7.3.2. Снятие, проверка и установка тормозных колодок
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Замена тормозных колодок проводится только комплектом по четыре колодки на заднюю ось во избежание неравномерного торможения колес и возможности заноса автомобиля.
|
|
Рис. 7.16. Детали барабанного тормозного механизма: 1 – верхняя стяжная пружина;
2 – прижимное устройство; 3 – прижимная тормозная колодка; 4 – нижняя стяжная пружина;
5 – опорная пластина; 6 – отжимная тормозная колодка; 7 – возвратная пружина регулировочной стойки; 8 – устройство автоматической регулировки зазора
|
Порядок снятия:
– снимите тормозной барабан, как описано выше;
– аккуратно удалите грязь и пыль с барабана, колодок и тормозного щита с установленными на нем деталями;
– пассатижами нажмите на колпачок прижимного устройства «от себя», поверните его на 90° и снимите колпачок, пружину и стойку. То же самое выполните на другой колодке;
|
Рис. 7.17. Отсоединение колодки от опорной пластины
|
– с помощью пассатижей отсоедините поочередно нижние концы колодок от опорной пластины ( рис. 7.17) и снимите нижнюю пружину с тормозных колодок;
– отведите верхние упоры колодок от тормозного цилиндра, стараясь не повредить резиновые пыльники;
– отсоедините трос стояночного тормоза от рабочего рычага;
– снимите с тормозного щита обе колодки вместе с пружинами и распорной стойкой;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
До установки колодок и барабанов не нажимайте на педаль тормоза.
|
– стяните поршни тормозного цилиндра прочной резинкой;
– установите снятый узел на верстак, пометьте и запомните расположение сопряженных деталей;
– освободите стопорный выступ разжимного рычага стояночного тормоза от прижимной колодки;
– отсоедините пружину болта регулировочной стойки от прижимной колодки;
– отсоедините верхнюю стяжную пружину;
– отсоедините прижимную колодку и стяжную пружину от узла отжимной колодки с регулировочной стойкой;
– отцепите возвратную пружину регулировочной стойки от отжимной колодки и разделите их;
– измерьте толщину каждой колодки в нескольких местах и, сравнив результаты замеров с минимальной толщиной колодки, примите решение о замене или дальнейшем использовании колодки. Замасливание фрикционной поверхности колодки однозначно указывает на необходимость ее замены. Одновременно следует выяснить и устранить причину замасливания.
Порядок замены:
– снимите рабочий рычаг стояночного тормоза со старой отжимной колодки и установите его на новую колодку, закрепив его новым фиксатором, который прикладывается к комплекту колодок;
– выньте болт из регулировочной стойки и осмотрите этот узел на наличие износа и повреждений, обратив особое внимание на регулировочный болт и барашек. Неисправные детали замените;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При замене колодок необходимо заменять и все стяжные пружины независимо от их состояния.
Регулировочные стойки правого и левого колес невзаимозаменяемы. Регулировочный болт правой стойки имеет правую резьбу и окрашен. У левого болта соответственно левая резьба и канавка на головке. Правая регулировочная стойка маркируется буквой «D», левая – буквой «G».
|
– убедитесь в правильности установки деталей, нанесите молибденовую смазку на резьбовую часть регулировочного болта;
– навинтите барашек вплотную к головке регулировочного болта и установите болт в стойку;
– прицепите возвратную пружину короткой стороной к отжимной колодке. Зацепите регулировочную стойку за другой конец пружины и вставьте стойку на место в прорезь отжимной колодки;
– зацепите верхнюю стяжную пружину за отжимную колодку. За другой конец пружины зацепите прижимную колодку и, опуская ее вниз, заведите головку болта регулировочной стойки в вырез колодки;
– заведите пружину болта в прорезь прижимной колодки;
– освободите поршни цилиндра от резиновой стяжки;
– аккуратно снимите резиновые пыльники с поршней тормозного цилиндра. Убедитесь в отсутствии подтекания рабочей жидкости и легкости перемещения обоих поршней. При отсутствии дефектов установите пыльники на место;
– нанесите высокотемпературную тормозную смазку на все контактные поверхности колодок и тормозного щита. Соблюдайте меру при нанесении смазки, иначе она может попасть на фрикционные поверхности колодок;
|
Рис. 7.15. Упорный выступ на разжимном рычаге стояночного тормоза (стрелка) должен упираться в ребро колодки
|
– убедитесь, что упорный выступ на разжимном рычаге стояночного тормоза упирается в ребро отжимной колодки (см. рис. 7.15);
– установите подсобранный узел колодок на тормозной щит. Верхние торцы колодок заведите в прорези поршней тормозного цилиндра. Присоедините наконечник стояночного тормоза к рабочему рычагу;
– установите на обе колодки нижнюю стяжную пружину и, пересиливая пружину, установите колодки нижними концами в опорную пластину;
– перемещая колодки по тормозному щиту, отцентрируйте их и установите на каждой прижимные устройства;
– барашком регулировочного механизма отрегулируйте положение колодок так, чтобы на них можно было с легким усилием надеть тормозной барабан;
– выполните такую же процедуру с тормозным барабаном с другой стороны автомобиля;
– пока не затягивайте гайки крепления ступиц;
– отрегулируйте положение колодок, многократно нажав на педаль тормоза (примерно 20 раз);
– попросите помощника убедиться в том, что при отпускании педали тормоза в барабанах слышны щелчки срабатывания механизма регулировки зазора;
– снимите тормозные барабаны;
– убедитесь, что упорные выступы обоих разжимных рычагов стояночного тормоза упираются в ребро отжимной колодки, тросы стояночного тормоза свободно перемещаются в оболочке;
– вдвоем с помощником отрегулируйте трос стояночного тормоза так, чтобы рычаги на каждом тормозном щите начинали перемещаться между первым и вторым щелчками храпового механизма рычага стояночного тормоза в салоне автомобиля, т.е. чтобы при первом щелчке упорный выступ разжимного рычага еще упирался в ребро колодки, но при втором щелчке уже отходил от него;
– в этом положении, удерживая регулировочную гайку троса, надежно затяните контргайку;
– установите тормозные барабаны, как указано в соответствующем подразделе.
|