3.2.7.1. Проверка деталейКривошипно-шатунный механизм
|
1 – коленчатый вал;
2 – промежуточный вал;
3 – вкладыши коренных подшипников коленчатого вала;
4 – упорные полукольца коленчатого вала;
5 – шкив;
6 – крышки коренных подшипников;
7 – шатун;
8 – крышка шатуна;
9 – вкладыши шатунных подшипников;
10 – поршень;
11 – поршневые кольца;
12 – стопорное пружинное кольцо;
13 – поршневой палец;
14 – втулка головки шатуна
|
Рекомендуется тщательно очистить и вымыть детали, которые будут снова использоваться.
Извлечение пробок и заглушек из блока цилиндров и головки блока цилиндров значительно
облегчает их промывку. Все прокладки и уплотнительные кольца следует заменить
при каждой разборке двигателя.
Проверка размеров, приведенных в технической характеристике, и сравнение их с
реальными значениями решают вопрос, может ли деталь быть использована далее, отремонтирована
или заменена на новую. О пригодности некоторых деталей свидетельствует также состояние
их поверхности (царапины, раковины и т.д.).
ПРОВЕРКА ЗАЗОРОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И ШАТУНОВ
Измерение деформации измерительного стержня Plastigage для определения зазора в коренном подшипнике коленчатого вала
Радиальный зазор
Радиальный зазор в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала измеряется
при помощи специальных измерительных стержней Plastigage из искусственного материала.
Измерительный стержень, уложенный вдоль шейки (коренной или шатунной) и зажатый
в подшипнике, подвергается сплющиванию. Радиальный зазор в подшипнике может быть
определен (на основе соответствующей шкалы на упаковке измерительных стержней)
в зависимости от ширины деформированного стержня.
Условия измерения при помощи измерительных стержней Plastigage:
– шейки и вкладыши должны быть сухими и тщательно обезжирены;
– коленчатый вал не должен изменять своего положения в процессе установки
и извлечения измерительных стержней;
– измерительный стержень должен быть уложен в половине вкладыша, на большем
расстоянии от масляного отверстия во вкладыше или шейке вала;
– крышки подшипников должны устанавливаться вручную, а их болты должны
затягиваться соответствующим моментом; нельзя наносить удары по крышкам;
– следует затягивать только крышку подшипника, в котором измеряется радиальный
зазор; нельзя одновременно измерять зазоры во всех коренных подшипниках.
Вкладыш 1 коренного подшипника коленчатого
вала
|
Вкладыш 1 коренного подшипника коленчатого
вала больше, чем вкладыши остальных подшипников, и имеет масляную канавку.
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установить вкладыши на коренные подшипники
в блоке цилиндров двигателя и установить в них коленчатый вал. |
Предупреждение
Вкладыши первого
коренного подшипника (со стороны привода системы газораспределения)
имеют больший размер, чем вкладыши остальных подшипников, и оба
имеют масляную канавку. В остальных подшипниках вкладыши со стороны
блока цилиндров имеют масляную канавку, а со стороны крышки имеют
гладкую поверхность.
|
2. Уложить на первой коренной шейке измерительный
стержень Plastigage. |
3. Установить крышку коренного подшипника вместе
с вкладышем и затянуть болты крепления соответствующим моментом. |
4. Осторожно снять крышку подшипника и измерить
при помощи шкалы, поставляемой вместе с измерительными стержнями,
ширину деформированного измерительного стержня. На основе таблицы
или графика определить радиальный зазор в подшипнике. |
5. Сравнить измеренное значение с необходимой
величиной зазора. Если измеренный зазор превышает допустимое значение,
то следует использовать ремонтные вкладыши. |
6. Аналогичным способом измерить зазор в остальных
коренных и шатунных подшипниках. |
|
Осевой зазор
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. После установки коленчатого
вала в блоке цилиндров следует установить упорные полукольца коленчатого
вала (масляные канавки должны быть направлены наружу коренного подшипника),
крышки подшипников и затянуть их крепление соответствующим моментом. |
|
2. Упереть измерительный наконечник
индикатора часового типа в торец коленчатого вала и измерить его осевой
зазор. |
3. Сравнить измеренные значения
с необходимыми величинами. Если зазор превышает допустимое значение,
то следует использовать ремонтные упорные полукольца соответственно
большей толщины. |
|
ПРОВЕРКА ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦ И ЗАЗОРОВ ПОРШНЯ В ЦИЛИНДРЕ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. После снятия колец с поршней следует измерить
их зазор в канавках поршня, а после установки в цилиндрах, в которых
они стояли ранее, измерить ширину замка (зазора) между их концами. |
2. Измерить диаметры цилиндров и диаметры поршней
(в направляющей части, ниже отверстия поршневого пальца) под прямым
углом к оси поршневого пальца. Зазор поршня в цилиндре равен разнице
этих двух измерений. |
3. При помощи специального приспособления установить
кольца на поршни так, чтобы надписи (либо обозначения) были направлены
в сторону дна поршня. Разрезы колец расположить под углом около 120°. |
|
|