3.16. Проверка / регулировка установок оборотов холостого хода / угла опережения зажигания / качества воздушно-топливной смеси Прежде чем приступать к выполнению процедур проверок/ регулировок, удостоверьтесь
в исправности состояния и функционирования следующих узлов:
- Батарея;
- Компоненты системы зажигания;
- Двигательное масло и охлаждающая жидкость (уровни);
- Предохранители;
- Контактный разъем электропроводки ECM;
- Вакуумные шланги;
- Впускной воздушный тракт (крышка горловины заправки масла, измеритель уровня
масла и т.п.);
- Регулятор давления топлива (давление);
- Поршневая группа (компрессия)
- Клапан EGR;
- Дроссельная заслонка;
- Компоненты системы улавливания топливных испарений (EVAP).
|
- На моделях, оборудованных системой кондиционирования воздуха,
выключите кондиционер.
- Переведите рычаг селектора АТ в положение «N».
- При проверке уровня содержания монооксида углерода (СО) вводите
зонд щупа в выпускную трубу не глубже чем на 40 см.
- Выключите все бортовые потребители электроэнергии (фары, вентилятор
отопителя, стеклоочистители, обогрев заднего стекла и т.п.).
- Приведите передние колеса автомобиля в прямолинейное положение.
- Приступайте к выполнению проверок только после остановки вентилятора
системы охлаждения.
|
|
Функциональная схема проведения проверок
Шаг 1 — Начало проверок
|
- Визуально проверьте проходимость фильтрующего элемента воздухоочистителя.
- Проверьте все шланги и рукава на наличие признаков развития
утечек.
- Проверьте исправность функционирования клапана EGR.
- Удостоверьтесь в исправности состояния контактных разъемов
электропроводки.
- Оцените состояние уплотнительных прокладок.
|
- Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры,
— стрелка измерителя температуры на панели приборов должна выйти
на середину рабочего диапазона шкалы.
|
|
- Удостоверьтесь, что обороты двигателя составляют не более 1000
в минуту.
- Откройте капот и приблизительно на 2 минуты поднимите частоту
вращения двигателя до 2000 об/мин (без нагрузки).
- Произведите проверку II диагностического режима (самодиагностика),
— при срабатывании контрольной лампы MIL произведите необходимый
восстановительный ремонт, либо замените вышедшие из строя компоненты.
|
|
Шаг 2 — Проверка установки угла опережения зажигания
|
- Приблизительно на 2 минуты поднимите частоту вращения двигателя
до 2000 об/мин (без нагрузки).
|
- 2-3 раза короткими рывками поднимите частоту вращения двигателя
до 4000 об/мин (без нагрузки), затем сбросьте обороты до
холостых.
|
|
- Заглушите двигатель и отсоедините электропроводку от датчика
положения дроссельной заслонки (TPS).
|
|
- Запустите двигатель и 2-3 раза поднимите его обороты до 2000—3000
в минуту (без нагрузки), затем вновь сбросьте до холостых.
- При помощи стробоскопа проверьте правильность установки угла
опережения зажигания. Требуемое значение составляет 15° ± 2°
перед ВМТ (в положении «N» рычага селектора АТ), — в случае необходимости
произведите соответствующую корректировку (см. шаг 3). Если нарушений
в установке угла опережения зажигания нет, переходите к выполнению
процедур шага 4.
|
|
Шаг 3 — Регулировка угла опережения зажигания
|
- Регулировка угла опережения зажигания производится путем разворачивания
распределителя зажигания после предварительного отпускания болтов
его крепления.
- Закончив корректировку, заглушите двигатель и подсоедините
электропроводку к датчику TPS.
|
|
Шаг 4 — Проверка установки базовых оборотов холостого хода
По схеме «с CONSULT»
|
- Считайте показание измерителя в режиме «DATA MONITOR», — требуемое
значение составляет
700 ± 50 об/мин
(рычаг селектора АТ — в положении «N»).
|
|
|
По схеме «без CONSULT»
|
- Произведите измерение оборотов холостого хода, — требуемое значение
составляет
700 ± 50 об/мин
(рычаг
селектора АТ — в положении «N»).
|
|
По обеим схемам
При положительном результате проверки переходите к выполнению процедур шага
6, при отрицательных результатах — шага 5.
Шаг 5 — Регулировка базового значения оборотов холостого хода
|
- 2-3 раза короткими рывками поднимите частоту вращения двигателя
до 4000 об/мин (без нагрузки), затем сбросьте обороты до холостых.
|
- Произведите соответствующую корректировку оборотов холостого
хода путем вращения регулировочного винта.
|
|
|
Шаг 6 — Проверка целевых оборотов холостого хода
По схеме «с CONSULT»
|
- Заглушите двигатель и отсоедините электропроводку от датчика
TPS.
- 2-3 раза короткими рывками поднимите частоту вращения двигателя
до 4000 об/мин (без нагрузки), затем сбросьте обороты до холостых.
|
- Считайте показание измерителя в режиме «DATA MONITOR», — требуемое
значение составляет
750 ± 50 об/мин
(рычаг селектора АТ — в положении «N»).
|
|
- При положительном результате проверки переходите к выполнению
процедуры шага 8.
|
|
По схеме «без CONSULT»
|
- Заглушите двигатель и отсоедините электропроводку от датчика
TPS.
- 2-3 раза короткими рывками поднимите частоту вращения двигателя
до 4000 об/мин (без нагрузки), затем сбросьте обороты до холостых.
- Произведите измерение оборотов холостого хода, — требуемое
значение составляет
750 ± 50 об/мин
(рычаг селектора АТ — в положении «N»).
- При положительном результате проверки переходите к выполнению
процедуры шага 9.
|
|
По обеим схемам
При отрицательных результатах проверки переходите к выполнению процедур шага
7.
Шаг 7 — Выявление источника нарушения
|
- Проверьте исправность функционирования клапана IACV-AAC, — в
случае необходимости произведите замену.
- Проверьте состояние электропроводки клапана IACV-AAC, — в случае
необходимости замените жгут.
- Проверьте исправность функционирования ECM путем подстановки
заведомо исправного блока.
|
|
|
Выход ECM из строя случается
крайне редко.
|
Шаг 8 — Проверка сигнала левого докаталитического подогреваемого лямбда-зонда
по схеме «с CONSULT»
|
- На пару минут поднимите частоту вращения двигателя до 2000 об/мин
(без нагрузки).
- Переключитесь в подраздел «FR O2 MNTR-B2» режима «DATA MONITOR»
измерителя.
|
- Без нагрузки поднимите частоту вращения прогретого до нормальной
рабочей температуры двигателя до 2000 об/мин, — показание измерителя
должно изменяться между значениями «LEAN» (обедненная смесь) и
«RICH» (обогащенная смесь) более чем 5 раз в течение 10 секунд.
1 раз: RICH > LEAN > RICH
2 раза: RICH > LEAN > RICH > LEAN > RICH
|
|
- При положительных результатах проверки переходите к выполнению
процедур шага 12.
- При отсутствии флуктуаций монитора переходите к шагу 17, при
флуктуациях реже чем 5 раз в секунду — к шагу 10, предварительно
заменив лямбда-зонд.
|
|
Шаг 9 — Проверка сигнала левого докаталитического подогреваемого лямбда-зонда
по схеме «без CONSULT»
|
- На пару минут поднимите частоту вращения двигателя до 2000 об/мин
(без нагрузки).
|
- Перейдите в подраздел «Left bank front heated oxygen sensor
monitor» проверки II диагностического режима.
|
|
- Удостоверьтесь, что контрольная лампа отказов MIL активируется
не менее 5 раз в 10 секунд при оборотах двигателя 2000 в минуту.
- При положительных результатах проверки переходите к выполнению
процедур шага 12.
- При отсутствии флуктуаций монитора переходите к шагу 17, при
флуктуациях реже чем 5 раз в секунду — к шагу 10, предварительно
заменив лямбда-зонд.
|
|
Шаг 10 — Проверка сигнала левого докаталитического подогреваемого лямбда-зонда
По схеме «с CONSULT»
|
- Переключитесь в подраздел «FR O2 MNTR-B2» режима «DATA MONITOR»
измерителя.
|
- Без нагрузки поднимите частоту вращения прогретого до нормальной
рабочей температуры двигателя до 2000 об/мин, — показание измерителя
должно изменяться между значениями «LEAN» (обедненная смесь) и
«RICH» (обогащенная смесь) более чем 5 раз в течение 10 секунд.
1 раз: RICH > LEAN > RICH
2 раза: RICH > LEAN > RICH > LEAN > RICH
|
|
- При положительных результатах проверки переходите к выполнению
процедур шага 12.
|
|
По схеме «без CONSULT»
|
- Перейдите в подраздел «Left bank front heated oxygen sensor
monitor» проверки II диагностического режима.
|
|
- Удостоверьтесь, что контрольная лампа отказов MIL активируется
не менее 5 раз в 10 секунд при оборотах двигателя 2000 в минуту.
- При положительных результатах проверки переходите к выполнению
процедур шага 13.
|
|
По обеим схемам
При отрицательных результатах проверки переходите к выполнению процедур шага
11.
Шаг 11 — Выявление источника нарушения
|
- Проверьте исправность функционирования регулятора давления топлива.
- Проверьте состояние датчика измерения массы воздуха (MAF) и
его цепи.
- Проверьте состояние инжектора впрыска и его электрической цепи.
В случае необходимости произведите промывку инжектора.
- Проверьте исправность функционирования ECM путем подстановки
заведомо исправного блока.
|
Выход ECM
из строя случается крайне редко.
|
- Закончив проверку, вернитесь к выполнению процедур шага 2.
|
|
Шаг 12 — Проверка сигнала правого докаталитического подогреваемого лямбда-зонда
по схеме «с CONSULT»
|
- На пару минут поднимите частоту вращения двигателя до 2000 об/мин
(без нагрузки).
- Переключитесь в подраздел «FR O2 MNTR-B1» режима «DATA MONITOR»
измерителя.
|
- Без нагрузки поднимите частоту вращения прогретого до нормальной
рабочей температуры двигателя до 2000 об/мин, — показание измерителя
должно изменяться между значениями «LEAN» (обедненная смесь) и
«RICH» (обогащенная смесь) более чем 5 раз в течение 10 секунд.
1 раз: RICH > LEAN > RICH
2 раза: RICH > LEAN > RICH > LEAN > RICH
|
|
- При положительных результатах проверка завершена.
- При отсутствии флуктуаций монитора переходите к шагу 16, при
флуктуациях реже чем 5 раз в секунду — к шагу 14, предварительно
заменив лямбда-зонд.
|
|
Шаг 13 — Проверка сигнала правого докаталитического подогреваемого лямбда-зонда
по схеме «без CONSULT»
|
- На пару минут поднимите частоту вращения двигателя до 2000 об/мин
(без нагрузки).
|
- Перейдите в подраздел «Right bank front heated oxygen sensor
monitor» проверки II диагностического режима.
|
|
- Удостоверьтесь, что контрольная лампа отказов MIL активируется
не менее 5 раз в 10 секунд при оборотах двигателя 2000 в минуту.
- При положительных результатах проверка завершена.
- При отсутствии флуктуаций монитора переходите к шагу 16, при
флуктуациях реже чем 5 раз в секунду — к шагу 14, предварительно
заменив лямбда-зонд.
|
|
Шаг 14 — Проверка сигнала левого докаталитического подогреваемого лямбда-зонда
По схеме «с CONSULT»
|
- Переключитесь в подраздел «FR O2 MNTR-B1» режима «DATA MONITOR»
измерителя.
|
- Без нагрузки поднимите частоту вращения прогретого до нормальной
рабочей температуры двигателя до 2000 об/мин, — показание измерителя
должно изменяться между значениями «LEAN» (обедненная смесь) и
«RICH» (обогащенная смесь) более чем 5 раз в течение 10 секунд.
1 раз: RICH > LEAN > RICH
2 раза: RICH > LEAN > RICH > LEAN > RICH
|
|
- При положительных результатах проверка завершена.
|
|
По схеме «без CONSULT»
|
- Перейдите в подраздел «Right bank front heated oxygen sensor
monitor» проверки II диагностического режима.
|
|
- Удостоверьтесь, что контрольная лампа отказов MIL активируется
не менее 5 раз в 10 секунд при оборотах двигателя 2000 в минуту.
- При положительных результатах проверка завершена
|
|
По обеим схемам
При отрицательных результатах проверки переходите к выполнению процедур шага
15.
Шаг 15 — Выявление источника нарушения
|
- Проверьте исправность функционирования регулятора давления топлива.
- Проверьте состояние датчика измерения массы воздуха (MAF) и
его цепи.
- Проверьте состояние инжектора впрыска и его электрической цепи.
В случае необходимости произведите промывку инжектора.
- Проверьте исправность функционирования ECM путем подстановки
заведомо исправного блока.
|
Выход ECM
из строя случается крайне редко.
|
- Закончив проверку, вернитесь к выполнению процедур шага 2.
|
|
Шаг 16 — Проверка состояния электропроводки правого докаталитического подогреваемого
лямбда-зонда
|
- Заглушите двигатель и отсоедините отрицательный провод от батареи.
- Отсоедините электропроводку от ECM.
- Рассоедините контактный разъем электропроводки лямбда-зонда.
|
- Проверьте проводимость между клеммой 50 ECM и разъемом лямбда-зонда,
— проводимость должна иметь место.
|
|
- При положительных результатах проверки переходите к выполнению
процедур шага 18, при отрицательных — шага 8 или 9 после предварительной
замены жгута.
|
|
Шаг 17 — Проверка состояния электропроводки левого докаталитического подогреваемого
лямбда-зонда
|
- Заглушите двигатель и отсоедините отрицательный провод от батареи.
- Отсоедините электропроводку от ECM.
- Рассоедините контактный разъем электропроводки лямбда-зонда.
|
- Проверьте проводимость между клеммой 50 ECM и разъемом лямбда-зонда,
— проводимость должна иметь место.
|
|
- При положительных результатах проверки переходите к выполнению
процедур шага 18, при отрицательных — шага 8 или 9 после предварительной
замены жгута.
|
|
Шаг 18 — подготовка к проверке уровня содержания СО
По схеме «с CONSULT»
|
- Переключитесь в подраздел «COOLANT TEMP» режима «ACTIVE TEST»
измерителя.
|
- При помощи переключателей «DWN» и «Qd» выставьте значение «COOLANT
TEMP» равным 5°С.
|
|
|
По схеме «без CONSULT»
|
- Отсоедините электропроводку от датчика температуры охлаждающей
жидкости (ECT).
|
- Подсоедините между клеммами контактного разъема электропроводки
датчика резистор сопротивлением 4.4 кОм.
|
|
|
Шаг 19 — Проверка уровня содержания СО в отработавших газах
|
- Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры,
— стрелка измерителя температуры на панели приборов должна выйти
на середину рабочего диапазона шкалы.
|
|
- 2-3 раза короткими рывками поднимите частоту вращения двигателя
до 4000 об/мин (без нагрузки), затем сбросьте обороты до холостых.
|
|
- Произведите замер содержания в отработавших газах монооксида
углерода (СО). Требуемое значение составляет
0.2—8%
при холостых оборотах двигателя.
|
|
По схеме «без CONSULT»
|
- Закончив проверку, снимите перемыкающий клеммы контактного разъема
резистор и восстановите исходное подсоединение электропроводки.
- При положительных результатах проверки замените левый передний
подогреваемый кислородный датчик и вернитесь к шагу 10.
- При отрицательных результатах проверки переходите к выполнению
процедур шага 20.
|
|
Шаг 20 — Выявления источника нарушения
|
- Подсоедините электропроводку к обоим передним подогреваемым
лямбда-зондам.
- Проверьте исправность функционирования регулятора давления топлива.
- Проверьте состояние датчика измерения массы воздуха (MAF), электропроводку
и его цепи.
- Проверьте состояние инжектора впрыска и его электрической цепи.
В случае необходимости произведите промывку инжектора.
- Проверьте состояние датчика ECT и его электрической цепи.
- Проверьте исправность функционирования ECM путем подстановки заведомо
исправного блока.
|
Выход ECM
из строя случается крайне редко.
|
- Закончив проверку, вернитесь к выполнению процедур шага 2.
|
|
|