5.7.2. Проверка системы управления двигателемЭлектронный блок управления постоянно запитывается от аккумуляторной батареи через вывод «38», защищенный предохранителем № 41 (7,5 А), находящимся в монтажном блоке моторного отсека. При включении выключателя приборов и стартера напряжение от аккумуляторной батареи поступает на выводы «25» и «37» разъема ЭБУ и вывод «7» электромагнитного клапана останова дизеля по цепи, защищенной плавким предохранителем № 25 (10 А), находящимся в монтажном блоке салона автомобиля. Кроме того, разрешающий сигнал от иммобилайзера через вывод «30» подключает на «массу» вывод «106» колодки разъема ЭБУ, что приводит к замыканию силовой цепи реле включения пред- и послепускового подогрева. При срабатывании указанного реле напряжение подается на свечи подогрева в течение времени, зависящего от температуры охлаждающей жидкости. Разрешение на пуск двигателя ЭБУ получает через вывод «28» по цепи, защищенной плавким предохранителем № 26 (7,5 А), находящимся в монтажном блоке салона автомобиля. На автомобилях с кондиционером при работе двигателя на холостом ходу вывод «8» колодки разъема ЭБУ подключается на «массу» по цепи, защищенной плавким предохранителем № 6 (7,5 А), питание подается на реле включения кондиционера. При срабатывании указанного реле включается компрессор кондиционера и напряжение поступает на электромагнитный клапан ускоренного холостого хода по цепи, защищенной плавким предохранителем № 30
(7,5 А). Проверки проводятся по указаниям табл. 3.15—3.17.
Таблица 3.15 Проверка цепей питания СУД двигателя CD20
Порядок подключения контрольного прибора к выводам
|
Условия проверки
|
Результат проверки, контрольные значения
|
Возможная неисправность
|
Вывод «38» разъема ЭБУ и «масса»
|
Выключатель приборов и стартера выключен
|
U=Uак. бат.
|
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «38» разъема ЭБУ. Сгорел предохранитель № 41. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
|
Выводы «1» разъема реле включения предпускового подогрева и «масса»
|
То же
|
То же
|
Обрыв провода между выводом «1» реле предпускового подогрева и аккумуляторной батареей. Сгорел предохранитель № 41
|
Вывод «2» разъема реле включения предпускового подогрева и «масса»
|
»
|
»
|
Неисправно реле включения предпускового подогрева
|
Вывод «106» разъема ЭБУ и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «2» разъема реле включения предпускового подогрева и выводом «106» разъема ЭБУ
|
Вывод «3» разъема реле включения предпускового подогрева и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «3» разъема реле включения предпускового подогрева. Сгорел предохранитель «а» в монтажном блоке моторного отсека. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
|
Вывод «1» разъема выключателя приборов и стартера и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «1» разъема выключателя приборов и стартера. Сгорел предохранитель «i» в монтажном блоке моторного отсека. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
|
Выводы «3» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «3» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера. Сгорел предохранитель № 30 в монтажном блоке моторного отсека. Сгорел предохранитель «д» в монтажном блоке моторного отсека. Ненадежность соединений в монтажном блоке моторного отсека
|
Вывод «1» разъема иммобилайзера и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между аккумуляторной батареей и выводом «1» разъема иммобилайзера. Сгорел предохранитель № 24 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединения проводов в монтажном блоке салона автомобиля
|
Вывод «2» и «3» разъема выключателя приборов и стартера и «масса»
|
Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «АСС», затем в положение «ON»
|
»
|
Неисправен выключатель приборов и стартера
|
Выводы «25», «37» разъема ЭБУ и «масса»
|
Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «ON»
|
»
|
Обрыв провода между выключателем приборов и стартера и выводами «25», «37» разъема ЭБУ. Сгорел предохранитель № 25 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединения проводов в монтажном блоке салона автомобиля
|
Вывод «2» разъема иммобилайзера и «масса»
|
То же
|
»
|
Неисправен иммобилайзер
|
Вывод «30» разъема ЭБУ и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выводом «2» иммобилайзера и выводом «30» разъема ЭБУ
|
Вывод «7» разъема ТНВД и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между выключателем приборов и стартера и электромагнитным клапаном останова дизеля. Сгорел предохранитель № 25 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединения проводов в монтажном блоке салона автомобиля
|
Вывод «5» разъема реле включения предпускового подогрева и «масса»
|
»
|
»
|
Неисправно реле включения предпускового подогрева
|
Провод питания свечей накаливания и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода, соединяющего вывод «5» реле предпускового подогрева и свечи накаливания
|
Разъем «106» ЭБУ и «масса»
|
Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «ON»
|
U=0
|
Неисправен ЭБУ
|
Вывод «6» разъема выключателя приборов и стартера и «масса»
|
Повернуть ключ в выключателе приборов и стартера в положение «ST»
|
U=Uак. бат.
|
Неисправен выключатель приборов и стартера
|
Вывод «28» разъема ЭБУ и «масса»
|
То же
|
То же
|
Обрыв провода между выводом «28» разъема ЭБУ и выводом «5» разъема выключателя приборов и стартера. Сгорел предохранитель № 26 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединений проводов в монтажном блоке салона автомобиля
|
Вывод «1»разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса»
|
Двигатель работает на холостом ходу, кондиционер выключен
|
»
|
Обрыв провода между выключателем приборов и стартера и выводом «1»разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера. Сгорел предохранитель № 6 в монтажном блоке салона автомобиля. Ненадежность соединений проводов в монтажном блоке салона автомобиля
|
Вывод «2» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса»
|
То же
|
»
|
Неисправно реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера
|
Вывод «8» разъема ЭБУ и «масса»
|
»
|
»
|
Обрыв провода между реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и ЭБУ. Неисправен датчик давления хладагента
|
Вывод «5» разъема реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера и «масса»
|
Двигатель работает на холостом ходу, кондиционер включен
|
»
|
Неисправно реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера
|
Вывод «1» разъема электромагнитного клапана ускоренного холостого хода и «масса»
|
То же
|
»
|
Обрыв провода между выводом «1» разъема электромагнитного клапана ускоренного холостого хода и выводом «5» реле включения электромагнитной муфты компрессора кондиционера
|
Таблица 3.16 Проверка сопротивления датчиков и электромагнитных клапанов СУД
Проверяемый элемент системы
|
Выводы или точки подключения прибора
|
Контрольные значения, результат проверки
|
Возможная неисправность
|
Датчик частоты вращения двигателя
|
Выводы «17», «23» и «36» разъема ЭБУ
|
R = 1,6 Ом
|
Неисправен датчик частоты вращения двигателя. Обрыв провода между выводом «4» разъема датчика и выводами «23», «36» разъема ЭБУ. Обрыв провода между выводом «5» разъема датчика и выводом «17» разъема ЭБУ
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости
|
Выводы «15», «23» и «36» разъема ЭБУ
|
Значение сопротивления при температуре: 11,5кОмпри 15° С; 5,6 кОм при 0° С; 3,7кОмпри 10° С; 1,2 кОм при 40° С
|
Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости. Обрыв провода между выводом «1» разъема датчика и выводом «13» разъема ЭБУ. Обрыв провода между выводом «2» разъема датчика и выводами «23» и «36» разъема ЭБУ
|
Электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива
|
Вывод «108» разъема ЭБУ и корпусом электромагнитного клапана
|
R = 0,5 Ом
|
Неисправен электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива. Ненадежность соединений в пучке проводов
|
Корпус электромагнитного клапана регулирования угла опережения впрыска топлива и «масса»
|
R =< 0,5 Ом
|
Ненадежность контакта в точке подключения «массы» клапана и ТНВД
|
Электромагнитный клапан ускоренного холостого хода
|
Выводы «1» и «2» разъема клапана
|
R = 39 Ом
|
Неисправен электромагнитный клапан ускоренного холостого хода
|
Вывод «2» разъема клапана
|
R =< 0,5 Ом
|
-
|
Датчик наличия ключа в замке выключателя приборов и стартера
|
Выводы «1» и «2» разъема датчика
|
Ключ не вставлен в замок - R = бесконечность. Ключ установлен в замок -R < 0,5 Ом
|
Неисправен датчик наличия ключа в замке выключателя приборов и стартера
|
Датчик скорости движения автомобиля
|
Выводы «1» и «2» разъема датчика
|
R = 250 Ом
|
Неисправен датчик скорости движения автомобиля
|
Точки подключения массы ЭБУ
|
Вывод «26», «39», «101» и «195» разъема ЭБУ и «масса»
|
R < 0,5 Ом
|
Обрыв провода между выводами «26», «39», «101» и «106» и «массой»
|
Таблица 3.17 Проверка цепей электропитания или прохождения сигналов датчиков и электромагнитных клапанов СУД
Проверяемый элемент системы
|
Выводы или точки подключения прибора
|
Контрольные значения, результат проверки
|
Возможная неисправность
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости
|
Выводы «15», «23» и «36» ЭБУ*
|
U = 5B
|
Неисправен ЭБУ
|
Датчик частоты вращения двигателя
|
Выводы «17», «23» и «36» ЭБУ**
|
Изменение напряжения от 0 до 5 В в зависимости от частоты вращения двигателя
|
Неисправен датчик частоты вращения двигателя
|
Датчик скорости движения автомобиля (при движении автомобиля)
|
Выводы «1» и «2» датчика**
|
Изменение напряжения от 0 до 5 В в зависимости от скорости движения автомобиля
|
Неисправен датчик скорости движения автомобиля
|
Электромагнитный клапан регулирования угла опережения впрыска топлива
|
Вывод «6» разъема ТНВД и «масса»***
|
U = 12 В
|
Неисправен ЭБУ
|
*При выключенном выключателе приборов и стартера.
** При работающем двигателе.
*** При работающем холодном двигателе.
|
Рис. 3.43. Нумерация выводов колодки проводов разъема ЭБУ двигателя CD20 (вид сзади)
|
ПРИМЕЧАНИЕ к табл. 3.16
Проверки проводятся на выводах колодки проводов разъема ЭБУ (см. рис. 3.43), при этом штепсельный разъем должен быть отсоединен от ЭБУ. Во время измерений штепсельные разъемы проверяемых приборов не отсоединяются.
|
ПРИМЕЧАНИЕ к табл. 3.17
Проверки проводятся на выводах колодки проводов ЭБУ (см. рис. 3.43) при состыкованном штекерном разъеме. Для облегчения проверок необходимо использовать переходную колодку, подключаемую последовательно между ЭБУ и его штекерным разъемом.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Чтобы при проверке и регулировке СУД не получить травм и не вывести из строя узлы системы, соблюдайте следующие правила:
— не допускайте работу двигателя, если зажимы проводов плохо закреплены на клеммах аккумуляторной батареи;
— не отсоединяйте провода от клемм аккумуляторной батареи на работающем двигателе;
— отключайте аккумуляторную батарею от бортовой сети при ее зарядке на автомобиле от постороннего источника тока;
— не запускайте двигатель с помощью постороннего источника напряжением более 12 В;
— не разъединяйте разъем ЭБУ при включенном зажигании;
— перед соединением штепсельных разъемов убедитесь в отсутствии повреждений и следов окисления на контактах вилочной и розеточной частей, а также в надежности соединения разъемов;
— удостоверьтесь в наличии резинового уплотнителя колодок и фиксирующей пружины;
— поврежденную пружину замените;
— перед проведением работ на автомобиле с применением электросварки, в том числе и точечной, разъедините разъем ЭБУ.
— снимите ЭБУ, если автомобиль будет подвергаться воздействию температур свыше
80° С (например, перед помещением свежевыкрашенного автомобиля в сушильную камеру);
— перед проверкой компрессии в цилиндрах разъедините штепсельный разъем (серого цвета на ТНВД) электромагнитного клапана останова дизеля;
— не проверяйте провода и их соединения контрольной лампой;
— не проверяйте «на искру» наличие напряжения в цепи;
— отсоедините аккумуляторную батарею перед измерением сопротивления элементов электрооборудования автомобиля;
Если автомобиль оборудован автомагнитолой с кодом, то перед отключением аккумуляторной батареи запомните код включения автомагнитолы.
При проверках запрещается присоединять наконечники удлинительных проводов контрольного прибора к выводам разъема. Необходимо сдвинуть защитный чехол колодки и присоединить наконечники со стороны входа проводов в колодку или использовать специальную клеммную колодку. В последнем случае маркировка выводов клеммной колодки должна соответствовать маркировке выводов разъема ЭБУ.
|
Предварительные проверки
Перед проверкой СУД выполните работы, описанные ниже, и устраните выявленные при этом неисправности:
— убедитесь в нормальной работе цепи пуска двигателя: аккумуляторной батареи, силовых проводов и стартера;
— убедитесь в наличии достаточного количества топлива соответствующего качества, в правильной установке топливного фильтра, а также в том, что фильтр не засорен;
— проверьте герметичность систем рециркуляции паров топлива и картерных газов, а также состояние шлангов системы (не должны быть пережаты);
— проверьте систему подвода воздуха: трубопроводы и прокладки должны быть герметичны, хомуты затянуты, фильтрующий элемент должен быть чистым; система рециркуляции отработавших газов должна быть исправна, трубопроводы герметичны;
— проверьте состояние цепи предпускового подогрева: целость и соответствие проводов рекомендуемым характеристикам;
— система питания двигателя топливом должна быть герметична, подтекания в штуцерах и трубопроводах не допустимы;
— убедитесь в герметичности системы выпуска отработавших газов; проверьте состояние и регулировку троса привода управления подачей топлива: ход от упора до упора и легкость перемещения; длину хода рычага управления подачей топлива в зависимости от положения педали;
— оцените техническое состояние двигателя: компрессию, установку начального угла опережения впрыска топлива, герметичность прокладки головки блока цилиндров, состояние ТНВД и т.д.
|