4.2.1. Описание конструкцииКоробка передач преобразует крутящий момент, передаваемый от двигателя, по величине и направлению, для обеспечения оптимальной скорости и проходимости автомобиля, для наиболее экономичной работы двигателя и для движения автомобиля задним ходом. Коробка передач разобщает двигатель и трансмиссию во время остановки и стоянки автомобиля и при его движении по инерции с работающим двигателем.
Детали коробки передач размещены в картере, который болтами крепится к задней части двигателя.
Крутящий момент от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач. Вторичный вал коробка передач передает крутящий момент через дифференциал к валам привода. Включение передачи осуществляется перемещением скользящей муфты синхронизатора. В результате шестерня жестко соединяется с валом коробки передач.
Механизм блокировки переключения на заднюю передачу
Этот механизм предотвращает переключение непосредственно с пятой передачи на заднюю при движении автомобиля. Для предотвращения переключения на заднюю передачу в нейтральном положении направляющий болт препятствует кулачку переключения.
|
Рис. 4.22. Работа механизма блокировки переключения с 5-й передачи на заднюю передачу
|
В случае переключения на пятую передачу вал переключения и выбора передачи поворачивается направо, тем самым кулачок отдаляется в сторону от направляющего болта и двигается наверх возвращая пружину. Поэтому переключение в заднюю передачу в этом положении невозможно из-за направляющего болта ( рис. 4.22).
|
Рис. 4.23. Работа механизма блокировки переключения с нейтрального положения на заднюю передачу
|
При переключении с нейтрального положения рычага на заднюю передачу между пятой и задней передачей кулачок переключения поворачивается налево и переключение становится возможным ( рис. 4.23).
Дифференциал
Дифференциал объединен с картером коробки передач и устанавливается на шасси вместе с двигателем. Он изменяет направление подачи мощности и увеличивает крутящий момент уменьшая скорость.
Главная передача устанавливается параллельно приводным валам и является косозубой цилиндрической зубчатой передачей.
Технические данные коробки передач приведены в табл. 4.4.
Таблица 4.4 Технические данные коробки передач
Описание
|
Номинальное значение
|
Предельно допустимое значение
|
Передаточное число
|
|
|
первой передачи
|
3,818
|
|
второй передачи
|
2,210
|
|
третьей передачи
|
1,423
|
|
четвертой передачи
|
1,029
|
|
пятой передачи
|
0,837
|
|
передачи заднего хода
|
3,583
|
|
Общее передаточное число
|
4,444
|
|
Емкость масла, л
|
2,1
|
|
Классификация трансмиссионного масла
|
78W-85
|
|
Ширина шпоночной канавки кольца синхронизатора, мм:
|
|
|
1-й передачи
|
8,2
|
8,6
|
2-й, 3-й, 4-й передач
|
9,6
|
10,0
|
5-й передачи
|
9,4
|
9,8
|
Толщина конца вилки переключения, мм:
|
|
|
вилка переключения 1-й - 2-й передачи
|
8,7
|
8,1
|
вилка переключения 3-й - 4-й передачи
|
7,8
|
7,2
|
вилка переключения 5-й передачи
|
7,8
|
7,2
|
Зазор между шестерней и кольцом синхронизатора, мм
|
1,0
|
0,5
|
Зазор между обоймой и вилкой переключения, мм
|
0,2-0,6
|
1,0
|
Люфт опоры боковой шестерни дифференциала, мм
|
0,05-0,33
|
-
|
Передаточное число шестерни спидометра (ведомого/ведущего), мм
|
17/18
|
-
|
Моменты затяжки коробки передач приведены в табл. 4.5.
Таблица 4.5 Моменты затяжки коробки передач, Н·м
Болт крепления вала переключения 5-й передачи/ передачи заднего хода
|
10-16
|
Гайка включателя фонаря заднего хода
|
15-18
|
Гайка крепления шестерни пятой передачи на вторичном вале
|
60-80
|
Болт крепления датчика положения коленчатого вала
|
5-8
|
Болт крепления зубчатого венца дифференциала
|
80-100
|
Болт крепления переднего кронштейна двигателя (со стороны блока цилиндров)
|
35-41
|
Болт крепления передней демпферной втулки двигателя (со стороны поперечной балки)
|
35-41
|
Болты крепления передней демпферной втулки двигателя (со стороны поперечной балки)
|
45-55
|
Болт/ гайка крепления передней демпферной втулки двигателя (со стороны кронштейна)
|
68-83
|
Гайка крепления приемной выхлопной трубы (со стороны выпускного коллектора/ со стороны глушителя)
|
25-35
|
Болт крепления кожуха управления переключением передач
|
18-28
|
Болт крепления рычага переключением передач
|
4-7
|
Болт крепления вала переключения 3-й - 4-й передач
|
10-16
|
Болт крепления вала переключения 1-й - 2-й передач
|
10-16
|
Пробка слива масла
|
25-30
|
Пробка проверки уровня масла
|
36-54
|
Болты крепления кронштейна нижнего шланга радиатора
|
8-15
|
Болт крепления вала свободной шестерни заднего хода
|
18-28
|
Болт крепления рычага переключения заднего хода
|
18-28
|
Гайка крепления троса переключения (со стороны рычага переключения)
|
8-12
|
Болт крепления рычага переключения
|
18-28
|
Винт крепления боковой крышки
|
6-7
|
Болт крепления направляющей переключения
|
18-28
|
Болт блокировки переключения
|
18-28
|
Болт крепления боковой крышки
|
8-12
|
Болт крепления ведомой шестерни спидометра
|
4-7
|
Болт крепления двигателя стартера
|
18-28
|
Болт крепления картера коробки передач
|
15-22
|
Болт крепления левой крышки картера коробки передач
|
8-12
|
Нижние болт и гайка крепления коробки передач (со стороны двигателя)
|
55-65
|
Болт крепления коробки передач (со стороны кузова)
|
45-55
|
Болт и гайка крепления коробки передач со стороны коробки передач
|
55-65
|
Верхний болт крепления коробки передач (со стороны двигателя)
|
55-65
|
Болт нижней крышки коробки передач
|
35-55
|
|