|
|
4.5.5. Снятие и установка головки цилиндров
|
Приступайте к выполнению работы только после полного остывания двигателя!
|
Снятие
Двигатели 1.4 и 1.6 л
|
- Снимите крышку ГРМ (см. Раздел
Снятие и установка крышки газораспределительного механизма).
- Разъедините разъем лямбда-зонда и снимите его с держателя на коробке передач.
- Выверните болты крепления и отсоедините приемную трубу у выпускного коллектора и у соединительного фланца к каталитическому преобразователю.
- Снимите стартер (см. Главу
Системы электрооборудования двигателя).
- Отдайте два болта крепления импульсного датчика рядом с зубчатым колесом распределительного вала.
- Выверните болты крепления зубчатых колес распределительных валов, для чего удерживайте валы от проворачивания гаечным ключом за прилив первого цилиндра.
Удерживание распределительных валов при выворачивании болтов крепления зубчатых колес
- Выверните верхние болты крепления задней крышки зубчатого ремня.
Верхние болты крепления задней крышки зубчатого ремня
- Выверните болты крепления и снимите оба промежуточных ролика зубчатого ремня с головки цилиндров.
- Ослабьте все болты крепления головки цилиндров в порядке, обозначенном
на сопроводительной иллюстрации.
Порядок отдавания крепежа головки цилиндров
|
Ослабление болтов крепления головки цилиндров разрешается производить только на остывшем двигателе.
|
- Снимите головку цилиндров с впускным трубопроводом и выпускным коллектором.
|
|
Двигатели 1.0 и 1.2 л
|
Далее описывается снятие и установка головки цилиндров трехцилиндрового двигателя DOHC 1.0 л. Для двигателя DOHC 1.2 л с четырьмя цилиндрами действовать следует аналогичным образом. Специальные указания приведены в соответствующих местах.
|
|
- Стравите давление топлива (см. Главу
Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).
- Отсоедините отрицательный провод от батареи.
- Снимите воздушный фильтр с датчиком MAF, рукавом воздухозаборника и шлангом вентиляции картера (PCV).
- Слейте двигательное масло (см. Главу
Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
- Слейте охлаждающую жидкость (см. Главу
Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
- Отсоедините верхний и нижний шланги от радиатора.
- Разъедините разъем электропроводки датчика давления масла, датчиков ECT и CMP.
- Выверните датчик CMP из корпуса ГРМ.
- Отсоедините шланги от водяного насоса.
- Разъедините разъем шагового э/мотора и потенциометра дроссельной заслонки.
- Снимите трос дроссельной заслонки и держатель.
- Отсоедините от корпуса дроссельной заслонки все шланги системы охлаждения, вакуумный шланг и шланг PCV.
- Разъедините многоконтактный разъем панели приборов (нижний).
|
Не позднее, чем за 20 с до этого отсоедините батарею.
|
- Снимите контрольный клапан испарителя с держателем.
- Пережмите топливные шланги зажимами и отсоедините их от держателя.
- Отсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов около выпускного коллектора.
- Снимите задний держатель электропроводки с впускного трубопровода.
- Выверните верхний болт опоры впускного трубопровода, нижний болт опоры ослабьте.
- Снимите нижний держатель электропроводки с впускного трубопровода.
- Отсоедините контактную шину инжекторов, потяните вверх и отведите в сторону.
- Отдайте болты крепления шкива водяного насоса.
- Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.
- Снимите шкив водяного насоса.
- Выверните нижнюю сливную пробку из водяного насоса и соберите вытекающую жидкость в подходящую емкость.
- Отсоедините шланги от расширительного бачка системы охлаждения.
- Снимите резервуар с переборки двигательного отсека.
- Снимите крышку головки цилиндров.
- Выверните 3 болта крепления и снимите крышку корпуса термостата.
- Установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ (см. Раздел
Процедуры ремонта бензиновых двигателей DOHC без извлечения их из автомобиля).
|
Положение коленчатого вала, соответствующее положению, близкому к ВМТ, необходимо для того, чтобы можно было легко вставить стопорный палец коленчатого вала.
|
- В указанном положении кулачки распределительного вала, управляющие газораспределением в первом цилиндре (сечение 1-1) смотрят наружу под одним и тем же углом.
Ориентация кулачков при установке поршня первого цилиндра в положение ВМТ
- Выверните пробку (1) под стопорный палец коленчатого вала.
Пробка (1) под стопорный палец коленчатого вала
- Вставьте стопорный палец коленчатого вала (1) (КМ-952) в отверстие плиты блока цилиндров и равномерно и медленно поверните коленчатый вал за центральный болт в направлении вращения двигателя так, чтобы стопорный палец вошел в паз коленчатого вала. При этом коленчатый вал находится в положении ВМТ поршня первого цилиндра.
Приспособления для фиксации коленчатого (1) и распределительных (2) валов
- Зафиксируйте распределительный вал специальным приспособлением КМ-953 (2) в положении ВМТ (обратитесь к иллюстрации).
|
Если инструмента (КМ-954) для фиксации шайбы датчика CMP нет, пометьте чертилкой положение зубчатого колеса распределительного вала впускных клапанов по отношению к корпусу ГРМ и положение шайбы датчика фаз по отношению к зубчатому колесу распределительного вала.
|
- Выверните направляющую трубку щупа измерения уровня масла и выньте ее наверх.
- Разъедините разъем лямбда-зонда.
- При соответствующей комплектации разъедините разъем компрессора К/В.
- Выверните болты крепления и отсоедините каталитический преобразователь от выпускного коллектора. Выньте уплотнительную прокладку.
- При соответствующей комплектации выверните болты крепления и отсоедините компрессор К/В от корпуса ГРМ.
|
Не вскрывайте контур охлаждения К/В. Находящийся в нем хладагент может привести к обморожению.
|
- Выверните болты крепления и снимите стопорные планки двигателя над выпускным коллектором.
- Выверните болты крепления и снимите верхний термозащитный экран выпускного коллектора.
- Снимите крышку масляного фильтра (1).
Крышка и корпус масляного фильтра
|
Закройте каталитический преобразователь, чтобы на него не капало масло при снятии корпуса масляного фильтра.
|
- Снимите корпус масляного фильтра (2) с блока цилиндров (стрелка) (обратитесь к иллюстрации). Подложите побольше ветоши для сбора вытекающего масла.
- Разъедините разъем клапана AGR (1) и датчика температуры (3).
Разъем датчика AGR (1), датчика температуры (3) и штуцер контура охлаждения (2)
- Отсоедините шланг системы охлаждения (2) от корпуса клапана AGR (обратитесь к иллюстрации).
- Выверните пробку из отверстия натяжителя цепи (стрелка).
Пробка натяжителя цепи привода ГРМ и фиксирующий стержень (2)
- Отожмите натяжитель цепи отверткой назад и зафиксируйте подходящим стержнем (2) (обратитесь к иллюстрации). Для этого можно использовать приспособление КМ-955.
- Снимите проставку (1).
Проставка (1) и стопорный палец натяжителя цепи (2)
- Ослабьте крепление звездочек распределительных валов. Для этого удерживайте распределительные валы гаечным ключом за шестигранник в районе кулачков управления газораспределением первого цилиндра.
|
Стопорный инструмент для распределительных валов не предназначен для удержания валов.
|
- Снимите звездочки с шайбой датчика CMP с распределительных валов и скиньте с них цепь.
- Подвесьте цепь на корпусе ГРМ так, чтобы она не могла упасть в корпус.
- Выверните болты крепления корпуса привода ГРМ.
Болты крепления корпуса привода ГРМ
- Снимите инструмент для фиксации распределительных валов.
- Отдайте болты крепления головки цилиндров в последовательности с 1 по 10 сначала на четверть оборота, затем на пол-оборота и затем выверните их полностью.
Порядок отдавания болтов крепления головки цилиндров
- На двигателе
1.2 л DOHC
отдайте болты крепления головки цилиндров в последовательности с 1 по 12 как описано выше. При этом начинайте с верхнего левого болта (болт (2)) (на иллюстрации) и затем отдавайте остальные болты, двигаясь по спирали против часовой стрелки.
- Отожмите головку цилиндров в сторону коробки передач и снимите головку с блока цилиндров.
|
Стопорный штифт для натяжителя цепи необходимо направлять через отверстие в корпусе ГРМ.
|
- Уложите головку цилиндров на две деревянные подставки, чтобы не повредить клапаны.
- Снимите уплотнительную прокладку головки цилиндров (1).
Уплотнительная прокладка головки цилиндров
- Отогните прокладку корпуса механизма распределения в точках отрыва (стрелки) и прорежьте рабочие кромки прокладки в центре (обратитесь к иллюстрации). Следите за тем, чтобы не осталась какая-либо из рабочих кромок уплотнительной прокладки головки цилиндров.
- Удалите все прокладки и остатки прокладок.
|
|
Подготовка к установке
См. Раздел
Снятие и установка головки цилиндров.
Установка
Двигатели 1.4 и 1.6 л
|
- Очистите шабером сопрягаемую поверхность блока цилиндров от остатков герметика. Следите за тем, чтобы в отверстия блока не попала грязь. Закройте отверстия чистой ветошью.
|
Резьбовые отверстия болтов крепления головки цилиндров должны быть очищены от масла и охлаждающей жидкости. Продуйте отверстия сжатым воздухом или удалите жидкость с помощью отвертки с намотанной на нее ветошью. В противном случае при вворачивании новых болтов в блоке могут образоваться трещины, а значения усилия затягивания будут искажены.
|
- Проверьте искривление сопрягаемой поверхности блока цилиндров (см. Часть
Общий и капитальный ремонт двигателя настоящей Главы).
- Положите новую уплотнительную прокладку без герметика на обезжиренную сопрягаемую поверхность блока цилиндров поверхность. Прокладка должна быть уложена так, чтобы при этом не закрывалось ни одно из отверстий. Надпись «OBEN/TOP» на прокладке должна быть обращена вверх и в сторону зубчатого ремня двигателя.
- Очистите сопрягаемую поверхность головки цилиндров.
- Проверьте искривление сопрягаемой поверхности головки цилиндров (см. Часть
Общий и капитальный ремонт двигателя настоящей Главы).
- Установите головку цилиндров и равномерно затяните до прилегания новые болты крепления в порядке, обозначенном
на сопроводительной иллюстрации.
Порядок затягивания болтов крепления головки цилиндров
|
Обязательно применяйте новые болты крепления.
|
- Болты должны затягиваться в пять приемов: сначала затяните их с усилием
25 Нм, затем - трижды доверните их на угол
90 град., и в заключение, доверните болты на угол
45 град.
- Затяните болты крепления задней верхней крышки зубчатого ремня с усилием
6 Нм.
- Установите зубчатые колеса распределительных валов, удерживая вал от проворачивания за прилив гаечным ключом. Затяните новый болт крепления распределительного вала с усилием
65 Нм.
|
Обязательно применяйте новые болты крепления.
|
- Установите крышку головки цилиндров и затяните болты ее крепления крест-накрест с усилием
8 Нм.
- Установите стартер (см. Главу
Системы электрооборудования двигателя).
- Закрепите приемную трубу системы выпуска на коллекторе с усилием
25 Нм
и на соединительном фланце каталитического преобразователя с усилием
18 Нм.
- Установите зубчатый ремень (см. Раздел
Снятие и установка ремня привода ГРМ (двигатели 1.4 и 1.6 л)).
- Установите переднюю крышку зубчатого ремня.
- Затяните с усилием
4 Нм
крепеж крышки ВВ проводов.
- Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов.
- Заправьте систему охлаждения (см. Раздел
Общая информация), а также проверьте и, при необходимости, откорректируйте уровень масла в двигателе. Если головка цилиндров снималась вследствие повреждения уплотнительной прокладки, замените масло и фильтр, т.к. в масле может находиться охлаждающая жидкость.
|
|
Двигатели 1.0 и 1.2 л
|
- Очистите сопрягаемые поверхности блока цилиндров и корпуса ГРМ от остатков герметика. Следите за тем, чтобы в отверстия блока цилиндров не попала грязь.
|
Резьбовые отверстия болтов крепления головки цилиндров должны быть очищены от масла и охлаждающей жидкости. Продуйте отверстия сжатым воздухом или удалите жидкость с помощью отвертки с намотанной на нее ветошью. В противном случае при вворачивании новых болтов в блоке могут образоваться трещины, а значения усилия затягивания будут искажены.
|
- Очистите сопрягаемую поверхность головки цилиндров.
- Проверьте искривление головки цилиндров (см. Часть
Общий и капитальный ремонт двигателя настоящей Главы).
|
Шлифовать головку цилиндров не разрешается.
|
- Срежьте выступы новых уплотнительных прокладок головки цилиндров (размер I) на стороне корпуса привода ГРМ.
Места среза и метка верха уплотнительной прокладки головки цилиндров
- Установите звездочки распределительных валов с надетой на них цепью в корпус ГРМ.
- Нанесите валики (1) силиконового герметика толщиной 2 мм на углы корпуса привода ГРМ/блока цилиндров.
Нанесение герметика (1) на стык крышки привода ГРМ с головкой цилиндров и болты крепления корпуса привода ГРМ
|
Применяйте только герметик OPEL, ЕТ № 90 543 772. После нанесения герметика головка цилиндров и корпус ГРМ должны быть установлены и затянуты болтами в течение 10 мин.
|
- Установите новую уплотнительную прокладку головки цилиндров так, чтобы не было перекрыто какое-либо из отверстий. Надпись «OBEN/TOP» на прокладке должна быть обращена вверх. Прижмите прокладку в районе силиконового герметика.
- Вставьте оба верхних болта (2) крепления корпуса привода ГРМ слева и справа (обратитесь к иллюстрации).
- Навесьте вверху уплотнительную прокладку отверстиями слева и справа на болты, и прижмите ее внизу, в районе нанесенного силиконового герметика.
- Нанесите два других валика в углы корпуса ГРМ и прокладки головки цилиндров.
- Вставьте фиксаторы распределительных валов. Если фиксатор не подходит, медленно проверните валы за шестигранник.
- Установите головку цилиндров на блок. При этом следите за тем, чтобы стопорный палец для натяжителя цепи проходил через отверстие в корпусе привода ГРМ и натяжителя цепи мимо натяжной планки.
- Прижмите головку цилиндров к корпусу привода ГРМ.
- Вверните 3 нижних болта крепления головки цилиндров к корпусу привода ГРМ и затяните их с усилием
8 Нм.
Нижние болты крепления головки цилиндров к корпусу привода ГРМ
- Еще раз легкими ударами пластикового молотка подправьте положение головки цилиндров в направлении корпуса ГРМ.
- Снимите фиксатор распределительных валов.
- Вставьте новые болты крепления головки цилиндров и затяните их до прилегания к головке цилиндров. Затем затяните болты крепления головки цилиндров за четыре приема в последовательности с 1 по 10: сначала - с усилием
25 Нм, а затем - трижды доверните их на угол
60 град.
Порядок затягивания болтов крепления головки цилиндров
- На двигателе
DOHC 1.2 л
затяните болты крепления головки цилиндров в последовательности с 1 по 12 также за четыре приема. При этом затягивание начните с центрального болта в верхнем ряду болтов и продолжайте, двигаясь в направлении по часовой стрелке. Таким образом болт слева вверху (болт (8) (на иллюстрации) затягивается последним.
- Снова отдайте 3 нижних болта крепления головки цилиндров к корпусу привода ГРМ.
- Затяните сначала болты крепления (1) водяного насоса к головке цилиндров с усилием
8 Нм, а затем болты (2) корпуса привода ГРМ к головке цилиндров с усилием
8 Нм.
Болты крепления водяного насоса (1) и корпуса привода ГРМ (2) к головке цилиндров
- Установите фиксатор распределительных валов. Если фиксатор не подходит, медленно проверните распределительные валы за шестигранник.
- Установите звездочки с цепью на распределительные валы.
|
Если кондуктор ротора датчика CMP нет, установите звездочку так, чтобы метка, нанесенная при снятии, совпала с корпусом ГРМ.
|
- Прижмите ротор датчика CMP к звездочке впускного распределительного вала и слегка закрепите звездочку новым болтом. Затяните болт так, чтобы ротор датчика CMP еще мог вращаться.
- Затяните также слегка болт крепления звездочки выпускного распределительного вала.
- Вставьте верхнюю проставку и закрепите ее с усилием
8 Нм.
- Выньте фиксатор натяжителя цепи.
- Установите кондуктор (1) ротора датчика CMP (КМ-954) и закрепите его на корпусе ГРМ. При необходимости проверните ротор датчика CMP так, чтобы можно было установить кондуктор.
Кондуктор ротора датчика CMP
|
Если кондуктора ротора датчика CMP нет, проверните ротор так, чтобы метка, нанесенная перед снятием, совпала с меткой на звездочке распределительного вала. Одновременно метка на звездочке распределительного вала должна совпасть с корпусом ГРМ. В этом положении затяните болт крепления звездочки распределительного вала. При этом следите за тем, чтобы ротор датчика CMP не вращался относительно к звездочки распределительного вала.
|
- Затяните болты крепления звездочек распределительных валов с усилием
50 Нм
и доверните болты ещё на угол
60 град. При этом удерживайте распределительный вал от проворачивания гаечным ключом за шестигранник.
|
Оправки для фиксации не разрешается применять в качестве инструмента для удержания.
|
- Снимите все стопорные оправки и проверьте фазы газораспределения. Для этого проверните коленчатый вал на 2 оборота в направлении вращения двигателя и остановите в положении ВМТ поршня первого цилиндра. Если в этом положении стопорные оправки вставляются одновременно и без проблем, регулировка фаз распределения выполнена верно.
- Затяните пробку отверстия для натяжителя цепи с усилием
20 Нм.
- Установите датчик CMP с новым уплотнительным кольцом на корпусе ГРМ.
- Затяните пробку отверстия для стопора коленчатого вала с усилием
60 Нм.
- Наденьте шланг системы охлаждения на корпус AGR и закрепите его хомутом.
- Соедините разъемы клапана AGR и датчика температуры.
- Установите на блок цилиндров корпус масляного фильтра с новым уплотнительным кольцом и затяните его крепеж с усилием
20 Нм. Закрепите на корпусе крышку с новым уплотнительным кольцом.
- Установите верхний термозащитный экран выпускного коллектора и затяните его крепеж с усилием
8 Нм.
- Установите стопорные планки двигателя и затяните их крепеж с усилием
20 Нм.
- При соответствующей комплектации установите компрессор К/В на корпус ГРМ и блок цилиндров и затяните его крепеж с усилием
20 Нм.
- Закрепите от руки каталитический преобразователь с новым уплотнением на выпускном коллекторе, не затягивая болты крепления.
- Вверните от руки, не затягивая, болты крепления держателя каталитического преобразователя.
- Установите каталитический преобразователь и затяните его крепеж с усилием
35 Нм, а крепеж держателя - с усилием
15 Нм.
- При соответствующей комплектации соедините разъем компрессора К/В на держателе.
- Установите направляющую трубу щупа уровня двигательного масла с новой прокладкой и затяните ее крепеж к выпускному коллектору с усилием
8 Нм.
- Дальнейшая установка производится в последовательности, обратной последовательности демонтажа компонентов. Затягивайте крепеж с требуемым усилием.
- В завершение установки заправьте систему охлаждения, а также проверьте и, при необходимости, откорректируйте уровень масла в двигателе. Если двигатель снимался вследствие повреждения уплотнительной прокладки головки цилиндров, замените масло и масляный фильтр, т.к. в двигательном масле может находиться охлаждающая жидкость.
|
|
|
|