4.7.18. Установка шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала
|
При выполнение капитального ремонта двигателя замену поршневых колес и вкладышей шатунных подшипников рекомендуется производить вне зависимости от их состояния.
|
Подготовка
|
- Перед установкой шатунно-поршневых сборок стенки цилиндров должны быть тщательно протерты, с их верхних краев полностью удалены следы ступенчатого износа и снята фаска. Подразумевается, что коленчатый вал уже установлен на свое штатное место в блоке (см. Раздел
Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных подшипников).
- Снимите крышку нижней головки шатунной сборки первого цилиндра (удостоверьтесь в наличии фабричной или нанесенной в процессе демонтажа маркировки). Извлеките из головки шатуна и ее крышки вкладыши старого подшипника и тщательно протрите их постели чистой неворсящейся ветошью.
|
|
Проверка рабочего зазора шатунного подшипника
|
Старайтесь не прикасаться к поверхностям новых вкладышей голыми руками во избежание нежелательного контакта подшипников со всегда присутствующими на пальцах следами масла и химически агрессивных веществ.
|
|
- Протрите спинку нового верхнего вкладыша и уложите его в постель подшипника в головке шатуна. Проследите, чтобы направляющий язычок вкладыша попал в ответную канавку в шатуне. Ни в коем случае не застукивайте вкладыш в постель молотком. Ничем не смазывайте подшипник на данном этапе.
- Протрите спинку второго вкладыша и уложите его в крышку нижней головки шатуна. Вновь проследите, чтобы язычок попал в ответный паз. Не применяйте никакой смазки - чрезвычайно важно, чтобы сопрягаемые поверхности подшипника и шатуна оставались абсолютно чистыми и сухими.
- Расположите поршневые кольца замками как показано
на сопроводительных иллюстрациях.
|
Схема правильного расположения замков поршневых колец бензиновых двигателей
|
|
Схема правильного расположения замков поршневых колец дизельных двигателей
|
- Натяните на болты крепления крышки подшипника отрезки подходящего по диаметру резинового шланга.
- Смажьте поршень и поршневые кольца чистым двигательным маслом. Наденьте на поршень оправку инструмента для обжимания колец. Оставьте юбку поршня выступающей из оправки инструмента приблизительно на 6.4 мм для свободной заправки ее в цилиндр. Кольца должны быть обжаты заподлицо с образующей поверхностью поршня.
- Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы шейка первого кривошипа оказалась в положении НМТ. Смажьте двигательным маслом зеркало первого цилиндра.
- Развернув сборку метками в нужную сторону (см. Раздел
Проверка состояния компонентов шатунно-поршневой группы), аккуратно заправьте шатун в первый цилиндр блока. Заведите в цилиндр юбку поршня, плотно прижав к поверхности блока нижний край оправки инструмента для обжимания колец.
- Обстучите верхний край оправки для гарантии плотности прижимания ее к блоку по всему периметру нижнего края.
- Аккуратно постукивая по днищу поршня деревянной рукояткой молотка, введите поршень внутрь цилиндра, одновременно направляя нижнюю головку шатуна на шейку соответствующего кривошипа коленчатого вала. Поршневые кольца могут неожиданно выскочить из-под оправки инструмента, поэтому постоянно следите за плотностью прижимания к ее блоку. Не торопитесь, при возникновении малейшего сопротивления немедленно прекратите застукивание поршня. Выясните причину заклинивания и устраните ее.
|
Ни в коем случае не предпринимайте попыток протолкнуть поршень в цилиндр силой, - это может привести к его механическому повреждению или разрушению поршневых колец!
|
- После введения шатунно-поршневой сборки в двигатель, перед окончательной установкой крышки нижней головки шатуна, следует проверить рабочий зазор шатунного подшипника коленчатого вала.
- Отрежьте кусок калиброванной пластмассовой проволоки из измерительного набора Plastigage, длиной чуть короче ширины вкладыша шатунного подшипника, и уложите его вдоль первой шатунной шейки коленчатого вала, параллельно оси последней.
Отрезки калиброванной проволоки должны быть уложены строго параллельно оси шатунных шеек коленчатого вала
- Протрите поверхность подшипника в крышке нижней головки шатуна и установите крышку на шатун. Проследите, чтобы метка на крышке оказалась повернута в ту же сторону, что и метка на шатуне.
- Слегка смажьте нижние торцы крепежных гаек чистым двигательным маслом, наверните их и в три этапа затяните с требуемым усилием.
|
В случае необходимости во избежание заклинивания ключа, воспользуйтесь тонкостенной торцевой головкой. При возникновении признаков заклинивания ключа между гайкой и шатуном, слегка приподнимите головку и продолжайте затягивание. Не допускайте проворачивания коленчатого вала в процессе выполнения всей процедуры.
|
- Отдайте гайки и осторожно снимите крышку с шатуна. Постарайтесь не повредить расплющенный отрезок калиброванной проволоки.
- По ширине расплющенной проволоки, измеренной по шкале, отпечатанной на упаковке к набору Plastigage, определите величину рабочего зазора в подшипнике. Сравните результат измерения с требованиями Спецификаций в Главе
Двигатели.
Определение величины рабочего зазора в подшипниках производится путем измерения ширины расплющенных отрезков калиброванной проволоки по шкале, отпечатанной на упаковке к набору Plastigage
- Если величина зазора выходит за пределы допустимого диапазона, прежде чем подыскивать вкладыши другого типоразмера, проверьте, не попала ли под спинки вложенных в постели в шатуне и крышке вкладышей грязь/масло. Еще раз измерьте диаметр шейки вала. Расплющивание проволоки с одного конца больше чем с другого говорит о наличии конусности шейки.
|
|
Окончательная установка шатунно-поршневой сборки поверхности шейки и/или подшипника.
|
- Удостоверьтесь в абсолютности чистоты обеих подшипниковых поверхностей, затем равномерно смажьте их тонким слоем молибденсодержащей или сборочной двигательной смазки. Для обеспечения доступа к поверхности верхнего вкладыша придется немного протолкнуть поршень в цилиндр, - не забудьте надеть на болты крышки шатуна защитные шланги во избежание повреждения поверхности шейки вала. Постарайтесь не допустить выскакивания из цилиндра поршневых колец.
- Верните шатун на место, осторожно надев его нижней головкой на шейку своего кривошипа, снимите с болтов защитные шланги, установите крышку, и в три этапа затяните крепежные болты/гайки с требуемым усилием (см. Спецификации в Главе
Двигатели).
|
Проследите за правильностью совмещения меток на крышке шатуна и его нижней головке.
|
- Повторите всю процедуру для оставшихся шатунно-поршневых сборок.
- Не упускайте из виду следующие важные моменты:
- Следите за тем, чтобы на спинки вкладышей и их постели в шатунах и крышках не попала грязь;
- Следите, чтобы каждая сборка устанавливалась именно в свой цилиндр (даже в случае установки новых компонентов, так как зазоры поршневых колец подгонялись к конкретным цилиндрам);
- Поршни должны располагаться в маркировкой в требуемом направлении (см. Раздел
Снятие шатунно-поршневых сборок);
- Не забывайте перед установкой сборок смазывать двигательным маслом зеркала цилиндров;
- Не забывайте смазывать подшипники (после проверки рабочих зазоров в последних) перед окончательной установкой крышек.
- Закончив установку шатунно-поршневых сборок, проверьте свободу вращения коленчатого вала, провернув его несколько раз вручную.
- В заключение необходимо еще раз проверить осевой люфт коленчатого вала (см. Раздел
Снятие коленчатого вала).
- Сравните результаты измерения осевого люфта с требованиями Спецификаций в Главе
Двигатели. Если люфт находился в норме перед разборкой двигателя и использованы старые шатунно-поршневые сборки, никаких сюрпризов быть не должно. В случае выхода величины люфта за допустимые пределы после замены шатунов, последние необходимо снять с двигателя и отдать в мастерскую автосервиса для соответствующей механической обработки.
|
|
|