и привинтите его.
- Привинтите ременный шкив водяного насоса.
- Установите распределитель зажигания. Приемный шлиц на конец распредвала должен располагаться горизонтально.
- Привинтите крышку звездочек распредвалов.
- Смажьте полукруглые уплотнения полоской герметика шириной 3 мм и вставьте в постели головки цилиндров. Хорошо выровняйте их, чтобы верхняя сторона была вровень с поверхностью головки цилиндров.
- Покройте прокладку крышки головки цилиндров герметиком и установите крышку.
- Затяните болты в последовательности, обратной той что показана на
иллюстрации.
- Все остальные работы произвести в последовательности, обратной снятию.
|
|
Разборка головки цилиндров и клапанов
Оба описанных в данном руководстве двигателя имеют головку цилиндров с установленными в ней распредвалами, однако на этом сходство их заканчивается. Поэтому работы описываются отдельно. В инжекторных двигателях используются рычаги, которые опираются на гидравлические толкатели для компенсации зазоров клапанов. В карбюраторном двигателе кулачки обоих распредвалов воздействуют непосредственно на перевернутые полые цилиндрические толкатели. Также отличаются и опоры распредвалов.
Инжекторные двигатели
Снимите рычаги клапанов, компенсационные шайбы, направляющие рычагов и гидравлические компенсаторы согласно иллюстрации ниже.
Детали механизма привода клапанов инжекторного двигателя
|
1 — направляющая рычага
2 — рычаг клапана
3 — компенсационная шайба
4 — гидравлический компенсатор
|
Элементы головки цилиндров инжекторного двигателя
|
|
|
|
- На двигателе SR20Di снимите трубопровод клапана возврата отработавших газов.
- Отвинтите теплозащитный экран от выпускного коллектора и ослабьте крепление коллектора. При этом ослаблять, начиная с наружной стороны к внутренней.
- На двигателе SR20DE отвинтите топливопроводы.
- Ослабьте впускной трубопровод начиная снаружи к внутренней стороне. На двигателе SE20DE отвинтите от впускного трубопровода магистраль.
- Отвинтите патрубок выпуска воды и корпус термостата вместе с водяной трубкой.
- Снимите клапаны. Для этого сожмите пружины клапанов с помощью сжимателя. На иллюстрации показан подходящий для этого двигателя сжиматель. Снимите сухари клапана, чашку пружины и пружину клапана. Если сжимателя нет, положите деревянный брусок в камеру сгорания под тарелку клапана и наденьте отрезок трубы на верхнюю часть тарелки клапана. Ударьте по трубе молотком, при этом сухари клапана выскочат из пазов и останутся внутри трубы.
|
Снятие клапанов инжекторного двигателя.
|
- Снимите маслоотражательные колпачки с клапанов при помощи щипцов. Колпачки должны всегда заменяться.
На
иллюстрации
изображены отдельные элементы головки цилиндров с расположением отдельных деталей. Второй распредвал опирается на такие же элементы однако одна из оконечных крышек больше.
|
|
Карбюраторный двигатель
Головка цилиндров карбюраторного двигателя уже при снятии в той или иной мере разбирается на отдельные элементы, т. е. в головке цилиндров остаются только клапаны. Они снимаются также, как было описано выше. Выньте толкатели и регулировочные шайбы толкателей и соедините согласно номеру клапана. Опоры распредвалов этого двигателя изображены на иллюстрации ниже.
Распредвалы и их опоры на карбюраторном двигателе
Переборка головки цилиндров
Механизм привода клапанов (инжекторный двигатель)
|
- Проверьте рычаги на наличие износа.
- Измерьте диаметр гидравлических элементов и заменить, если он лежит вне пределов 16.690 - 16.994. С помощью внутреннего микрометра измерьте отверстие элементов (17.000 - 17.020). Разность между полученными размерами дает значение люфта который должен лежать в пределах 0.07 - 0.040 мм.
|
Выбивание направляющей клапана. Выбивать ее с указанной стороны.
|
|
|
Седла клапанов
|
- Для всех упомянутых измерений соответствующий размер указан в
Спецификациях. Размеры для отдельных моделей двигателей отличаются, разница есть даже между обоими инжекторными двигателями. Седла в головке цилиндров следует обрабатывать на требуемый угол с помощью фрезы или шлифовального камня. Точные углы фасок седел клапанов указаны в
Спецификациях в начале Главы. Ширина фаски седла клапана отличается для карбюраторного и инжекторного двигателя. Следите за правильным размером.
- Для уменьшения ширины фаски седла имеются фрезы с различными углами, которые также приводятся в
Спецификациях в начале Главы.
Клапаны следует притирать обычным способом, для притирки должен использоваться хороший, но не подлежащий установке клапан.
- Если фаски седел клапанов сильно изношены, можно установить новые седла, при этом головку цилиндров следует рассверлить на соответствующий размер. Эта работа должна выполняться в мастерской Nissan, так как седла клапанов должны обязательно устанавливаться концентрично направляющим клапанов.
|
|
Клапаны
|
- Проверьте стержни клапанов на наличие износа, образование бороздок или трещин. Приложите к хорошо очищенному стержню клапана стальную линейку и проверьте, чтобы стержень был прямой. Изгиб недопустим, так как клапан будет заедать в направляющей. Проверьте тарелки клапанов на наличие нагара или образования кратеров. Между верхней поверхностью клапана и верхней кромкой фаски клапана должно быть определенное расстояние. Этот размер обозначается как ширина кромки клапана и должен лежать в определенных пределах. Ни в коем случае не принижайте минимальный размер. Тарелки клапанов можно отшлифовать специальной машинкой, при условии, что сохраняется требуемая толщина кромки.
- Если торцы стержней клапанов больше не гладкие (они больше не могут правильно приводиться в действие коромыслами или толкателями) их можно отшлифовать, при условии, что они будут сточены не более чем на 0.2 мм.
|
|
Направляющие клапанов
Направляющие клапанов запрессованы в головку цилиндров. Если зазор между стрежнем и направляющей клапана слишком велик (более 0.10 мм), направляющие можно заменить. Сначала проверьте зазор. Для этого вставьте клапан в головку, как показано на иллюстрации ниже и выньте на 15 мм. Установите показанным образом циферблатный индикатор и подвигайте клапан из стороны в сторону. Если люфт составляет более 0.2 мм, направляющая должна быть заменена. В этом случае следует установить новые клапаны.
|
Проверка стержня клапана на износ в отверстии.
|
|
- Для ремонта имеются направляющие ремонтного размера (различного диаметра для инжекторных двигателей) и отверстия в головке следует развернуть соответствующим образом, чтобы установить новые направляющие.
- Обязательно выдерживайте заданный размер, чтобы обеспечить точное место посадки. Перед запрессовкой новых направляющих отверстия должны быть развернуты на заданный размер.
- Снова нагрейте головку цилиндров до температуры 110 - 130° и забейте новые направляющие с верхней стороны в головку, пока выступающая часть (размер «L» на иллюстрации ниже) не будет иметь длину 14.0 -14.2 мм для инжекторного двигателя или 11.5 - 11.7 мм для карбюраторного двигателя. Эту работу следует выполнять очень медленно и тщательно чтобы не забить направляющую слишком глубоко. После того, как все направляющие будут забиты, охладите головку и разверните отверстия направляющих разверткой соответствующего размера. Работайте со специальным маслом, всегда со стороны камеры сгорания.
|
Размер "L" - размер выступания направляющих.
|
- Точный люфт стержня клапана можно вычислить, измерив внешний диаметр стержня и внутренний диаметр направляющей.
|
Измерение диаметра стержней клапанов. Измерять в трех местах по всей длине.
|
- Для измерения отверстий требуется внутренний микрометр, как показано на иллюстрации ниже. Чтобы получить значение люфта нужно вычесть один размер из другого.
|
Измерение отверстия направляющей клапана циферблатным индикатором.
|
- После расточки направляющих всегда следует обработать фаски седел клапанов, чтобы сохранить совпадение направляющих и седел. В противном случае клапаны не будут закрываться герметично.
|
|
Пружины клапанов
Рекомендуется всегда заменять пружины клапанов, если двигатель имеет большой пробег. Пружину можно проверить, надев на болт упирающиеся друг в друга старую и новую пружину и затянув гайку с соответствующей шайбой. Затяните гайку, пока пружины не будут сжаты и измерьте длину пружин. Если старая пружина короче новой на 10%, следует заменить весь комплект. Для точной проверки пружин необходим специальный проверочный прибор. Если такой прибор есть, можно проверить установочную нагрузку и связанную с ней длину пружины. Установите пружины одну за другой на ровную поверхность (стекло) чтобы замкнутый виток был внизу. Установите к пружине стальной угольник (см. иллюстрацию ниже). Измерьте зазор между угольником и верхней частью, который не должен превышать заданного значения. В противном случае пружина погнута и должна быть заменена.
|
Проверка пружины клапана на изгиб. Установить пружину, как показано, и проверить отклонение верхней стороны.
|
Пружины клапанов следует устанавливать так, чтобы замкнутый конец находился внизу. Если посмотреть на пружину, то можно увидеть, что на одной стороне витки находятся дальше друг от друга, чем на другой стороне.
Проверка распредвала
|
- На карбюраторных двигателях в данную проверку входит и проверка толкателей клапанов. Легкие повреждения кулачков или шеек подшипников могут быть сглажены оселком. Царапины и даже трещины требуют замены распредвала.
- Шейки подшипников распредвала измеряются с помощью микрометра, чтобы проверить диаметр и овальность. Полученные значения сравните с предварительно полученными значениями отверстий подшипников распредвала. Для измерения установите все крышки подшипников и затяните с соответствующим
Спецификациям усилием. Измерьте с помощью внутреннего индикатора отдельные отверстия подшипников как показано на иллюстрации ниже.
|
Измерение отверстий подшипников распредвала. Здесь показано для карбюраторного двигателя.
|
- На основании
Спецификаций определить, в каком состоянии находятся детали. Для точного определения диаметра шеек подшипников распредвал кладут на две призмы, как показано на иллюстрации ниже.
|
Измерение диаметра шеек подшипников распредвала. Все шейки измерять под углом 90°, чтобы получить правильное значение.
|
- Измерьте с помощью микрометра высоту кулачков. Для этого установите щеки микрометра между острием и обратной стороной кулачка, чтобы получить максимальный размер (см. иллюстрацию ниже). Сравните результат с данными
Спецификаций. Изношенные кулачки оказывают влияние на управление клапанами, из-за чего недостаточно наполнение цилиндров.
|
Измерение высоты кулачков с помощью индикатора.
|
- Измерьте биение распредвала, вложив распредвал двумя шейками в призмы и приложив щуп циферблатного индикатора к средней шейке подшипника как показано на иллюстрации ниже. Медленно вращайте распредвал и считайте показания индикатора. Если значение при двух оборотах будет больше 0.10 мм, вал следует заменить.
|
Проверить биение распредвала. Распредвалы рихтовке не подлежат.
|
- Для проверки осевого люфта вставьте его в головку цилиндров и закрепите крышками подшипников. Установите на торце вала циферблатный индикатор и подвигайте вал из стороны в сторону, как показано на иллюстрации ниже. Если значение составляет более 0.20 мм, проверьте поверхность прилегания распредвала и внутреннюю сторону крышки. При необходимости замените соответствующую деталь.
|
Проверка осевого люфта распредвалов. Показано для инжекторного двигателя.
|
- На карбюраторном двигателе измерьте диаметр толкателя и диаметр отверстия в головке цилиндров. Разность между этими величинами дает люфт. Если он слишком велик, толкатели или головка цилиндров должны быть заменены.
|
|
Проверка головки цилиндров
|
- Поверхность головки цилиндров следует всегда проверять на наличие деформации. При прогорании прокладки головки цилиндров может быть, что поверхность деформирована.
- Для контроля наложите на поверхность стальную линейку и с помощью плоского щупа измерьте деформацию в направлениях, указанных на иллюстрации ниже.
- Если удается вставить щуп толщиной более 0.10 мм, головку следует отдать в шлифовку.
- Головку цилиндров можно шлифовать на величину до 0.2 мм, однако в этом случае блок цилиндров шлифовать нельзя. В противном случае блок и головку цилиндров можно шлифовать в общей сложности не более чем на 0.2 мм. После шлифовки следует измерить высоту головки цилиндров. Для этого следует использовать большой штангенциркуль, который достает до обеих поверхностей. Головка цилиндров может использоваться пока она имеет допустимую высоту. После шлифовки головки возможно что распредвал будет заедать. В этом случае головка цилиндров должна быть заменена.
|
Проверка поверхности головки цилиндров на наличие деформации. Выполнять измерения в указанных направлениях (всего 6).
|
|
|
Сборка головки цилиндров
|
- Если заменялись клапаны, головка цилиндров, направляющие рычагов и/или седла клапанов, следует определить толщину новых компенсационных шайб под рычагом. Для этой работы необходим специальный инструмент чтобы измерить высоту установленного клапана. Если есть сомнения в правильности выбора шайб, рекомендуется отнести головку цилиндров в мастерскую Nissan, где могут подобрать необходимые шайбы.
- Тщательно очистите клапаны, фаски седел клапанов, каналы и уплотнительные поверхности. Очистите внутреннюю сторону направляющих клапанов, продернув через них смоченную в бензине тряпку. Это тем более требуется, если клапаны притирались, чтобы остатки шлифовальной пасты не могли попасть в отверстия. При сборке действуйте следующим образом.
|
|
Инжекторный двигатель
|
- Установите на клапаны маслоотражательные колпачки. Конец клапана с пазами для сухарей следует обернуть фольгой (из пачки сигарет). Маслоотражательные колпачки надеваются с помощью отрезка трубы, после установки чашки пружины клапана. Колпачки при этом не повредить.
- Вставьте клапаны в соответствующие отверстия. Клапаны первоначально выпускавшихся двигателей не имели обозначений. Новые клапаны посередине могут иметь обозначение "53J" (впускные клапаны) или "5J" (выпускные клапаны двигателя SR20DE) или "64Y" (выпускные клапаны двигателя SE20Di). Обозначенные таким образом клапаны могут устанавливаться вместо старых.
- Установите пружины клапанов замкнутыми витками к головке цилиндров. Кроме того нижняя часть пружин клапанов имеет цветовое обозначение. Эта сторона обращена к головке цилиндров.
- Наденьте верхнюю чашку пружины и сожмите пружину сжимателем или прессом, чтобы можно было вставить в пазы сухари клапана. На
иллюстрации показано, как устанавливается сжиматель пружин клапанов.
- Отпустите сжиматель и ударьте по пружине клапана молотком чтобы убедиться в прочности посадки сухарей.
- Если заменялись шпильки головки цилиндров, они должны быть прочно ввинчены в головку, для этого взаимно законтрите две гайки и установите на верхнюю гайку ключ.
- Установите рычаги клапанов, компенсационные шайбы, направляющие рычагов и гидравлические компенсаторы согласно
иллюстрации. Теперь следует проверить компенсационные элементы. Если рычаг можно нажать на 1 мм вниз, когда рычаг на противоположной стороне нажимается вниз в соответствующем элементе находится воздух. Воздух должен быть удален так как сам он не выйдет.
Проверка гидравлического компенсационного элемента. Нажать поршень в направлении двух стрелок вниз, в то время как металлический стержень в направлении стрелки будет давить на шарик
|
1 — металлический стержень
2 — моторное масло
|
- Несмотря на то, что работа связана с некоторыми трудностями, воздух из элемента следует удалить, так как иначе при работе двигателя он будет стучать. Для удаления воздуха снова снимите элемент, вставьте в наполненный двигательным маслом сосуд, так чтобы нижняя сторона упиралась о дно. Нажмите пальцем на поршень и вставьте маленький стержень в отверстие клапана. Подвигайте стержнем вверх-вниз. При этом стержень нажимает на обратный клапан и вытесняет воздух. Воздух удален, когда поршень больше не двигается. На иллюстрации выше показаны элементы этой работы. Остальная сборка головки цилиндров идентична с ее установкой и уже была описана ранее.
|
|
Карбюраторный двигатель
Для сборки головки цилиндров карбюраторного двигателя требуется только установить клапаны и снятые детали. Следует помнить, что необходимо отрегулировать зазор клапанов, как это описано в подразделе Направляющие клапанов. Клапаны устанавливаются в соответствии с указаниями выше. Дальнейшая сборка головки цилиндров адекватна ее установке и описывается в Разделе
Проверка и регулировка зазоров клапанов Главы Текущий уход и обслуживание.
|