11.1. Колеса и шиныМоменты затяжки, Н·м
Передняя подвеска
Гайка крепления ступицы.....160–240
Верхние гайки крепления стойки.....23–30
Гайка крепления штока амортизатора стойки.....65–82
Нижние гайки и болты крепления амортизаторной стойким.....44–55
Болт и гайка крепления шарового шарнира к подвеске.....44–55
Нижние стяжные болты и гайки крепления рычага подвески.....95–119
Болты крепления скоб стабилизатора поперечной устойчивости.....44–55
Задняя подвеска
Верхние гайки крепления стойки.....22–27
Гайка крепления штока амортизатора стойки.....56–82
Нижние гайки и болты крепления амортизаторной стойки.....95–119
Боковой болт крепления тяги.....61–75
Крепление боковой тяги к поперечине.....95–119
Крепление боковой тяги к опоре задней ступицы.....95–119
Крепление продольной тяги к кузову.....60–75
Крепление продольной тяги к опоре задней ступицы.....55–69
Крепление продольной тяги к стабилизатору поперечной устойчивости.....32–47
Рулевое управление
Гайка крепления наконечника рулевой тяги.....30–45
Гайка крепления промежуточного вала.....18–27
Крепление рулевого механизма к кузову.....32–47
Гайка крепления рулевого колеса.....40–50
Гайки/болты крепления скобы рулевой колонки.....16–23
Гайки крепления колеса.....90–120
Общие сведения
Автомобили оборудованы радиальными шинами. Не устанавливайте шины различного типа, например радиальные и диагональные, на одном автомобиле, поскольку это негативно отразится на поведении автомобиля на дороге.
Рекомендуется проводить замену шин парами на одной оси. Если заменяется только одна шина, убедитесь, чтобы новая шина имела такой же размер, структуру и рисунок протектора.
Поскольку давление в шине оказывает значительное влияние на работу и износ, проверяйте его на всех шинах по крайней мере один раз в месяц или перед каждой длительной поездкой (табл. 11.1, 11.2). Давление проверяйте и регулируйте на холодных шинах.
Таблица 11.1
Давление в шинах автомобилей с двигателями 1,6 л
Таблица 11.2
Давление в шинах автомобилей с двигателями 2,0 л
|
Рис. 11.1. Появление на протекторе индикаторов износа шины в виде поперечных полос
|
Шины необходимо заменять, когда глубина рисунка протектора достигла минимально допустимого значения 1,6 мм. Шины содержат индикаторы износа, которые проявляются в виде полос, расположенных поперек протектора, когда износ шины превышает предельно допустимый ( рис. 11.1). Давление в шинах и стиль езды влияют на срок службы шин. Прохождение поворотов на большой скорости, чрезмерно быстрое ускорение или замедление, резкое торможение увеличивают износ шин. Сильно изношенные шины очень легко прокалываются и особенно опасны во время эксплуатации при влажной погоде.
По характеру износа протектора шины можно обозначить проблемы в обслуживании или регулировке элементов подвески и шин.
Диски колес необходимо заменять, если они погнуты, поржавели или подверглись действию коррозии, прогнулись, пропускают воздух, в случаях удлинения отверстия под шпильку или если гайки крепления колеса не затягиваются достаточно надежно. Алюминиевые диски особенно подвержены коррозии и легко царапаются. Если на алюминиевые диски попадает соленая или щелочная вода, необходимо как можно скорее смыть ее, поскольку соль и щелочь могут повредить диски.
Балансировка колес важна с точки зрения общей работоспособности и поведения автомобиля при торможении. Разбалансированные колеса неблагоприятно влияют на поведение автомобиля на дороге, уменьшают срок службы шин. Всякий раз при установке шины на колесо надо проводить балансировку в автомастерской, располагающей необходимым оборудованием.
Некоторые модели автомобилей оснащены компактным запасным колесом, которое уменьшает необходимое для хранения место в багажнике и с которым проще обращаться благодаря небольшой массе. Давление в шине запасного колеса проверяйте по крайней мере один раз в месяц. Компактная шина разработана в качестве временной замены для поврежденного стандартного колеса. Постоянное использование компактной шины на скорости более 80 км/ч не рекомендуется. Кроме того, ориентировочный срок службы протектора компактной запасной шины составляет 4800 км пробега автомобиля. Запасное колесо разработано специально для вашей модели автомобиля, поэтому нельзя использовать его на любом другом автомобиле. Диаметр «запаски» меньше диаметра стандартного колеса, поэтому клиренс автомобиля уменьшится приблизительно на 25 мм.
Замена колес
Установите автомобиль на ровной горизонтальной поверхности, затяните стояночный тормоз и включите передачу. На автомобилях с механической коробкой передач включите заднюю передачу, на автомобилях с автоматической коробкой передач установите рычаг селектора в положение «парковка».
Снимите декоративный колпак колеса и ослабьте, но не отворачивайте гайки крепления колеса. Противооткатными упорами заблокируйте колесо, расположенное по диагонали к тому, которое требуется заменить.
Домкратом из комплектации автомобиля поднимите автомобиль до отрыва колеса от земли.
Отверните гайки крепления колеса.
Снимите колесо.
Если заменяется изношенная шина, обеспечьте достаточный зазор по отношению к земле для установки новой шины, затем установите колесо на шпильки крепления колеса.
Нанесите немного смазочного материала или дизельного топлива на резьбу шпильки крепления колеса и навинтите гайки, при этом конусная сторона гайки должна быть направлена к колесу.
Опускайте автомобиль до тех пор, пока шина не коснется земли, а шпильки крепления колеса не установятся по центру в отверстиях колеса.
Затяните гайки крепления колеса равномерно крест-накрест.
Опустите автомобиль и снимите домкрат.
Установите декоративный колпак колеса.
Углы установки колес
Углы установки колес – важный параметр при эксплуатации автомобиля, который значительно влияет на устойчивость автомобиля, износ шин и расход топлива. Различают следующие углы установки колес.
Угол развала – это угол наклона колеса по отношению к дорожному покрытию в вертикальной плоскости. Он может быть положительным, если колеса наклонены наружу, или отрицательным, если колеса наклонены внутрь. Угол развала в основном влияет на поперечные силы.
Схождение колес - определяется как уменьшенная вдвое разность расстояний между передними и задними бортами ободьев колес. Положительное схождение означает, что колеса спереди расположены ближе друг к другу, чем сзади, при измерении на высоте средней точки колеса. Отрицательное схождение означает, что колеса спереди находятся на большем расстоянии друг от друга, чем сзади. Схождение влияет на прямолинейность движения автомобиля и его управляемость, компенсирует результирующие кинематические изменения геометрии подвески под действием силы тяги.
Плечо стабилизации – это расстояние между точкой контакта колеса и точкой пересечения оси поворота колеса с дорогой при виде сбоку. Определяет величину стабилизирующего момента, влияет на курсовую устойчивость и силы в рулевом управлении при прохождении поворота.
Поперечный наклон оси поворота колеса – это угол между осью наклона поворотного кулака и вертикалью, проведенной через точку крепления колеса, если смотреть в продольном направлении автомобиля. Оказывает влияние на силу управления (чувствительность рулевого управления) наряду с другими углами.
За счет углов развала и поперечного наклона оси поворота точки касания колес с дорогой расположены ближе к оси поворотного кулака. Таким образом поддерживается так называемое «плечо обкатки». Чем меньше «плечо обкатки», тем легче управлять автомобилем. Кроме того, удары от неровности покрытия меньше передаются на рулевое управление.
Продольный наклон оси поворота колеса. Ось, относительно которой происходит поворот колеса, размещается в пространстве так, что ее нижняя часть наклонена вперед. Такой угол продольного наклона называется положительным. При положительном значении угла улучшается самопроизвольный возврат колеса в среднее положение после поворота.
Проверку и регулировку углов установки колес необходимо проводить на станции техобслуживания из-за необходимости использования сложного оборудования.
Технические данные
|