4.4. Шатунно-поршневая группаПоршни изготовлены из алюминиевого сплава, имеют плоское днище и три канавки для колец.
По диаметру поршни разбиты на три группы для номинального размера и на две группы для ремонтного размера (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Размерные группы поршней
Диаметр поршня, мм
|
Модель двигателя
|
GA14DE
|
GA16DE
|
SR20DE
|
1 -я группа номинального размера
|
73,575-73,585
|
75,975-75,985
|
86,00-86,01
|
2-я группа номинального размера
|
73,585-73,595
|
75,985-75,995
|
86,01-86,02
|
3-я группа номинального размера
|
73,595-73,605
|
75,995-76,005
|
86,02-86,03
|
Ремонтная группа -t-0,5
|
74,075-74,105
|
76,475-76,505
|
-
|
Ремонтная группа +0,1
|
74,575-74,605
|
76,975-77,005
|
-
|
Ремонтная группа +0,2
|
-
|
-
|
86,18-86,21
|
Размерные группы маркируются цифрами на днище поршня. Поршни ремонтных размеров предназначаются для установки в блок цилиндров после расточки. Метка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительных валов.
Диаметр отверстия в бобышках под поршневой палец составляет, мм:
для двигателей GA 18,987—18,999
для двигателей SR 21,987—21,999
Зазор между зеркалом цилиндра и поршнем составляет, мм:
для двигателей GA 0,015—0,035
для двигателей SR 0,01—0,03
Поршневые пальцы пустотелые, стальные, закаленные и шлифованные, свободно вращаются во втулке шатуна и запрессовываются небольшим усилием в холодном состоянии в отверстие бобышек поршня. От осевого перемещения пальцы удерживаются двумя пружинными стопорными кольцами.
Диаметр поршневого пальца, мм:
двигателей GF 18,989—19,001
для двигателей SR 21,989—22,001
Натяг в отверстии бобышки поршня 0—0,004 мм. Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна 0,005—0,017 мм.
|
Рис. 2.4. Установка поршневых колец: I — порядок установки поршневых колец; II — расположение замков поршневых колец; 1 — метка на поршне, направляемая в сторону привода распределительных валов; 2 — стык расширителя маслосъемного кольца; 3 — замок верхнего компрессионного и верхнего маслосъемного кольца; 4 — замок маслосъемного кольца; 5 — замок нижнего компрессионного кольца
|
На каждом поршне установлено по три кольца (рис. 2.4): верхнее компрессионное хромированное, с бочкообразной поверхностью; нижнее компрессионное скребкового типа; маслосъемное с расширителем, верхним и нижним кольцами.
Зазор между поршневыми кольцами и канавками поршня составляет:
— для верхнего кольца — 0,04—0,08 мм, предельно допустимый 0,2 мм;
— для нижнего кольца — 0,03—0,07 мм, предельно допустимый 0,2 мм.
Зазор в замке:
— для верхнего кольца — 0,2—0,35 мм;
предельно допустимый для двигателей GA — 1 мм;
предельно допустимый для двигателей SR — 0,49 мм;
— для нижнего кольца — 0,37—0,52 мм;
предельно допустимый для двигателей GA — 1 мм;
предельно допустимый для двигателей SR — 0,64 мм;
— для маслосъемного кольца — 0,2—0,6 мм;
предельно допустимый для двигателей GA — 1 мм;
предельно допустимый для двигателей SR — 1,09 мм.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, нижняя головка шатуна с прямым разъемом. При установке метка на крышке нижней головки шатуна располагается напротив метки на шатуне; отверстие для смазки ориентируется в сторону стартера.
Расстояние между центрами отверстий верхней и нижней головок шатуна двигателей GA составляет 140,45—140,55 мм.
Диаметр отверстия нижней головки шатуна, мм:
двигателей GA 43,000—43,012
двигателей SR 51,000—51,013
Диаметр отверстия втулки верхней головки шатуна, мм:
двигателей GA 19,000—19,012
двигателей SR 22,000—22,012
|