5. Система охлажденияКак только двигатель охладился, охлаждающая жидкость циркулирует только в головке
блока цилиндров, а также в блоке цилиндров двигателя и, если открыта система отопления,
в теплообменнике. С увеличением нагревания двигателя регулятор охлаждающей жидкости
(термостат) открывает большой циркуляционный контур охлаждающей жидкости. Охлаждающая
жидкость направляется через радиатор при помощи постоянно находящего в эксплуатации
насоса системы жидкостного охлаждения. Охлаждающая жидкость протекает через радиатор
сверху вниз и при этом охлаждается посредством воздуха, который обдувает ребра
охлаждения.
Для регулирования воздухообмена в радиаторе подключается крыльчатка вентилятора,
соединенная с гидравлической муфтой. При отключении этой муфты вентилятор вращается
соответственно частоте вращения вала двигателя, но не быстрее 1000 об/мин. При
температуре охлаждающей жидкости около 90° C биметаллическая пластинка включает
гидравлическую муфту, благодаря чему в соответствии с частотой вращения вала
двигателя возрастает частота вращения вентилятора. Если частота вращения двигателя
превышает примерно 4500 об/мин. (4000 об/мин. у дизеля), автоматически отключается
муфта-вентилятор, потому что силиконовое масло внутри муфты становится слишком
горячим. Как только частота вращения вала двигателя становится ниже примерно
4500 об/мин. (4000 об/мин. у дизеля), снова включается вентилятор. Благодаря
непостоянной работе вентилятора повышается полезная мощность двигателя и уменьшается
расход топлива.
Емкость системы охлаждения у 4-цилиндрового двигателя составляет примерно
8,0 л, при наличии кондиционера – около 9,0 л, а у 6-цилиндрового двигателя
примерно 10,0 л.
Вместимость системы охлаждения у дизельного двигателя объемом 2 л примерно
8,0 л (около 9,0 л), у двигателя объемом 2,2 л примерно 7,0 л (около 7,5 л)
и у двигателя объемом 2,5 л примерно 7,5 л. Значения в скобках действительны
для транспортных средств, оснащенных кондиционером.
|