|
|
4.7.2. Снятие, разъединение и установка двигателяСнятие
|
При работе в двигательном отсеке необходимо иметь в виду, что вентилятор радиатора может самостоятельно включаться при выключенном двигателе и включенном зажигании (положение «II» ключа зажигания). Вследствие имеющих место в двигательном отсеке процессов теплоотвода, это может происходить многократно. Поэтому, по возможности, при работе в двигательном отсеке следует выключать зажигание.
|
|
Не следует забывать, что топливо является в высшей мере огнеопасной жидкостью! При работе с компонентами системы питания соблюдайте все принятые меры пожарной безопасности. Не курите, не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или незащищенной абажуром переноской. Не производите обслуживание системы в помещении, оборудованном работающими на природном газе и оснащенными контрольным факелом отопительными приборами (такими как водогреи и сушилки для одежды). Не забывайте, что топливо относится к числу канцерогенных веществ, способствующих развитию рака. Старайтесь не допускать попадания топлива на открытые участки тела, - пользуйтесь защитными резиновыми перчатками, при случайном непредвиденным контакте тщательно промывайте руки теплой водой с мылом. Без промедления собирайте пролитое топливо и не складывайте пропитанную ГСМ ветошь вблизи источников открытого огня. Помните, что система питания оборудованных впрыском топлива моделей постоянно находится под давлением. Прежде чем приступать к отсоединению топливных линий, сбросьте остаточное давление в системе (подробнее см. Главу
Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов). При обслуживании компонентов системы питания надевайте защитные очки. Постоянно держите под рукой огнетушитель класса В!
|
|
Тракт системы кондиционирования воздуха также постоянно находится под давлением, а потому перед рассоединением рефрижераторных линий необходимо произвести разрядку системы в условиях специализированной мастерской.
|
|
В стандартную комплектацию всех современных автомобилей входит система SRS, основными компонентами которой являются подушки безопасности. Прежде чем приступать к выполнению каких-либо работ вблизи расположения датчиков направленных перегрузок SRS, в районе рулевой колонки либо панели приборов, в обязательном порядке отключайте систему во избежание случайного срабатывания подушек безопасности, чреватого получением серьезных травм.
|
|
Составители настоящего Руководства рекомендуют производить снятие двигателя в сборе с трансмиссией. Сборка агрегата опускается вниз и извлекается из-под автомобиля, ввиду чего следует позаботиться о способах надежной фиксации транспортного средства в поднятом положении.
|
|
В зависимости от года выпуска и оборудования вакуумные шланги и шланги системы охлаждения могут иметь различные трассы прокладки. Рекомендуется перед разборкой соединений пометить их клейкой лентой. Далее описывается снятие двигателя С14SE. Операции с другими двигателями производятся аналогично.
|
|
- Загоните автомобиль на ровную горизонтальную площадку с достаточно твердым покрытием. Снимите капот (см. Главу
Кузов). Приведите передние колеса в прямолинейное положение, извлеките ключ из замка зажигания и заблокируйте рулевую колонку.
- Снимите аккумуляторную батарею (с. Главу
Системы электрооборудования двигателя).
|
Вследствие отключения аккумуляторной батареи стирается информация из памяти, например, DTC или код аудиосистемы. Батарею отключайте только при выключенном зажигании. В противном случае можно повредить блок управления впрыском.
|
- Снимите воздушный фильтр с подающим шлангом (см. Главу
Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).
- Слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость.
- Отсоедините все шланги системы охлаждения от радиатора. Предварительно ослабьте хомуты и сместите их назад.
- Разъедините разъем электродвигателя вентилятора и отсоедините жгут электропроводки от рукава воздухозаборника.
- Выверните крепежные болты рукава воздухозаборника и, вынув его наверх из держателя, снимите с радиатора.
- Снимите трос дроссельной заслонки с корпуса дроссельной заслонки и отведите его в сторону (см. Главу
Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).
- Снимите все вакуумные шланги с патрубка дроссельной заслонки.
- Снимите вакуумный шланг с усилителя тормозов.
Отсоединение вакуумного шланга от усилителя тормозов
- Разъедините разъемы инжекторов и отведите жгут электропроводки в сторону.
- Отсоедините шланги охлаждающей жидкости от расширительного бачка и снимите его.
- Отсоедините шланги отопителя от патрубков на переборке двигательного отсека.
Крепление шлангов отопителя
- Снимите скобу с троса привода сцепления и отсоедините трос от рычага сцепления.
Крепление троса привода сцепления и разъем выключателя фонаря заднего хода
- Разъедините разъем выключателя фонаря заднего хода (стрелка слева на иллюстрации).
- Пометьте подающий и возвратный топливные шланги, чтобы не перепутать их местами при сборке. Пережмите шланги зажимами. Отсоедините держатель топливных шлангов у впускного трубопровода и снимите их. Вытекающее топливо соберите ветошью.
Крепление держателя топливных шлангов
- Отсоедините спидометр от коробки передач.
- Пометьте лентой всю электропроводку, идущую к двигателю и отсоедините ее.
- При комплектации автомобиля системой ГУР ослабьте натяжение V-образного ремня и снимите его (см. Главу
Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
- При соответствующей комплектации выверните болты крепления и снимите насос ГУР с держателя на блоке цилиндров и, не отсоединяя от насоса шланги, подвяжите его проволокой так, чтобы он не мешал дальнейшей разборке и чтобы шланги не были натянуты.
Крепеж насоса ГУР
- Пометьте положение соответствующего переднего колеса относительно его ступицы, чтобы затем можно было установить сбалансированное колесо в его прежнее положение. Ослабьте болты крепления колеса при стоящем на земле автомобиле. Поддомкратьте передок автомобиля, установите его на подпорки и снимите переднее колесо.
- Снимите рычаг переключения передач со штока на коробке передач. Для этого ослабьте хомут на рычаге. Предварительно пометьте обе части так, чтобы при сборке их можно было установить в прежнее положение.
Хомут на рычаге переключения передач
- Отсоедините электропроводку от генератора и стартера (см. Главу
Системы электрооборудования двигателя).
- Отсоедините от выпускного коллектора приемную трубу, снимите ее с держателей и наклоните в сторону.
- Выньте справа и слева из поворотных кулаков шаровые опоры. Предварительно выверните зажимные болты.
- Отсоедините от кузова передние поперечные рычаги.
- Отдайте болты крепления и снимите держатель тяги передней подвески с поперечной балки переднего подрамника вместе с тягой и стабилизатором поперечной устойчивости.
Болты крепления держателя тяги передней подвески
- Выбейте из корпуса коробки передач оба приводных вала.
- Установите под двигатель подъемник и слегка приподнимите силовой агрегат. Можно также воспользоваться подъемным устройством, зацепив его за подъемные проушины двигателя. Приподнимите двигатель так, чтобы разгрузить обе его верхние опоры.
- Отдайте болты крепления и снимите блоки амортизации двигателя с продольной балки передней рамы и с двигателя.
На сопроводительной иллюстрации
показан передний левый блок амортизации на автомобилях без систем ГУР или К/В.
Болты крепления переднего левого блока амортизации
- Проверьте, чтобы от двигателя были отсоединены все шланги, электропроводка и прочие линии.
- Осторожно опустите двигатель с коробкой передач из двигательного отсека.
- Отсоедините коробку передач от двигателя (см. Главу
Ручная 5-ступенчатая коробка переключения передач
или
Автоматическая 4-ступенчатая трансмиссия).
|
|
Установка
|
- Проверьте опоры двигателя, шланги системы охлаждения, масляные и топливные шланги на наличие трещин или других повреждений и при необходимости замените соответствующие части. Осторожно пройдите метчиком резьбу в отверстиях балки передней рамы, чтобы удалить остатки герметика.
- Проверьте толщину ведомого диска сцепления, а также состояние фрикционных накладок. При значительном износе или большом пробеге замените ведомый диск в комплекте. Если подшипник выключения сцепления при нажатии педали сцепления издает шум, замените подшипник.
- Очистите подшипник выключения сцепления и смажьте шлицы тонким слоем смазки MoS2.
- Соедините коробку передач с двигателем (см. Главу
Ручная 5-ступенчатая коробка переключения передач
или
Автоматическая 4-ступенчатая трансмиссия).
- При помощи подъемного оборудования осторожно введите двигатель с коробкой передач в двигательный отсек. Выровняйте двигатель с опорами и затяните болты крепления.
- Покачайте двигатель в разные стороны.
- Предварительно очистив щеткой резьбу крепежных болтов блока амортизации двигателя и смазав ее герметиком OPEL-90 167 347/15 10, затяните их с требуемыми усилиями.
- Вставьте оба приводных вала в корпус коробки передач до упора.
- Установите на место поперечные рычаги, тяги и стабилизатор (см. Главу
Подвеска и рулевое управление).
- Подсоедините электропроводку генератора и стартера (см. Главу
Системы электрооборудования двигателя).
- Установите систему выпуска отработавших газов в резиновые опоры и закрепите болтами с усилием
25 Нм
к выпускному коллектору.
|
Используйте новую прокладку.
|
- Наденьте рычаг переключения передач на шток и выровняйте нанесенные при снятии метки.
- Проверьте регулировку механизма переключения передач (см. Главу
Ручная 5-ступенчатая коробка переключения передач
или
Автоматическая 4-ступенчатая трансмиссия).
- Установите на место передние колеса и выровняйте нанесенные при снятии метки. Наверните болты крепления колес. Опустите автомобиль на землю и затяните болты крест-накрест с усилием
110 Нм.
- Закрепите вал спидометра на коробке передач.
- Присоедините трос привода сцепления, установите скобы.
- Подсоедините электропроводку фонаря заднего хода.
- Наденьте шланги отопителя на штуцеры на переборке двигательного отсека и зафиксируйте шланги хомутами.
- Подсоедините топливные шланги в соответствии с нанесенной ранее маркировкой и закрепите их хомутами. Шланг подачи топлива следует надевать на соответствующую трубу достаточно далеко. Следите за тем, чтобы хомуты не касались смежных элементов. Закрепите топливные шланги на держателях у выпускного коллектора.
- Наденьте вакуумный шланг на усилитель тормозов и проверьте надежность соединения.
- Закрепите резервуар охлаждающей жидкости на переборке двигательного отсека. Подсоедините шланги системы охлаждения и закрепите их хомутами.
- Соедините разъемы жгута электропроводки двигателя.
- Подсоедините датчики температуры и давления двигательного масла.
- Соедините разъемы инжекторов и закрепите жгут электропроводки.
- Присоедините привод дроссельной заслонки к корпусу дросселя и проверьте его регулировку (см. Главу
Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).
- Закрепите приемную воронку воздуха в держателях на радиаторе.
- Соедините разъем электродвигателя вентилятора и термостата. Закрепите жгут электропроводки.
- Соедините разъем лямбда-зонда.
|
Электропроводку следует проложить как можно дальше от вентилятора.
|
- Присоедините к радиатору верхний и нижний шланги и закрепите их хомутами.
- Установите шланг подачи воздуха и воздушный фильтр. При этом очистите воздушный фильтр и его корпус, при необходимости замените фильтр (см. Главу
Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).
- При соответствующей комплектации закрепите насос ГУР на держателе. Наденьте V-образный ремень (см. Главу
Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
- Подсоедините отрицательный провод аккумуляторной батареи.
|
Батарею присоединяйте только при выключенном зажигании. В противном случае может быть поврежден блок управления системой впрыска.
|
- Проверьте качество охлаждающей жидкости и залейте ее в систему охлаждения (см. Главу
Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
- Дайте двигателю остыть и проверьте уровень охлаждающей жидкости. Проверьте все соединения шлангов на утечки.
- Проверьте и при необходимости откорректируйте уровень масла в коробки передач.
|
|
|
|