5.4. Снятие, установка и проверка исправности функционирования термостатаПрежде чем окончательно утвердиться в мнении о выходе термостата из строя,
проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе, состояние и усилие натяжения
ремней привода вспомогательных агрегатов (см. Главу
Текущее
обслуживание), а также исправность функционирования измерителя температуры.
Одной из возможных причиной слишком медленного разогрева двигателя (согласно
показаниям измерителя) является заклинивание термостата в открытом положении,
— замените термостат новым.
В случае перегрева двигателя потрогайте рукой верхний шланг радиатора. Если
шланг не нагрет, возможно, термостат заклинен в закрытом положении, перекрывая
циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. Замените термостат.
|
Ни в коем случае не эксплуатируйте
автомобиль со снятым термостатом! При этом может разорваться обратная
связь системы управления, что приведет к повышению токсичности отработавших
газов и чрезмерному увеличению расхода топлива.
|
Если верхний шланг нагрет, это означает, что охлаждающая жидкость исправно
циркулирует через радиатор, т.е. термостат открыт (см.
Диагностика
неисправностей узлов и систем автомобиля,
Диагностика неисправностей
системы охлаждения
).
Наиболее точные результаты дает проверка термостата на верстаке (см. ниже).
Снятие
|
- Отсоедините отрицательный провод от батареи.
- Опорожните систему охлаждения (см. Главу
Текущее
обслуживание), — если замена смеси производилась недавно,
сохраните ее для дальнейшего использования.
- Пройдитесь по верхнему радиаторному шлангу до двигателя и отыщите
крышку кожуха термостата.
- Ослабьте хомут и снимите шланг от своего соединительного патрубка.
Если шланг «прикипел», ухватитесь за него щипцами (как можно ближе
к срезу) и постарайтесь повращать на патрубке с целью разрушения
удерживающего слоя отложений. Старый, подлежащий замене шланг
можно просто разрезать (постарайтесь не оцарапать патрубок).
- Если контактирующая со шлангом поверхность патрубка поражена
коррозией, либо механически повреждена, имеет смысл заменить крышку
кожуха термостата.
|
- Выверните крепежные болты и снимите крышку кожуха термостата.
Если крышка «прикипела», обстучите ее молотком с мягким бойком.
Приготовьтесь к сбору проливаемой жидкости.
|
|
- Постарайтесь запомнить установочное положение термостата (клапанным
пальцем вверх), затем извлеките его из кожуха.
|
|
- Удалите с поверхностей кожуха и крышки все следы герметика и
материала старой прокладки.
- Замените резиновую уплотнительную прокладку крышки термостата.
|
- Установите термостат в кожух (не применяйте никакой герметик).
Проследите, чтобы он оказался развернут пальцем прокачки вверх,
а оборудованной пружиной стороной к двигателю.
|
|
- Установите на место крышку и закрепите ее болтами, затянув последние
с требуемым усилием.
- Подсоедините к патрубку крышки шланг и прочно закрепите его
хомутом. Верните на место все снимавшиеся с целью обеспечения
доступа компоненты.
- Залейте в систему необходимое количество охлаждающей жидкости
(см. Главу
Текущее обслуживание).
- Запустите двигатель и проверьте его на наличие утечек и исправность
функционирования термостата (см. выше).
|
|
Проверка на верстаке
|
- Снимите термостат с двигателя (см. Главу
Двигатель).
|
- Подвяжите к сборке термостата отрезок проволоки и опустите ее
в заполненную водой емкость. Туда же опустите термометр.
|
|
|
Проследите,
чтобы термометр и термостат не соприкасались со стенками и
дном емкости!
|
- Начинайте медленно подогревать воду, следя за изменением показаний
термометра, — срабатывание клапана термостата должно происходить
в точном соответствии с требованиями
Спецификаций.
|
- Оцените величину полного открывания клапана, — номинальное значение
составляет b—а = 8 мм.
|
|
|
|