7.2.4. Датчики системы автоматического регулирования двигателяДатчик температуры охлаждающей жидкости
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости (стрелка),
напряжение с которого подается на процессорный блок, расположен рядом с
датчиком указателя температуры, около регулятора давления топлива. |
Датчик представляет собой термистор (резистор, величина сопротивления которого
зависит от температуры). По мере уменьшения температуры датчика его сопротивление
возрастает и наоборот.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Для проверки датчика, отсоедините
разъем и измерьте сопротивление датчика. На холодном двигателе сопротивление
должно быть от 2 до 3 кОм. Запустите двигатель и прогрейте – сопротивление
датчика должно стать 200–400 Ом. |
Предупреждение
Если доступ
к датчику затруднен, то снимите датчик и измерьте сопротивление,
поместив его в сосуд с нагретой водой.
|
2. Для того чтобы снять датчик,
отожмите защелки, отсоедините разъем и аккуратно выверните датчик.
Рекомендуется сначала слить из системы охлаждения немного жидкости.
|
3. Установка осуществляется в обратном
порядке. Слегка смажьте резьбу датчика герметиком.
|
|
Датчик концентрации кислорода в выхлопных газах
|
Датчик кислорода кислорода устанавливается в автомобилях с каталитическим
нейтрализатором. Датчик ввернут в переднюю выхлопную трубу после выпускного
коллектора.
|
Разъем датчика кислорода
|
Разъем датчика кислорода на моделях 318i начала
1984 года расположен с левой стороны батареи. На моделях второй половины
1984 и 1985 годов датчик располагается там же. |
Разъем датчика кислорода на моделях 325i 1986-88 г.г.
Датчик отслеживает содержание кислорода в выхлопных газах и генерирует выходное
напряжение от 0,1 В (высокое содержание кислорода, обедненная смесь) до 0,9
В (малое содержание кислорода, обогащенная смесь). Изменяющееся выходное напряжение
с датчиков подается на электронный блок управления, который определяет соотношение
кислорода и топлива в горючей смеси. Блок управления регулирует соотношение
воздуха/ топлива в смеси путем задания времени открытого состояния форсунок.
При соотношении 14,7 частей воздуха к 1 части топлива в исходной смеси содержание
вредных веществ в отработанных газах минимальное, при таком соотношении нейтрализатор
очищает газы с максимальной эффективностью. Электронный блок управления совместно
с датчиком кислорода обеспечивают поддержание состава горючей смеси как раз
на указанном уровне.
Реле подогревателя датчика кислорода
Если температура датчика концентрации кислорода ниже нормальной рабочей температуры,
т. е. 320° С, то напряжение на датчике отсутствует. Поэтому, до тех пор пока
двигатель не прогреется, на электронный блок управления сигнала от датчика кислорода
не поступает и блок работает в режиме разомкнутого цикла (приготавливая горючую
смесь автоматически).
Если после прогрева двигателя, или спустя не менее 2 минут работы двигателя,
напряжение на датчике не превышаеи 0,45 В при скорости вращения двигателя не
менее 1500 об/мин, то блок управления занесет в память код отказа.
Если неисправны датчик или его цепь, то электронный блок управления работает
в режиме разомкнутого цикла, т. е. блок дозирует топливо в соответствии с запрограммированным
значением на его входе, а не в соответствии с сигналом датчика кислорода.
Правильная работа датчика зависит от следующих условий:
1. Электрических: низкое напряжение, генерируемое датчиком, очень сильно зависит
от состояния соединений с проводами.
2. Подачи наружного воздуха: датчик устроен так, что воздух циркулирует в его
внутреннем пространстве. Всякий раз при снятии или установке убедитесь в чистоте
воздушных каналов датчика.
3. Рабочей температуры: сигналы с датчика не поступают на электронный блок
управления до тех пор пока температура датчика не достигнет приблизительно 300°
С. Этот фактор следует учитывать при оценке исправности датчика.
4. Качества бензина: использование неэтилированного бензина является существенным
условием правильной работы датчика. Заправляйте автомобиль только неэтилированным
бензином.
Помимо указанных выше условий, при обслуживании датчика нужно соблюдать следующие
правила:
1. Гибкий проводник и разъем датчика кислорода являются неразборными и от датчика
не отсоединяются. Повреждение или отрыв гибкого проводника либо разъема могут
отрицательно сказаться на исправности датчика.
2. Не допускается попадания грязи, смазочных материалов и других посторонних
компонентов на разъем или на башенный изолятор датчика.
3. Запрещается протирать датчик всеми видами чистящих средств.
4. Запрещается ронять датчик или небрежно обращаться с ним.
5. Следите за правильностью установки силиконового чехла датчика, чтобы избежать
плавления чехла, из-за которого возможен отказ датчика.
Типы разъемов, применяемых для соединения с датчиком содержания кислорода и
обозначение выводов (со стороны проводки)
Назначение выводов на датчике содержания кислорода
ТИП ДАТЧИКА
|
ВЫХЛОПНОЙ СИГНАЛ
|
ПИТАНИЕ ПРОГРЕВА (12 В)
|
Без подогрева (однопроводный)
|
черный провод (+)
|
нет
|
Подогреваемый (3-проводной)
|
вывод 1 (+)
|
выводы 3 (+) и 2 (+)
|
Подогреваемый (4-проводной)
|
вывод 2 (+)
|
выводы 4 (+) и 3 (-)
|
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Прогрейте двигатель, отсоедините
разъем и проверьте цифровым вольтметром напряжение на выводе выходного
сигнала датчика относительно массы. Датчик найдите по большому чехлу
со жгутом черного цвета в задней части двигателя. |
2. При увеличении оборотов напряжение
с датчика кислорода должно возрастать от 0,5 до 1,0. При уменьшении
оборотов напряжение уменьшается до 0–0,4 В. Если сигнал с датчика
кислорода отличается от указанных значений, то датчик замените. |
3. Проверьте подогреватель датчика
кислорода (на части автомобилей). На указанных выводах должно быть
напряжение 12 В. При отсутствии питания проверьте реле датчика. |
|
Замена
Предупреждение
При охлаждении выпускной
коллектор или выхлопная труба, в которую ввернут датчик, сжимаются, поэтому,
на холодном двигателе отвернуть датчик трудно. Чтобы не повредить датчик (предполагается,
что вы будете использовать его в дальнейшем) запустите и прогрейте двигатель
в течение 1–2 минут, остановите двигатель.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоедините батарею от массы.
|
2. Поднимите автомобиль и установите на подставки.
|
3. Аккуратно отсоедините разъем от проводки
датчика.
|
4. Осторожно выверните датчик.
|
5. При установке смажьте резьбу датчика составом
против прихвата.
|
|
Датчик представляет 2 пары контактов. На холостом ходу одна пара которых нормально
замкнута, а другая – разомкнута. Вблизи полного открытия заслонки замыкается
вторая пара контактов. При промежуточном положении заслонки обе пары контактов
разомкнуты. Обрыв в цепи или ослабление контактов датчика дроссельной заслонки
могут вызвать самопроизвольный впрыск топлива, что является причиной неустойчивой
работы двигателя на холостом ходу.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Датчик поворота дроссельной
заслонки располагается на торце вала дроссельной заслонки. Отсоедините
разъем и проверьте сопротивление между парами выводами 2–18 и 3–18. |
|
2. Между выводами 2–18 должна
быть цепь до отведения заслонки на 0,2–0,6 мм от закрытого положения.
|
|
3. Между выводами 3–18 должна
быть цепь, которая сохраняется при открывании заслонки до в 8–12°
относительно полностью открытого положения. Если проверка дает отрицательный
результат, то отрегулируйте датчик. |
4. Если заслонка отрегулирована,
то проверьте напряжение питания 5 В на датчике. |
|
Регулировка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Отпустите винты и повернув, установите датчик в нужное
положение, затяните винты и проверьте регулировку.
|
|
Измеритель потока воздуха
Порядок снятия и установки описан в подразделе 6.4.
Датчики системы зажигания
Порядок проверки, снятия и установки описан в подразделе
3.3.6.8.
|