5.13. Проверка исправности функционирования и обслуживание систем отопления и кондиционирования воздуха
|
Приведенная ниже информация
носит общий характер и не привязана к конкретному конструктивному исполнению
компонентов системы.
|
Система кондиционирования
|
Система кондиционирования
воздуха постоянно находится под высоким давлением. Ни в коем случае не
отсоединяйте рефрижераторные линии и не снимайте никакие компоненты системы,
предварительно не выполнив разрядку последней. Разрядка системы кондиционирования
воздуха должна производиться силами опытного специалиста в условиях мастерской
автосервиса. При рассоединении рефрижераторных линий обязательно надевайте
защитные очки!
|
Перечисленные ниже контрольные проверки должны производиться на регулярной
основе с целью поддержания системы кондиционирования воздуха в исправном состоянии:
- Проверьте состояние ремня привода компрессора. В случае выявления дефектов
или признаков износа произведите замену (см. Главу
Текущее
обслуживание);
- Проверьте усилие натяжения приводного ремня, в случае необходимости произведите
соответствующую регулировку (см. Главу
Текущее обслуживание);
- Проверьте шланги рефрижераторного тракта на наличие трещин, вздутий, признаков
отвердевания и старения резины, оцените состояние штуцерных соединений. Дефектные
компоненты замените;
- Проверьте пластины теплообменника конденсатора на наличие застрявших между
ними останков насекомых, старых листьев и прочего мусора. В случае необходимости
прочистите зазоры тонкой кисточкой, либо продуйте их сжатым воздухом;
- Проверьте уровень заряда системы (см. ниже);
- При обнаружении потеков воды на ковриках в салоне под панелью приборов
снимите дренажную трубку отвода конденсата из кожуха испарителя и куском проволоки
проверьте проходимость обоих отверстий.
Система кондиционирования воздуха должна включаться как минимум на 10 минут
не реже чем раз в месяц (даже в зимнее время года). Длительное бездействие К/В
приводит к отвердеванию и выходу из строя уплотнительных колец и манжет соединительного
тракта.
Имеющие место утечки в тракте наилучшим образом проявляются при увеличении
рабочих параметров системы (температура и давление), — оставьте кондиционер
включенным на 5—10 минут при работающем двигателе. Источники утечек могут быть
выявлены по потекам масла.
Ввиду сложности конструкции системы и необходимости использования специального
оборудования, ее обслуживание, глубокая диагностика и восстановительный ремонт
лежат вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя и должны
производиться в условиях мастерской автосервиса. В компетенцию владельца автомобиля
попадают лишь перечисленные ниже в настоящем разделе простейшие проверки и замены.
Если система не функционирует вовсе, проверьте состояние соответствующего
предохранителя и реле.
Наиболее типичной причиной нарушения исправности функционирования К/В является
снижение уровня заряда рефрижераторного масла. Приведенные ниже простейшие проверки
позволят быстро выявить признаки снижения уровня хладагента.
Проверка уровня заряда хладагента
|
- Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
- Включите К/В на максимальную хладопроизводительность. Выберите
максимальный скоростной режим вентилятора. Откройте двери, чтобы
избежать циклических отключений системы при охлаждении замкнутого
в салоне воздушного объема.
- Срабатывание муфты сцепления компрессора К/В сопровождается
отчетливо слышимым щелчком, после которого центральная часть муфты
должна начать вращаться. После того, как температура системы достигнет
рабочего значения, ощупайте две подсоединенные к испарителю на
переборке двигательного отсека трубки.
|
- Более тонкая трубка, идущая к испарителю от выходного штуцера
конденсатора, должна быть на ощупь достаточно холодной. Трубка
потолще, идущая от выпускного штуцера испарителя назад к компрессору,
должна быть еще немного (на 2—6 градусов) холоднее. Если выпускная
трубка на ощупь заметно теплее впускной, следовательно, система
нуждается в подзарядке. Введите термометр в выходной воздуховод
через центральный дефлектор на панели приборов. При включенном
К/В температура выходящего из дефлектора воздуха должна быть на
2—4.5 градуса ниже температуры окружающей среды (вплоть до значения
4.5°С). В очень жаркую погоду (выше +40°С), допустимо повышение
выходной температуры до уровня 15.7 °С, но не более. Если кондиционер
не обеспечивает требуемую интенсивность охлаждения воздуха, следует
произвести подзарядку системы. Для более подробной диагностики
состояния системы автомобиль следует отогнать в специализированную
мастерскую.
|
|
- Загляните в смотровое окно, обычно предусмотренное в крышке
сборки ресивера-осушителя, — вспенивание хладагента внутри ресивера
свидетельствует о падении его уровня. В жаркую погоду пузыри в
смотровом окне могут присутствовать даже при нормальном уровне
рабочей жидкости, — после отключения системы вспенивание должно
прекратиться.
|
|
Добавление хладагента
|
Для зарядки системы кондиционирования
воздуха рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей следует использовать
только рефрижераторное масло R-134а.
|
|
- Приготовьте стандартный зарядный набор R-134а (спрашивайте в
магазинах автомобильных аксессуаров). В состав набора входят баллончик
с рефрижераторным маслом, вентильная насадка и отрезок шланга,
подсоединяемый между вентилем и штуцером низконапорной части рефрижераторного
тракта. Так как одного баллончика масла может оказаться недостаточно
для окончательной зарядки системы, имеет смысл на всякий случай
закупить сразу пару. Проследите, чтобы хотя бы в одном из баллончиков
масло было подкрашено в красный цвет, что позволит быстро выявить
утечки хладагента в случае возникновения таковых.
|
|
|
Ни в коем случае
не заправляйте в систему более двух баллончиков хладагента!
|
- В соответствии с инструкциями изготовителей подсоедините зарядный
набор к НИЗКОНАПОРНОЙ части рефрижераторного тракта.
|
Ни в коем случае
не производите попыток подключения набора к штуцеру высоконапорной
части тракта! Конструкция штуцерных соединений позволяет произвести
подключение набора только к низконапорной части системы.
|
- Закройте вентиль на переходной насадке и наверните последнюю
на головку баллончика, предварительно удостоверившись в наличии
уплотнительного кольца/ резиновой прокладки.
|
Обязательно
наденьте защитные очки!
|
|
-
Снимите пылезащитный колпачок со штуцера низконапорной части
рефрижераторного тракта и подсоедините к нему оборудованный
разъемом быстрой стыковки шланг зарядного набора.
|
|
|
Конструкция
штуцерных узлов не позволит произвести подключение набора
к высоконапорной части тракта.
|
- Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и включите
К/В. Проследите, чтобы шланг зарядного набора не соприкасался
с лопастями вентилятора системы охлаждения и прочими движущимися
компонентами в двигательном отсеке.
- Вращением вентильной насадки проткните головку баллончика,
открыв тем самым подачу хладагента (должен послышаться характерный
звук вырывающегося газа). В процессе всей зарядки держите баллончик
строго вертикально, время от времени встряхивая его. Зарядку следует
прерывать, когда температуры впускной и выпускной трубок испарителя
сравниваются. Между сериями зарядки делайте паузу, необходимую
для стабилизации системы.
|
Ни в коем
случае не закачивайте в систему более двух баллончиков хладагента!
Во избежание обледенения баллончика в процессе заправки оберните
его смоченным в теплой воде полотенцем.
|
- При наличии под рукой точного термометра введите его в через
дефлектор в центральный воздуховод К/В и следите по нему за температурой
подаваемого в салон воздуха (см. выше).
- Когда баллончик опустеет, перекройте вентиль и отсоедините
шланг от низконапорного штуцера системы. Сразу же наденьте на
штуцер пылезащитный колпачок.
- Отсоедините от баллончика вентильную насадку, в случае необходимости
переставьте ее на второй баллончик и продолжите заправку. По завершении
процедуры поставьте незаконченный баллончик вертикально на стеллаж
и по мере надобности используйте его для подзарядки системы.
|
|
Система отопления
Если отопитель не обеспечивает должный нагрев подаваемого в салон воздуха,
причиной такого отказа может являться одна из следующих:
- Термостат заклинен в открытом положении, что не позволяет подаваемой в теплообменник
отопителя охлаждающей жидкости двигателя нагреться до нормальной температуры.
Замените термостат (см.
Обслуживание системы охлаждения);
- Имеет место нарушение проходимости охладительного тракта, что блокирует
подачу охлаждающей жидкости в теплообменник отопителя. Ощупайте шланги, подсоединенные
к патрубкам на задней переборке двигательного отсека — оба они должны быть
горячими, в противном случае проходимость тракта нарушена (заблокированы шланги,
теплообменник, либо управляющая заслонка отопителя). Отсоедините шланги и
произведите обратнопоточную промывку теплообменника. Промойте также оба шланга;
- Если восстановить проходимость теплообменника путем промывки не удается,
следует произвести его замену.
Если скорость вращения вентилятора отопителя не соответствует выбранному положению
соответствующего переключателя на панели управления системы, проверьте состояние
предохранителя, соединительной электропроводки, реле, переключателя и резистивной
сборки.
Если выход воздуха через дефлекторы вовсе отсутствует, предпримите следующие
действия:
- Включите зажигание и активируйте вентилятор отопителя. Прижмите ухо к дефлектору
и попытайтесь на слух определить, функционирует ли приводной мотор;
- Если звуки, подтверждающие исправность функционирования мотора отсутствуют,
а резистивная сборка в порядке, следует заменить электромотор.
Увлажнение коврового покрытия на полу под теплообменником отопителя, либо выход
пара через дефлекторы воздуховодов говорят об утечках теплообменника. Снимите
теплообменник и замените его новым (теплообменник отопителя восстановительному
ремонту не подлежит).
Проверьте проходимость дренажного шланга, идущего от сборки отопителя/испарителя
и проложенного справой стороны переборки. Блокировка данного шланга может приводить
к выходу пара из дефлекторов воздуховодов при включении отопителя.
Устранение запахов системы кондиционирования воздуха
Неприятные запахи, зачастую возникающие при включении К/В, вызываются образованием
колоний плесени на пластинах теплообменника испарителя. Теплая влажная среда
создает благоприятные условия для возникновения и развития грибковых микроорганизмов.
Доступ к теплообменнику испарителя на большинстве моделей крайне ограничен.
Процедура гарантированного полного удаления плесени, выполняемая в условиях
мастерской автосервиса является достаточно трудоемкой, отнимает много времени
и требует применения сильнодействующих дезинфицирующих средств. В принципе,
достаточно эффективная обработка может быть выполнена и в домашних условиях
собственными силами владельца автомобиля.
Специальные дезинфицирующие средства в аэрозольной расфасовке, предназначенные
для обслуживания систем кондиционирования воздуха, можно приобрести практически
в любом магазине автомобильных аксессуаров. Следует помнить, что цена средства
обычно прямо пропорциональна его эффективности. Переключите систему в режим
замкнутой циркуляции воздуха и на десять минут включите вентилятор отопителя
на максимальную скорость. С целью просушки системы включите обогрев на максимальную
интенсивность. Отсоедините электропроводку от компрессора с целью предотвращения
его срабатывания.
Подача средства обычно осуществляется через длинный шланг в соответствии с
инструкциями его изготовителя. Постарайтесь максимально полно обработать всю
поверхность теплообменника. Длительность каждого цикла обработки и интервалы
между сериями должны быть указаны на этикетке тары.
Наилучшей профилактической мерой против возникновения колоний плесени в теплообменнике
испарителя является регулярная проверка проходимости дренажной трубки, а также
кратковременное включение режима удаления конденсата после каждой дальней поездки
с работающим кондиционером с целью просушки испарителя.
|