4.3.5. Зубчатый ременьЗамена зубчатого ремня производится на двигателе, установленном на автомобиле.
При замене зубчатого ремня надо учитывать следующее:
|
Рис. 3.3.31. Зубчатый ремень: 1 – верхний кожух зубчатого ремня; 2 – зубчатый ремень; 3 – болт, 20 Н·м и довернуть на 45°; 4 – ролик натяжителя; 5 – болт, 100 Н·м; 6 – болт, 25 Н·м; 7 – шкив зубчатого ремня распределительного вала; 8 – втулка с ротором датчика Холла; 9 – болт, 10 Н·м; 10 – задний кожух зубчатого ремня; 11 – резиновая заглушка; 12 – натяжитель зубчатого ремня; 13 – направляющий ролик; 14 – водяной насос; 15 – шкив зубчатого ремня коленчатого вала; 16 – болт, 120 Н·м и довернуть на 90°; 17 – болт, 13 Н·м; 18 – болт, 20 Н·м; 19 – нижний кожух зубчатого ремня; 20 – гаситель колебаний, совмещенный со шкивом поликлинового ремня; 21 – болт, 10 Н·м + довернуть на 90°; 22 – заглушка; 23 – средний кожух зубчатого ремня
|
1. При установке верхнего кожуха зубчатого ремня 1 ( рис. 3.3.31) необходимо точно совместить его со средним кожухом зубчатого ремня.
2. При повреждении резиновой заглушки 11 ее необходимо заменить.
3. При установке шкива 15 зубчатого ремня коленчатого вала между шкивом и валом не должно быть смазки. Шкив может быть установлен только в одном положении.
4. При установке замените новыми болты 16 и 21. При отвинчивании и завинчивании болта 16 удерживайте шкив от проворачивания специальным приспособлением 3415.
5. Шкив поликлинового ремня 20, совмещенный с гасителем колебаний, может быть установлен только в одном положении.
Снятие
Установите переднюю поперечную панель в сервисное положение.
|
Рис. 3.3.2. Расположение винтов крепления кожуха двигателя и указателя (1) уровня моторного масла
|
Извлеките указатель 1 (см. рис. 3.3.2) уровня моторного масла.
Освободите фиксаторы крепления, выверните три винта и снимите кожух двигателя (см. рис. 3.3.2).
Установите указатель уровня моторного масла на место.
Снимите поликлиновой ремень.
|
Рис. 3.3.32. Снятие шкива вентилятора радиатора с вязкостной муфтой на четырехцилиндровом дизельном двигателе 1,9 л: 1 – торцовой ключ на 8 мм; 2 – ключ 3212
|
Удерживая ключом 3212 от проворачивания шкив вентилятора радиатора с вязкостной муфтой, торцовым ключом на 8 мм отвинтите шкив от кронштейна ( рис. 3.3.32).
Снимите вентилятор радиатора с вязкостной муфтой.
|
Рис. 3.3.33. Расположение болтов (1 и 2) крепления натяжителя поликлинового ремня
|
Выверните болты 1 и 2 ( рис. 3.3.33) и снимите натяжитель поликлинового ремня.
Автомобили с двигателями AJM
|
Рис. 3.3.34. Расположение болтов (1 и 2) крепления зажимов средних шлангов системы охлаждения и фиксаторов верхнего кожуха зубчатого ремня
|
Выверните болты 1 и 2 ( рис. 3.3.34) крепления зажимов средних шлангов системы охлаждения и, не отсоединяя шланги, отведите их в сторону.
Все модели
Снимите верхний кожух зубчатого ремня (см. рис. 3.3.34).
|
Рис. 3.3.35. Расположение винтов (3) крепления кожуха (2) и электромагнитного клапана ограничения давления наддува
|
Снимите и отведите в сторону электромагнитный клапан 1 ограничения давления наддува.
Выверните болты крепления шкива-гасителя колебаний, удерживая коленчатый вал от проворачивания за центральный болт крепления шкива зубчатого ремня.
|
Рис. 3.3.36. Расположение винтов крепления нижнего и среднего кожухов зубчатого ремня
|
Выверните винты крепления нижнего и среднего кожухов зубчатого ремня (см. рис. 3.3.36).
|
Рис. 3.3.37. Установка поршня первого цилиндра в ВМТ: 1 – паз между двумя выступами (1) на задней пластине шкива распределительного вала; 2 – метка 4Z на заднем кожухе зубчатого ремня; 3359 – фиксирующий стержень
|
Проворачивая коленчатый вал двигателя в направлении его рабочего вращения за болт крепления шкива, установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ), при этом паз между двумя выступами 1 ( рис. 3.3.37) на задней пластине шкива распределительного вала должен совместиться с меткой 4Z (поз. 2 на рис. 3.3.37) на заднем кожухе зубчатого ремня.
Стрелками показано расположение болтов крепления шкива зубчатого ремня.
Установите фиксирующий стержень 3359 или хвостовик сверла диаметром 6 мм в отверстие и зафиксируйте шкив распределительного вала от проворачивания.
|
Рис. 3.3.38. Фиксация шкива зубчатого ремня коленчатого вала специальным приспособлением T10050: 1 – указатель на приспособлении Т100500; 2 – метка на шкиве
|
Специальным приспособлением T10050 зафиксируйте шкив зубчатого ремня коленчатого вала 1 ( рис. 3.3.38), при этом метка на шкиве 2 должна совместиться с указателем на приспособлении. При установке приспособления T10050 его выступ должен войти в паз блока цилиндров.
|
Рис. 3.3.39. Ослабление натяжения зубчатого ремня на дизельных двигателях 1,9 л
|
Шестигранным ключом медленно поверните против часовой стрелки ролик натяжителя зубчатого ремня и в этом положении зафиксируйте натяжитель блокирующим стержнем T10008 ( рис. 3.3.39).
Отверните гайку крепления ролика натяжителя.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения зубчатого ремня. Если после установки ремень будет вращаться в другую сторону, это может привести к его разрушению.
|
|
Рис. 3.3.40. Расположение болтов крепления натяжителя зубчатого ремня
|
Выверните болты и снимите натяжитель зубчатого ремня ( рис. 3.3.40).
Снимите зубчатый ремень.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Не перекручивайте и не перегибайте зубчатый ремень. Исключите попадание на зубчатый ремень масла, охлаждающей жидкости или топлива.
2. Если произошло выкрашивание зубьев зубчатого ремня, возможно, заклинен водяной насос, масляный насос или распределительный вал.
3. Разрыв зубчатого ремня на работающем двигателе мог вызвать удар поршней о клапаны, в результате чего клапаны могли деформироваться.
4. Проверьте зазоры клапанов. На деформированных клапанах они будут значительно больше требуемых.
5. Если наружная поверхность зубчатого ремня значительно изношена или расслаивается, проверьте состояние шкивов.
Если износ или повреждение обнаружены только на одной стороне ремня, проверьте направляющую зубчатого ремня и параллельность шкивов зубчатого ремня.
При обнаружении любых дефектов зубчатого ремня замените его новым.
6. Ранее снятый ремень устанавливайте в соответствии с нанесенными метками.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Если необходимо провернуть распределительный вал при снятом зубчатом ремне, коленчатый вал не должен находиться в положении конца такта сжатия в любом из цилиндров. В этом случае может произойти соударение поршней и открывающихся клапанов и двигатель будет поврежден. Отметьте положение и поверните коленчатый вал на четверть оборота в одну или другую сторону.
|
Установка
Установка зубчатого ремня проводится на холодном двигателе.
Установите фиксирующий стержень 3359 или хвостовик сверла диаметром 6 мм в отверстие и зафиксируйте шкив распределительного вала от проворачивания (см. рис. 3.3.37).
Специальным приспособлением T10050 зафиксируйте шкив зубчатого ремня коленчатого вала 1 (см. рис. 3.3.38), при этом метка на шкиве 2 должна совместиться с указателем на приспособлении. При установке приспособления T10050 его выступ должен войти в паз блока цилиндров.
Натяжитель зубчатого ремня должен быть зафиксирован стержнем T10008 (см. рис. 3.3.39).
Поочередно отвинтите на один оборот (но не вывинчивайте полностью) болты крепления шкива распределительного вала (см. рис. 3.3.37). Шкив распределительного вала должен свободно вращаться на распределительном валу, но не иметь чрезмерного люфта.
Поверните шкив зубчатого ремня по часовой стрелке до упора. Поворот возможен за счет удлиненных отверстий в шкиве.
Наденьте зубчатый ремень на шкив распределительного вала, ролик натяжителя, шкив коленчатого вала и шкив водяного насоса.
Установите натяжитель зубчатого ремня.
Отрегулируйте натяжение зубчатого ремня следующим образом.
|
Рис. 3.3.41. Направление поворота эксцентрика натяжного ролика до упора (А) для извлечения блокирующего стержня T10008
|
Специальным ключом 3387 поверните эксцентрик ролика натяжителя против часовой стрелки до упора А ( рис. 3.3.41).
Извлеките из механизма натяжения блокирующий стержень T10008.
|
Рис. 3.3.42. Направление поворота эксцентрика натяжного ролика для установки натяжителя зубчатого ремня: 1 – гайка, 25 Н·м; 2 – сверло диаметром 4 мм; а = (4,0 ±1,0) мм
|
Ключом 3387 поверните эксцентрик натяжного ролика по часовой стрелке настолько, чтобы между рычагом натяжителя и корпусом можно было вставить хвостовик сверла диаметром 4 мм ( рис. 3.3.42).
Удерживая эксцентрик ролика в этом положении, затяните гайку 1 (см. рис. 3.3.42) крепления ролика моментом 20 Н·м и доверните на 45°.
Затяните болты крепления шкива зубчатого ремня распределительного вала моментом 25 Н·м (см. рис. 3.3.37).
Снимите фиксирующий стержень 3359 и специальное приспособление T10050.
Проверните вручную коленчатый вал двигателя на два оборота.
Убедитесь, что расстояние между рычагом натяжителя и корпусом равно 4 мм (см. рис. 3.3.42). Если расстояние отличается от требуемого, отрегулируйте положение натяжного ролика следующим образом.
Придерживая натяжной ролик специальным ключом 3387, выверните гайку 1 (см. рис. 3.3.42) и поверните эксцентрик натяжного ролика по часовой стрелке настолько, чтобы между рычагом механизма натяжения и корпусом можно было вставить хвостовик сверла диаметром 4 мм.
Удерживая эксцентрик натяжного ролика в этом положении, затяните гайку 1 (см. рис. 3.3.42) крепления ролика моментом 20 Н·м и доверните на 45°.
Установите шкив вентилятора радиатора с вязкостной муфтой и закрепите его болтами, при этом ключом 3212 удерживайте его от проворачивания (см. рис. 3.3.32).
Установите поликлиновой ремень.
Установите переднюю поперечную панель в исходное положение.
|