4.2.7. Сборка двигателяУстановите коренные вкладыши с канавками со стороны блока цилиндров.
Смажьте рабочую поверхность коренных вкладышей тонким слоем моторного масла.
Установите на блок цилиндров коленчатый вал.
Установите упорные полукольца таким образом, чтобы сторона с канавкой располагалась со стороны коленчатого вала.
|
Рис. 3.63. Измерение зазора коленчатого вала: 1 — болты, М11; 2 — картер крышек коренных подшипников; 3 — индикатор часового типа
|
Проверьте осевой люфт коленчатого вала, для чего установите на место картер крышек коренных подшипников 2 ( рис. 3.63) и закрепите его 10 болтами 1, затянув их моментом 10 Н•м.
Установите на блоке цилиндров двигателя кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в торец коленчатого вала.
Переместите коленчатый вал вдоль оси в одну сторону до упора и установите индикатор на 0. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение на индикаторе. Номинальное значение осевого зазора коленчатого вала 0,06—0,15 мм. Если величина зазора превышает допустимую величину, необходимо установить более толстые упорные полукольца.
Выверните болты и снимите картер крышек коренных подшипников.
|
Рис. 3.64. Расположение центрирующих втулок (1) в картере крышек коренных подшипников и места фиксации их специальным приспособлением (2)
|
Проверьте наличие центрирующих втулок 1 ( рис. 3.64) в картере крышек коренных подшипников. Если необходимо, замените или установите новые центрирующие втулки. Вставьте центрирующую втулку на половину длины в картер крышек коренных подшипников и специальным приспособлением 2 зафиксируйте их в этом положении.
Нанесите по периметру картера крышек коренных подшипников уплотнительный состав AUTOJOINT NOIR.
Установить на место картер крышек коренных подшипников.
|
Рис. 3.62. Расположение и последовательность затягивания (цифры в кружках) болтов М11 (1) и болтов М6 (3) крепления картера крышек коренных подшипников (2)
|
Последовательно (см. рис. 3.62), в несколько этапов затяните болты крепления картера крышек коренных подшипников:
1-й — затяните болты М11 моментом 10 Н•м;
2-й — затяните болты М6 моментом 5 Н•м;
3-й — выверните болты М11;
4-й — затяните болты М11 моментом 10 Н•м;
5-й — затяните болты М11 моментом 20 Н•м;
6-й — доверните болты М11 на угол 70° ± 5°;
7-й — затяните болты М6 моментом 10 Н•м.
После затягивания болтов проверьте, что коленчатый вал проворачивается легко и плавно.
Поверните коленчатый вал двигателя таким образом, чтобы поршень 1-го цилиндра находился в НМТ.
|
Рис. 3.65. Расположение поршневых колец и их замков на поршне: 1 — первое компрессионное поршневое кольцо; 2 — второе компрессионное поршневое кольцо; 3 — маслосъемное поршневое кольцо
|
Установите на поршни поршневые кольца. Метка «TOP» на втором компрессионном поршневом кольце должна быть направлена к днищу поршня ( рис. 3.65). Замок второго компрессионного поршневого кольца должен быть повернут на 180° по отношению к первому компрессионному кольцу. Маслосъемное кольцо не имеет замка.
Перед установкой поршня в цилиндр поршневые кольца надо сжать с помощью специальной втулки или стяжным ленточным хомутом.
Установите в шатун верхний вкладыш заранее определенного класса и смажьте его рабочую поверхность тонким слоем моторного масла.
Смажьте поверхность цилиндров тонким слоем моторного масла.
Установите поршень с поршневыми кольцами в цилиндр, при этом специальная втулка или стяжной ленточный хомут должны плотно прижиматься к блоку цилиндров и располагаться точно по центру гильзы цилиндра. Стрелка на поршне должна быть направлена в сторону зубчатого ремня.
Ручкой молотка вставьте поршень в цилиндр, при этом следите за правильной установкой маслосъемного поршневого кольца.
Переверните блок цилиндров.
Установите в крышку шатуна нижний вкладыш и смажьте его рабочую поверхность тонким слоем моторного масла.
Установите крышку шатуна и закрепите ее болтами, затянув их моментом 23 Н•м и затем довернув на угол (45±5)°. Предварительно смажьте болты тонким слоем моторного масла.
Аналогичным образом установите остальные поршни.
Нанесите на привалочную плоскость передней крышки с масляным насосом уплотнительную пасту AUTOJOINT NOIR.
|
Рис. 3.66. Расположение болтов (1) крепления передней крышки (2) с масляным насосом
|
Установите переднюю крышку 2 ( рис. 3.66) с масляным насосом на блок цилиндров.
Нанесите на резьбу болтов крепления передней крышки контровочный состав LOCTITE FRENETANCH, препятствующий их самоотворачиванию.
Закрепите переднюю крышку 2 с масляным насосом болтами, затянув их моментом 8 Н•м.
Очистите места установки переднего и заднего сальников коленчатого вала.
Смажьте моторным маслом рабочие кромки новых сальников перед установкой их на место.
Используя оправки, установите передний и задний сальники коленчатого вала.
Установите и закрепите болтами пластину, препятствующую эмульсированию масла.
Установите и закрепите болтами маслозаборник с новой прокладкой с сетчатым фильтром.
Нанесите на привалочную плоскость блока цилиндров с масляным поддоном равномерный тонкий слой уплотнительной пасты AUTOJOINT NOIR.
|
Рис. 3.67. Расположение направляющего штифта (3) масляного поддона (2) и место прикладывания металлической линейки (1)
|
Проверьте наличие на блоке цилиндров направляющего штифта 3 ( рис. 3.67).
Установите на место масляный поддон 2.
Вверните болты крепления масляного поддона до контакта головок болтов с масляным поддоном, однако не затягивайте болты.
Приложите металлическую линейку на торце блока цилиндров и, перемещая поддон, установите его так, чтобы он располагался заподлицо с блоком цилиндров.
|
Рис. 3.61. Расположение болтов (1 и 3) крепления масляного поддона (2)
|
Затяните болты 1 и 3 (см. рис. 3.61) крепления масляного поддона моментом 8 Н•м.
Метчиком очистите резьбу в коленчатом валу для крепления маховика.
Очистите привалочные поверхности коленчатого вала и маховика.
Установите на место маховик и вверните новые болты до контакта головок болтов с маховиком.
|
Рис. 3.59. Установка специального приспособления для фиксации маховика от проворачивания
|
Проворачивая маховик, совместите несквозное отверстие на маховике с отверстием в блоке цилиндров, и специальным приспособлением 1 (см. рис. 3.59) заблокируйте маховик от проворачивания.
|
Рис. 3.68. Последовательность затягивания (цифры в кружках) болтов (1) крепления маховика (2)
|
В последовательности, показанной на рис. 3.68, затяните болты крепления маховика моментом 20 Н•м, затем в той же последовательности доверните их на угол (26± 3)°.
Снимите приспособление, фиксирующее маховик от проворачивания.
Проверните коленчатый вал в такое положение, чтобы поршни установились в середине своего хода.
Проверьте наличие центрирующих втулок в блоке цилиндров.
Новую прокладку головки блока цилиндров необходимо извлекать из упаковки непосредственно перед установкой.
|
Рис. 3.69. Расположение центрирующих втулок (1) и надписи «TOP» (2) на прокладке головки блока цилиндров и жесткой трубки (3) системы охлаждения
|
Установите прокладку на направляющие втулки 1 ( рис. 3.69), при этом надпись «TOP» должна быть направлена к головке и располагаться со стороны масляного фильтра.
Установите головку блока цилиндров.
Перед повторным использованием болтов измерьте длину болтов до основания головки, которая должна составлять (144,5±0,5) мм.
Нанесите на резьбу болтов крепления головки блока цилиндров тонкий слой смазки MOLYKOTE G RAPID PLUS, вставьте болты и затяните их от руки.
|
Рис. 3.70. Последовательность затягивания болтов крепления головки блока цилиндров
|
В последовательности, показанной на рис. 3.70, в несколько этапов затяните болты крепления головки блока цилиндров:
1-й — затяните моментом 15 Н•м;
2-й — затяните моментом 50 Н•м;
3-й — выверните болты на один оборот (360°);
4-й — затяните моментом 20 Н•м;
5-й — доверните на угол (285±5) .
В дальнейшем не требуется дополнительного подтягивания болтов крепления головки блока цилиндров.
|
Рис. 3.71. Места нанесения уплотнительной пасты AUTOJOINT NOIR на картер крышек распределительных валов
|
Нанесите на привалочную поверхность картера крышек распределительных валов уплотнительную пасту AUTOJOINT NOIR равномерным слоем диаметром 3,5 мм ( рис. 3.71).
Установите картер крышек распределительных валов на головку блока цилиндров.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для обеспечения точной установки картера крышек проворачивайте распределительные валы.
|
|
Рис. 3.72. Последовательность затягивания (цифры в кружках) болтов (1) крепления картера крышек распределительных валов и место (А) измерения выступания распределительных валов
|
Проверьте выступание распределительных валов А ( рис. 3.72) из головки блока цилиндров, которое должно находиться в пределах (8,0±2,0) мм.
Установите болты 1 и ввинтите их до контакта головок болтов с картером крышек распределительных валов.
В последовательности, показанной на рис. 3.72, в несколько этапов затяните болты крепления картера крышек распределительных валов:
1-й — затяните моментом 5 Н•м;
2-й — затяните моментом 10 Н•м.
Проверьте наличие центрирующих втулок и установите водяной насос.
|
Рис. 3.73. Последовательность затягивания (цифры в кружках) болтов крепления водяного насоса
|
В последовательности, показанной на рис. 3.73, в несколько этапов затяните болты крепления водяного насоса:
1-й — затяните моментом 3 Н•м;
2-й — затяните моментом 8 Н•м;
3-й — затяните моментом 14 Н•м.
|
Рис. 3.74. Элементы привода газораспределительного механизма: 1 — специальное приспособление для фиксации коленчатого вала двигателя от проворачивания; 2 — водяной насос; 3 — натяжной ролик; 4 — болт; 5, 6 — специальные приспособления для фиксации распределительных валов от проворачивания; 7 — зубчатый ремень; 8 — направляющий ролик; 9 — болт; 10 — фланец; 11 — центральный болт; 12 — шкив зубчатого ремня
|
Установите натяжной ролик 3 зубчатого ремня и закрепите его болтом 4 ( рис. 3.74).
Установите задние кожухи зубчатого ремня.
Установите направляющий ролик 8 зубчатого ремня и закрепите его болтом 9.
Установите на коленчатый вал шкив зубчатого ремня 12, фланец 10 и вверните центральный болт 11.
Установите на распределительный вал выпускных клапанов шкив зубчатого ремня. Удерживая гаечным ключом за лыску распределительный вал от проворачивания, вверните болт крепления шкива и затяните моментом сначала 30 Н·м, а затем 75 Н·м.
Аналогичным образом установите и закрепите шкив зубчатого ремня на распределительном валу впускных клапанов.
|
Рис. 3.75. Установка зубчатого ремня на шкив коленчатого вала: 1 — специальное приспособление для крепления зубчатого ремня шкиве коленчатого вала; 2 — шкив зубчатого ремня; 3 — фланец; 4 — центральный болт; 5 — зубчатый ремень; А — ветвь зубчатого ремня
|
Проверьте, что центральный болт 4 ( рис. 3.75) крепления шкива не затянут и шкив 2 может незначительно поворачиваться.
Установите зубчатый ремень 5 на шкив коленчатого вала 2.
Используя специальное приспособление 1, закрепите зубчатый ремень 5 на шкиве коленчатого вала 2.
Потяните за ветвь ремня А, чтобы шкив коленчатого вала 2 повернулся до упора на фланце 3.
Установите зубчатый ремень газораспределительного механизма последовательно на направляющий ролик 8, шкив распределительного вала впускных клапанов, шкив распределительного вала выпускных клапанов, водяной насос 2 и натяжной ролик 3 (см. рис. 3.74).
Снимите специальное приспособление 1 (см. рис. 3.75).
|
Рис. 3.76. Положения натяжного ролика при регулировке натяжения зубчатого ремня: 1 — натяжной ролик; 2 — указатель; 3 — шестигранная головка; V — направление поворота натяжного ролика; W — условная линия предварительного натяжения ремня; Х — выемка для окончательного натяжения ремня; Z — соединительная плоскость головки блока цилиндров
|
За шестигранник 3 ( рис. 3.76) поверните натяжной ролик 1 против часовой стрелки в положение, при котором указатель 2 совместится с условной линией W.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При совмещении указателя 2 (см. рис. 3.76) с условной линией W он должен пройти через выемку Х на угол как минимум 10°. В противном случае замените натяжной ролик или натяжной ролик и зубчатый ремень.
|
Затем за шестигранник 3 (см. рис. 3.76) поверните натяжной ролик 1 в направлении стрелки V до совмещения указателя 2 с выемкой Х.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Указатель не должен сместиться за выемку Х, в противном случае повторите операции по натяжению зубчатого ремня.
|
Затяните болт крепления натяжного ролика моментом 20 Н•м.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Натяжной ролик не должен поворачиваться при затягивании болта его крепления, в противном случае повторите операции по натяжению зубчатого ремня. Шестигранник для поворота натяжного ролика должен находиться ниже соединительной плоскости головки блока цилиндров Z (см. рис. 3.76). В противном случае замените натяжной ролик или натяжной ролик и зубчатый ремень.
|
Поверните коленчатый двигатель на 10 оборотов, при этом к зубчатому ремню не должно прикладываться никакого давления и никаких внешних воздействий.
Проверьте, что указатель 2 совмещен с выемкой Х. В противном случае повторите операции по натяжению зубчатого ремня.
Специальным приспособлением 1 (см. рис. 3.74) зафиксируйте коленчатый вал двигателя от проворачивания.
Затяните центральный болт крепления шкива зубчатого ремня на коленчатом валу:
— болт со стальной шайбой (золотистого цвета) моментом 40 Н·м и доверните его на угол (53±4)°;
— болт с шайбой из отожженной стали (металлического цвета) моментом 40 Н·м и доверните его на угол (40±4)°.
|
Рис. 3.60. Расположение деталей двигателя: 1 — болт крепления шкива; 2 — шкив ремня привода вспомогательных агрегатов; 3 — нижний кожух зубчатого ремня; 4 — верхний кожух зубчатого ремня; 5 — подушки подвески двигателя; 6 — натяжной ролик; 7 — центральный болт крепления шкива зубчатого ремня к коленчатому валу
|
Установите на место верхний 4 (см. рис. 3.60) и нижний 3 кожухи зубчатого ремня.
Установите подушку подвески двигателя 5 и натяжной ролик 6.
Установите шкив 2 ремня привода вспомогательных агрегатов и закрепите его болтами 1.
|
Рис. 3.77. Расположение болтов (1) крепления крышек головок блока цилиндров (2), датчика текущей фазы в цилиндре (3) и болтов (4) крепления блока катушек зажигания (5)
|
Установите крышки головок блока цилиндров 2 ( рис. 3.77).
Установите датчик текущей фазы в цилиндре 3.
Установите блок катушек зажигания 5 и закрепите его болтами 4.
Установите болты крепления и ввинтите их до контакта головок болтов с крышками головок блока цилиндров.
|
Рис. 3.78. Последовательность затягивания (цифры в кружках) болтов крепления крышек головки блока цилиндров
|
В последовательности, показанной на рис. 3.78, в несколько этапов затяните болты крепления крышек головки блока цилиндров:
1-й — затяните моментом 5 Н·м;
2-й — затяните моментом 15 Н·м.
Установите прокладку выпускного коллектора или новый теплозащитный экран.
Установите выпускной коллектор и закрепите его гайками, затянув их моментом 35 Н·м.
Установите прокладку блока выхода охлаждающей жидкости.
Замените соединительный патрубок блока выхода охлаждающей жидкости водяного насоса на блоке выхода охлаждающей жидкости.
Установите в сборе соединительный патрубок блока выхода охлаждающей жидкости водяного насоса с блоком выхода охлаждающей жидкости.
Установите новую прокладку на каталитический нейтрализатор.
|
Рис. 3.79. Элементы крепления со стороны выпускного коллектора: 1, 2, 3 — болты; 4 — трубка системы рециркуляции отработавших газов; 5, 8 — гайки; 6 — приваренный болт; 7 — теплозащитный экран; 9 — хомут
|
Поверните хомут 9 ( рис. 3.79) так, чтобы его можно было надеть на приваренный болт 6.
Установите трубку 4 системы рециркуляции отработавших газов и закрепите ее хомутом.
Наверните гайку 5 на приваренный болт 6.
Наверните гайки 8.
Вверните болты 3, 2 и 1. Затяните болт 2 моментом 4 Н•м.
Установите теплозащитный экран 7 и закрепите его болтами.
Установите датчики кислорода.
Установите клапан системы рециркуляции отработавших газов.
|
Рис. 3.55. Узлы, которые необходимо снять в первую очередь при разборке двигателя EW10J4: 1 — нажимной диск сцепления; 2 — пластина на блоке выхода охлаждающей жидкости; 3 — топливопровод высокого давления; 4 — клапан; 5 — трубка возврата топлива; 6 — насос высокого давления подачи топлива
|
Снимите пластину 2 (см. рис. 3.55) на блоке выхода охлаждающей жидкости.
Смажьте шлицы в ступице ведомого диска сцепления тонким слоем специальной смазки на основе дисульфида молибдена.
Установите ведомый диск сцепления на маховик.
Установите сцепление в сборе, совмещая отверстия в кожухе сцепления с направляющими штифтами маховика. При повторной установке ранее снятого нажимного диска сцепления проверьте, чтобы нанесенные перед снятием метки совместились.
Затяните болты крепления сцепления так, чтобы ведомый диск сцепления был прижат, но в то же время мог еще передвигаться в стороны.
|
Рис. 3.80. Установка сцепления: 1 — центрирующая оправка; 2 — кожух сцепления; 3 — болты, 20 Н·м
|
Используя специальную центрирующую оправку 1 ( рис. 3.80) или старый первичный вал коробки передач, отцентрируйте диск сцепления относительно маховика.
После центрирования ведомого диска постепенно по диагонали затяните болты 3 крепления кожуха сцепления 2 моментом 20 Н·м.
Извлеките оправку из ведомого диска.
Установите датчик детонации и закрепите болтом, затянув его моментом 20 Н•м.
Установите на место опору масляного фильтра и масляный фильтр.
|
Рис. 3.81. Расположение распределителя (1) воздуха вместе с распределительной рампой для впрыска топлива, гаек (2) и болтов (3) ее крепления и патрубка (4) системы охлаждения
|
Установите распределитель воздуха 1 ( рис. 3.81) вместе с распределительной рампой для впрыска топлива и закрепите гайками 2 и болтами 3, затянув их моментом 20 Н•м.
Подсоедините патрубок системы охлаждения и закрепите его хомутом 4.
|