4.1.3. Головка блока цилиндровСнятие головки блока цилиндров проводите на холодном двигателе.
Прогоревшая или дефектная прокладка головки блока цилиндров определяется по следующим признакам:
— по снижению мощности двигателя;
— по снижению уровня охлаждающей жидкости — из выхлопной трубы выходит белый пар;
— по снижению уровня моторного масла;
— по наличию в моторном масле охлаждающей жидкости: масло приобретает серый цвет и пенится. При этом уровень масла повышается;
— по наличию моторного масла в охлаждающей жидкости;
— по интенсивному выделению пузырьков из охлаждающей жидкости;
— по уменьшению компрессии в двух соседних цилиндрах двигателя.
Снятие
Двигатель TU3JP
|
Рис. 3.1. Расположение агрегатов и узлов в моторном отсеке с двигателем TU3JP: 1 — пластиковая поперечина усилителя; 2 — пластиковый дефлектор ветрового стекла; 3 — питающий бачок с тормозной жидкостью; 4 — аккумуляторная батарея; 4 — воздушный фильтр с воздушным патрубком и резонатором; 6 — декоративная крышка блока предохранителей
|
|
Рис. 3.2. Расположение агрегатов и узлов в моторном отсеке с двигателем TU5JP4: 1 — пластиковая поперечина усилителя; 2 — пластиковый дефлектор ветрового стекла; 3 — питающий бачок с тормозной жидкостью, 4 — аккумуляторная батарея; 5 — воздушный фильтр с воздушным патрубком и резонатором; 6 — декоративная крышка блока предохранителей
|
Снимите и отведите в сторону питающий бачок 3 (см. рис. 3.1, 3.2) с тормозной жидкостью.
Снимите рычаги стеклоочистителей.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При установке головки блока необходимо использовать новые болты крепления. Все зажимы и хомуты, которые при снятии будут повреждены или разрезаны, при установке головки блока необходимо заменить на новые.
При замене головки блока в систему охлаждения залейте свежую охлаждающую жидкость.
Перед снятием головки блока цилиндров убедитесь, что все шланги, трубопроводы и электрические разъемы отсоединены от нее.
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
|
Снимите пластиковый дефлектор ветрового стекла 2.
Снимите пластиковую поперечину усилителя 1.
Снимите в сборе воздушный фильтр, воздушный патрубок и резонатор 5.
Снимите привода навесных агрегатов.
Защитите нижний упор передней части ветрового стекла с помощью отрезка уплотнителя двери.
Снимите хомуты крепления, отсоедините и отведите в сторону разъемы и жгуты проводов, проходящие около головки блока цилиндров.
|
Рис. 3.9. Расположение болта (1) крепления жгута проводов к блоку (2) выхода охлаждающей жидкости
|
Выверните болт 1 ( рис. 3.9) крепления опоры жгута проводов и отведите жгут проводов от блока 2 выхода охлаждающей жидкости.
Отсоедините трубки от радиатора отопителя.
Используя специальное приспособление, удалите топливо из топливной рампы.
Освободите защелкивающиеся соединительные элементы и отсоедините прилегающие к головке блока цилиндров трубки подачи топлива.
Используя специальные приспособления, зафиксируйте распределительный вал и маховик.
Снимите приемную трубу системы выпуска отработавших газов.
Снимите зубчатый ремень.
|
Рис. 3.10. Расположение болта (1) крепления трубки указателя уровня масла
|
Выверните болт 1 ( рис. 3.10) крепления трубки указателя уровня масла и снимите верхнюю часть трубки.
Выверните гайки и снимите крышку головки блока цилиндров.
|
Рис. 3.11. Расположение проставки (1) и дефлектора (2) под крышкой головки блока цилиндров
|
Снимите проставки 1 ( рис. 3.11) и дефлектор 2.
|
Рис. 3.12. Использование ключей (1) для снятия головки блока цилиндров
|
В последовательности, обратной затягиванию, по спирали, начиная с внешнего болта, постепенно ослабьте, а затем выверните полностью болты крепления головки блока цилиндров ( рис. 3.12).
Извлеките болты крепления головки блока цилиндров.
Снимите рампу крепления коромысел.
Установите в отверстия головки блока цилиндров рычаги ( рис. 3.12) и, нажав на них, отделите головку от блока цилиндров.
Снимите головку блока цилиндров и установите ее на мягкое основание.
|
Рис. 3.13. Установка прижимных скоб (2) и болтов (1) их крепления на блок цилиндров двигателя TU3JP из алюминиевого сплава
|
На блоке цилиндров двигателя TU3JP из алюминиевого сплава, установите на прижимные скобы 2 ( рис. 3.13) для фиксации гильз цилиндров и закрепите их болтами 1.
Двигатель TU5JP4
|
Рис. 3.14. Расположение декоративных крышек (1) и крышки (2) воздушного фильтра с воздушным патрубком и резонатором в моторном отсеке с двигателем TU5JP4
|
Снимите в сборе воздушный фильтр, воздушный патрубок и резонатор 2.
Отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи.
Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.
Снимите ремень привода навесных агрегатов.
Снимите шкив с коленчатого вала.
Поддержите силовой агрегат, установив опорную стойку под двигатель.
|
Рис. 3.15. Расположение правой опоры (1) двигателя
|
Снимите правую опору 1 ( рис. 3.15) двигателя в сборе.
Снимите верхний и нижний кожухи зубчатого ремня.
Снимите верхнюю часть трубки указателя уровня масла.
Снимите каталитический нейтрализатор.
|
Рис. 3.16. Места установки специальных приспособлений для фиксации распределительных валов впускных (1) и выпускных (2) клапанов и маховика (3)
|
Специальными приспособлениями зафиксируйте распределительные валы впускных и выпускных клапанов и маховик ( рис. 3.16).
|
Рис. 3.17. Расположение блока компактных катушек зажигания: 1 — блок компактных катушек зажигания; 2 — крышка; головки блока цилиндров; 3 — декоративная крышка; 4 — трубки теплообменника системы кондиционирования воздуха; 5 — контактные разъемы
|
Снимите декоративную крышку 3 ( рис. 3.17) и блок компактных катушек зажигания 1.
В последовательности, обратной затягиванию, по спирали, начиная с внешнего болта, постепенно ослабьте, а затем выверните полностью болты крепления каждой головки блока цилиндров, как и при затягивании болтов.
Снимите крышку 2 головки блока цилиндров.
Отсоедините трубку теплообменника системы кондиционера воздуха.
Освободите фиксаторы и отсоедините контактные разъемы 5.
Используя специальный насос, снимите давление и удалите топливо из топливной рампы.
Отсоедините от воздушного патрубка датчик давления во впускном коллекторе, трубки подачи и возврата топлива и трос привода сцепления.
|
Рис. 3.18. Расположение болтов (1) с внутренних сторон головок блока цилиндров
|
Последовательно, начиная снаружи, по спирали выверните болты, расположенные с внутренних сторон головок блока цилиндров 1 ( рис. 3.18).
Извлеките болты крепления каждой головки блока цилиндров.
|
Рис. 3.19. Использование рычагов (1) для отделения головки от блока цилиндров двигателя TU5JP4
|
Установите в отверстия головки блока цилиндров рычаги 1 ( рис. 3.19) и, нажав на них, отделите головки от блока цилиндров.
Снимите головку блока цилиндров и установите ее на мягкое основание.
Подготовка головки к установке
Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Убедитесь, что нагар не попал в каналы системы смазки и охлаждения. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к деталям двигателя. При необходимости прочистите каналы.
Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров: на них не должно быть зарубок, глубоких царапин и других повреждений. Небольшие дефекты можно устранить механической обработкой. При значительных дефектах детали подлежат замене.
|
Рис. 3.20. Измерение неплоскостности привалочной поверхности головки блока цилиндров
|
Используя металлическую линейку и щуп, проверьте неплоскостность привалочных поверхностей ( рис. 3.20).
Если отклонение от плоскостности превышает 0,05 мм, необходимо перешлифовать головку. Высота головки блока цилиндров двигателя TU3JP после механической обработки должна составлять не менее 111,00 мм.
Очистите резьбу отверстий для болтов крепления головки цилиндров в блоке с использованием метчика M10хM150.
Очистите отверстия под болты в блоке. Вворачивание болта в заполненное маслом отверстие может разорвать блок из-за гидравлического давления.
Перед повторным использованием болтов измерьте длину болтов до основания головки, которая должна составлять 176,5 мм для двигателя TU3JP и 122,6 мм для двигателя TU5JP4.
Убедитесь в свободном вращении распределительного вала в подшипниках.
Установка
Двигатель TU3JP
На блоке цилиндров двигателя TU3JP из алюминиевого сплава выверните болты и снимите прижимные скобы 2 (см. рис. 3.13).
|
Рис. 3.21. Расположение направляющих втулок (1) в блоке цилиндров двигателя TU3JP
|
Проверьте, что направляющие втулки 1 ( рис. 3.21) установлены в блоке цилиндров.
Новую прокладку головки блока цилиндров извлекайте из упаковки непосредственно перед установкой.
Установите прокладку на направляющие втулки, при этом надпись «Oben» должна быть направлена к головке.
Установите головку блока цилиндров с зафиксированным шкивом зубчатого ремня распределительного вала.
Установите на место рампу крепления коромысел.
Нанесите на резьбу болтов крепления головки блока цилиндров тонкий слой смазки на основе молибдена, вставьте болты и затяните их от руки.
|
Рис. 3.22. Последовательность затягивания болтов крепления головки блока цилиндров на двигателе TU3JP
|
В последовательности, показанной на рис. 3.22, в два этапа затяните болты крепления головки блока цилиндров:
1-й — затяните моментом 20 Н·м;
2-й — доверните на угол 240.
В дальнейшем не требуется дополнительного подтягивания болтов крепления головки блока цилиндров.
Установите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
Установите ремень привода навесных агрегатов.
Отрегулируйте коромысла.
Залейте охлаждающую жидкость и удалите из нее воздух.
Дальнейшая установка двигателя проводится в последовательности, обратной снятию.
Двигатель TU5JP4
Проверьте, что направляющие втулки 1 (см. рис. 3.21) установлены в блоке цилиндров.
Новую прокладку головки блока цилиндров извлекайте из упаковки непосредственно перед установкой.
Установите прокладку на направляющие втулки, при этом надпись «Oben» должна быть направлена к головке.
Установите головки блока цилиндров с зафиксированными в определенном положении шкивами зубчатых ремней распределительных валов.
|
Рис. 3.23. При установке головки блока цилиндров шкивы зубчатых ремней распределительных валов должны быть зафиксированы в определенном положении специальными приспособлениями (3 и 4), а ребро жесткости (2) в нижней части кожуха зубчатого ремня должно плотно войти в держатель (1) уплотнения
|
Установите ребро жесткости 2 ( рис. 3.23) в нижней части кожуха зубчатого ремня таким образом, чтобы оно плотно вошло в держатель 1 уплотнения.
Нанесите на резьбу болтов крепления головки блока цилиндров тонкий слой смазки на основе молибдена, вставьте болты и затяните их от руки.
|
Рис. 3.24. Последовательность затягивания болтов крепления головки блока цилиндров на двигателе TU5JP4
|
В последовательности, показанной на рис. 3.24, в два этапа затяните болты крепления головки блока цилиндров:
1-й — затяните моментом 20 Н·м;
2-й — доверните на угол 260.
Заполните свежим моторным маслом полости, расположенные под гидравлическими толкателями клапанов.
Установите крышки головок блока цилиндров, очистив прокладки и плоскости, на которые они устанавливаются. Крышки головок снабжены композитными прокладками, которые можно использовать многократно. Небольшие повреждения прокладок могут быть частично устранены при помощи специального герметика AUTOJOINTOR.
Дальнейшая установка головки блока цилиндров проводится в последовательности, обратной снятию.
Подсоедините аккумуляторную батарею.
Залейте охлаждающую жидкость и удалите из нее воздух.
Проведите операцию инициализации компьютера системы управления двигателем.
|