15.2. ДвигательНа двигатели моделей с 1988 года устанавливают 12-клапанную головку цилиндров. Конструктивное отличие головки состоит в том, что на каждый цилиндр приходится по три клапана (два впускных и один выпускной). Привод клапанов осуществляется через гидравлические компенсаторы зазоров клапанов, что исключает необходимость периодической регулировки зазоров клапанов. Основные операции обслуживания и ремонта головки блока цилиндров остались прежними, но есть и особенности, которые приведены далее.
Привод клапанов
|
Рис. 15.4. Головка блока цилиндров (12-клапанная): 1 – сухари; 2 – верхняя тарелка клапана; 3 – пружина; 4 – маслоотражательный колпачок; 5 – нижняя тарелка клапана; 6 – передняя крышка; 7 – клапаны; 8 – прокладка головки блока цилиндров; 9 – головка блока цилиндров; 10 – болт крепления головки блока цилиндров; 11 – распределительный вал; 12 – задняя крышка; 13 – крышки подшипников распределительного вала; 14 – гидравлический компенсатор зазоров клапанов; 15 – механизм управления клапанами в сборе; 16 – крышка головки блока цилиндров
|
Особенности разборки обусловлены тем, что крышки подшипников распределительного вала находятся под валами коромысел, а в коромысла вмонтированы гидравлические компенсаторы зазоров клапанов ( рис. 15.4).
После снятия коромысел в сборе с валами снимите крышки подшипников распределительного вала
|
Рис. 15.5. Извлечение гидравлического компенсатора зазоров клапанов из коромысла
|
Проверьте состояние рабочих поверхностей гидравлического компенсатора зазоров клапанов. Выньте их пальцами ( рис. 15.5). Не извлекайте гидравлический компенсатор зазоров клапанов без необходимости, так как можно легко повредить кольцевые прокладки.
|
Рис. 15.6. Установка гидравлического компенсатора зазоров клапанов после заполнения чистым моторным маслом полости в коромысле
|
Заполните полость для гидравлического компенсатора зазоров клапанов чистым моторным маслом и осторожно, чтобы не повредить кольцевые прокладки, вставьте гидравлический компенсатор в коромысло ( рис. 15.6).
|
Рис. 15.7. Правильное расположение коромысел
|
Соберите коромысла с валами так, чтобы выборки на торцах валов были направлены в сторону задней части двигателя (в валах впускных клапанов вдвое больше масляных каналов, чем в валах выпускных клапанов) ( рис. 15.7).
|
Рис. 15.8. Расположение масляного канала (1) на крышке подшипника №3 распределительного вала
|
После установки распределительного вала установите крышки подшипников так, чтобы стрелки указывали на переднюю часть двигателя. Масляный канал на крышке подшипника №3 должен находиться со стороны, показанной на рис. 15.8.
Установите валы в сборе с коромыслами, убедившись в правильной ориентации
коромысел и разделительных втулок и отсутствии контакта с крышками подшипников распределительного вала.
Зубчатый ремень
|
Рис. 15.9. Зубчатый ремень: 1 – верхний кожух зубчатого ремня; 2 – нижний кожух зубчатого ремня;
3 – шкив коленчатого вала; 4 – маслоотражатель; 5 – ведущий шкив зубчатого ремня; 6 – ролик механизма натяжения зубчатого ремня; 7 – ролик и пружина механизма натяжения зубчатого ремня;
8 – шкив распределительного вала; 9 – зубчатый ремень
|
|
Рис. 15.10. Совмещение стрелки с номером 1 на шкиву распределительного вала с выемкой перед снятием зубчатого ремня
|
Убедитесь, что стрелка с номером 1 на шкиву распределительного вала совмещена с выемкой на заднем кожухе ремня ( рис. 15.10). При необходимости совместите метки.
Ослабьте стопорный болт, отведите натяжитель влево, ослабив натяжение зубчатого ремня, затем затяните стопорный болт.
Снимите зубчатый ремень.
Убедитесь, что стрелка с номером 1 на шкиву распределительного вала совмещена с выемкой, а метка на ведущем шкиву ремня совмещена с указателем на передней крышке.
Убедитесь, что пружина натяжителя растянута полностью, а стопорный болт надежно затянут.
Установите ремень, надев его на шкив масляного насоса и промежуточный ролик натяжителя.
Ослабьте стопорный болт крепления натяжителя.
Проверните коленчатый вал на два оборота в направлении рабочего вращения и убедитесь, что стрелка с номером 1 на шкиву распределительного вала совмещена с выемкой, а метка на ведущем шкиву ремня совмещена с указателем на передней крышке. Если метки не совпадают, снимите ремень и повторите его установку.
Затяните стопорный болт крепления натяжителя зубчатого ремня требуемым моментом.
Проверьте натяжение ремня по величине его прогиба.
Если натяжение не соответствует норме, отпустите стопорный болт и отрегулируйте положение натяжителя до требуемого прогиба ремня, после чего затяните болт требуемым моментом.
Установите кожухи зубчатого ремня.
|