8.2.12. Турбо-докторПравило N1: даже на думайте о ремонте турбокомпрессора в
домашних условиях.
Правило N2: заменить неисправный турбокомпрессор на новый
вы сможете без особого труда.
Не так давно были те времена, когда автомобиль с турбокомпрессором
автоматически зачислялся в ранг самых спортивных, самых заряженных
и, разумеется, самых дорогих. Дистанция огромного размера пройдена
за последние 15 лет и сегодня практически не найти современного дизельного
двигателя, не имеющего рядом с собой подобного агрегата.
Несмотря на то, что детали турбокомпрессора работают при температурах до 800°
С и скоростях в 50000–85000 оборотов в минуту, они достаточно надежны. Однако
и они изнашиваются и стареют, и первые агрегаты турбонаддува (они стали действительно
массовыми 5–7 лет назад) уже выходят из строя и, иногда, это сопровождается
серьезными последствиями.
Однако, не всегда стоит винить турбокомпрессор в том, что двигатель
вдруг стал терять мощность. Причиной этому может стать банальный хомут,
ослабевший и слетевший с трубопровода, или пробитое уплотнение.
Чаще всего, тем не менее, причиной снижения мощности силового агрегата
является неисправный турбокомпрессор. Не стоит пробовать его ремонтировать,
а вот заменить его вполне под силу на большинстве из распространенных
автомобилей.
В общем и целом, дизельные двигатели проще в этом виде ремонта, чем бензиновые,
благодаря простоте их конструкции. Самые же удобные: полноприводные автомобили,
имеющие предостаточно ремонтного пространства вокруг двигателя.
Самые сложные:"заряженные" спортивные модели, особенно те, которые
оснащены двойными турбонагнетателями. Стандартная работа по их замене
у дилера у этом случае рассчитана на 12 часов. Для моделей такой сложности
рекомендуется даже и не думать о ремонте в домашних условиях, и многие
из профессионалов отказываются за него браться, если не имеют полного
комплекта необходимых инструментов и приспособлений.
Тем не менее, не стоит пасовать и заранее сдаваться. На большинстве
моделей замена турбокомпрессора может быть произведена самостоятельно.
Главной проблемой будут переполненные агрегатами моторные отсеки с
ограниченным доступом к двигателю. Ловкость рук и S-образный ключ
помогут здесь лучше всяких специальных инструментов.
Как и любая работа по ремонту, замена турбокомпрессора требует сосредоточенности
и методичности. Начинте с того, что освободите доступ к агрегатам от трубопроводов,
проводов и других вспомогательных узлов. Свободного места вам потребуется много,
так как необходимо будет снять четыре (иногда – три) гайки выпускного коллектора,
приемную трубу, три трубопровода подачи и слива масла, и все трубопроводы подачи
воздуха. Турбокомпрессоры с водяным охлаждением еще сложнее из-за дополнительных
деталей.
Один из неизбежных спутников жизни турбокомпрессора: высокие рабочие температуры.
Вследствие этого гайки крепления к выпускному коллектору "привариваются"
почти намертво и требуется применить значительное количество препарата типа
WD 40 перед началом работы с ними. После замены главного агрегата следует в
обязательном порядке заменить гайки на новые, сделанные из нержавеющей стали.
Если они будут из обычной стали, то в следующий раз, вероятно, открутить их
будет практически невозможно.
Шпильки могут провернуться на несколько оборотов при откручивании гаек, или
даже вывернуться полностью. Тщательно проверьте, не произошло ли перекосов и
повреждения резьбы. Если такое произошло: восстановите резьбу и заверните шпильки
на место до упора.
Не все конструкции турбокомпрессоров предусматривают уплотнительную
прокладку в месте соединения с выпускным коллектором. Поэтому не удивляйтесь,
если вы не нашли ее при демонтаже этого агрегата на вашем автомобиле.
Если же прокладка все-таки была, обязательно установите новую при
последующей сборке.
Сняв турбокомпрессор, проверьте все освободившиеся маслопроводы. Для
этого попросите кого-либо включить стартер (сняв высоковольтные провода
с двигателя, чтобы исключить возможность его пуска), а сами убедитесь
в том, что масло подается свободно. Установив новый турбокомпрессор,
проделайте эту процедуру еще раз, чтобы масло поступило к его подшипникам
до начала "настоящей" работы. Подшипники турбокомпрессора без масла:
даже на секунду это худшее, что он может испытать в своей жизни!
|