10.2. Дисковые тормоза
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Обязательно заменяйте все колодки на одной оси автомобиля, даже если изношена только одна. Если старые тормозные колодки устанавливают снова, перед снятием их необходимо промаркировать.
Работайте с тормозными механизмами каждого колеса по очереди, в случае необходимости тормозной механизм в собранном виде на другом колесе будет выполнять роль оригинала.
Помните, что при работе тормозных колодок образуется пыль от их истирания, которая содержит асбест, вредный для здоровья.
|
Замена тормозных колодок
Снимите крышку с бачка тормозной системы и слейте приблизительно 1 л тормозной жидкости.
Ослабьте болты крепления передних колес, поднимите переднюю часть автомобиля, надежно закрепите на подставках и снимите передние колеса.
|
Рис. 10.2. Передний дисковый тормозной механизм и поворотный кулак: 1 – болт и гайка; 2 – поворотный кулак; 3 – гайка; 4 – защитный кожух переднего тормоза; 5 – узел ступицы переднего колеса; 6 – тормозной диск; 7 – гайки ступицы; 8 – наружная тормозная колодка; 9 – суппорт; 10 – болт и гайка; 11 – болты крепления суппорта; 12 – пустотелый болт крепления тормозного шланга; 13 – втулка; 14 – резиновый колпачок; 15 – штуцер для удаления воздуха; 16 – направляющий палец; 17 – пылезащитный чехол; 18 – уплотнение поршня; 19 – поршень; 20 – пылезащитное уплотнение; 21 – фиксатор
|
Выверните два болта крепления суппорта ( рис. 10.2).
Поверните суппорт вверх, отведя его от тормозного диска. Поддерживайте суппорт руками или закрепите его шпагатом или проволокой на стойке подвески, чтобы он не висел на тормозном шланге.
Отверткой снимите фиксирующие скобы и удалите наружную тормозную колодку. Извлеките шумоизоляционную прокладку с обратной стороны тормозной колодки.
Снимите внутреннюю тормозную колодку, подняв ее из суппорта, и выньте шумоизоляционную прокладку.
Осмотрите чехол суппорта, осторожно отворачивая края чехла, и проверьте отсутствие утечек жидкости. Если утечка обнаружена, снимите суппорт для капитального ремонта или замены.
Вдавите С-образной струбциной поршень до упора в суппорт.
|
Рис. 10.3. Положение установки шумоизоляционных прокладок на тормозные колодки: а – снятые выступы; b – метка, указывающая правую или левую сторону; с – направление вращения тормозного диска
|
Установите шумоизоляционные прокладки на новые тормозные колодки ( рис. 10.3).
Правильно расположите внутреннюю тормозную колодку и защелкните ее на поршне.
Вставьте наружную тормозную колодку и защелкните ее в суппорте.
Опустите суппорт на место.
Вверните болты крепления суппорта и затяните их требуемым моментом.
Несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы тормозные колодки установились с определенным зазором по отношению к тормозному диску, затем наполните бачок тормозной жидкостью.
Установите колеса и опустите автомобиль. Затяните гайки крепления колес требуемым моментом.
Избегайте резкого торможения, насколько это возможно, на первых нескольких сотнях километров пробега автомобиля, пока новые колодки не притрутся полностью.
Снятие и установка суппорта
Снятие
Если необходимо снять суппорт с автомобиля, снимите крышку бачка тормозной системы и откачайте 2/3 объема жидкости.
Ослабьте гайки крепления переднего колеса, поднимите переднюю часть автомобиля, надежно закрепите на подставках и снимите передние колеса.
Если необходимо снять суппорт с автомобиля, отверните пустотелый болт крепления тормозного шланга к суппорту.
Выверните два болта и снимите суппорт с автомобиля. Если нет необходимости снимать суппорт с автомобиля, закрепите его шпагатом или проволокой на стойке подвески, чтобы суппорт не висел на тормозном шланге.
Установка
Осмотрите болты на наличие чрезмерной коррозии и резиновые втулки и чехлы на наличие разрывов и повреждений, заменяя их новыми в случае необходимости. Перед установкой смажьте контактные поверхности болтов и втулок смазочным материалом на литиевой основе, очистите чехлы.
Правильно расположите суппорт по отношению к тормозному диску и поворотному кулаку и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
Подсоедините тормозной шланг (если он снимался) и вверните пустотелый болт. Если тормозной шланг отсоединялся от суппорта, удалите воздух из гидравлического привода тормозной системы.
Убедитесь, что при повороте переднего колеса из одного крайнего положения в другое тормозной шланг не соприкасается с элементами передней подвески и кузовом.
Установите колеса и опустите автомобиль на землю. Затяните гайки крепления колеса.
Если не требуется удаление воздуха из гидравлического привода тормозной системы, несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы тормозные колодки установились с определенным зазором по отношению к тормозному диску.
Проверьте уровень тормозной жидкости, в случае необходимости восполните его.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Предварительно приобретите ремонтный комплект тормозного суппорта для вашей модели автомобиля.
|
Ремонт суппорта
Снимите суппорт и тормозные колодки. Существует два метода извлечения поршня из суппорта. При подсоединенном тормозном шланге и снятых тормозных колодках поршень можно вытолкнуть, используя гидравлическое давление тормозной жидкости и установив вместо тормозных колодок деревянный брусок. Соблюдайте меры предосторожности, чтобы ваши пальцы не попали между поршнем и суппортом. Помощник должен очень медленно нажимать на педаль тормоза для выталкивания поршня наружу, а вы подготовьтесь к напору тормозной жидкости при выходе поршня.
Очистите наружную часть суппорта тормозной жидкостью, денатурированным спиртом или с помощью установки для очистки тормозной системы (никогда не используйте бензин или керосин), затем поместите суппорт на чистый верстак.
Выверните штуцер для удаления воздуха.
Если поршень не был удален, извлеките его из суппорта, для чего подавайте воздух под низким давлением в тормозной цилиндр через отверстие для подсоединения тормозного шланга, установив вместо тормозных колодок деревянный брусок. Используйте давление воздуха, достаточное только для выталкивания поршня из отверстия. Если поршень вылетает с большим усилием, даже если деревянный брусок остается на месте, то поршень может быть поврежден.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При использовании сжатого воздуха для извлечения поршня никогда не держите пальцы перед поршнем в попытке поймать или защитить его, так можно получить серьезную травму.
|
Снимите фиксатор и пылезащитное уплотнение из отверстия поршня суппорта.
Используя деревянный или пластиковый инструмент, выньте уплотнение поршня из канавки в цилиндре суппорта. Использование металлических инструментов может привести к повреждению цилиндра суппорта.
Снимите пылезащитные чехлы, направляющие пальцы и втулки из ушек суппорта.
Очистите оставшиеся детали тормозной жидкостью. Подождите, пока вся тормозная жидкость стечет, и затем энергично встряхните детали, чтобы удалить как можно больше жидкости.
Тщательно исследуйте поршень и цилиндр суппорта на наличие насечек, задиров, следов коррозии и потертостей. Если обнаружены дефекты поверхности, замените детали. Допускается обработка цилиндра суппорта мелкозернистой наждачной бумагой для снятия следов легкой коррозии и пятен. Осмотрите болты, штифты и втулки на наличие следов коррозии и повреждений, по мере необходимости замените изношенные детали.
При сборке смажьте отверстие поршня и уплотнение чистой тормозной жидкостью. Наложите смазочный материал красного цвета из ремонтного комплекта на уплотнение поршня.
Установите уплотнение в канавку цилиндра суппорта.
Наденьте пылезащитное уплотнение на поршень. Нанесите часть смазочного материала оранжевого цвета из ремонтного комплекта на пылезащитное уплотнение, затем установите поршень и пылезащитное уплотнение в цилиндр суппорта. Установите фиксатор пылезащитного уплотнения.
Вверните в суппорт штуцер для удаления воздуха.
|
Рис. 10.4. Места смазки чехлов, направляющих пальцев и штифтов суппорта
|
Смажьте пылезащитные чехлы, направляющие пальцы и штифты смазочным материалом оранжевого цвета и установите в суппорт ( рис. 10.4).
Нанесите небольшой слой смазочного материала на прокладки тормозной колодки (номер 817 549 248 по спецификации Mazda) или специальный шумоизоляционный состав. Не допускайте попадания смазочного материала на поверхности трения. Установите тормозные колодки.
Установите суппорт и удалите воздух из гидравлического привода тормозной системы.
Тормозной диск
Поднимите автомобиль и надежно закрепите на подставках.
Снимите колесо.
Снимите узел тормозного суппорта.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Нет необходимости снимать суппорт с автомобиля, поэтому после выворачивания болтов крепления суппорта закрепите его шпагатом или проволокой на стойке подвески. Не подвешивайте суппорт на тормозном шланге, так как это может вызвать повреждения шланга.
Если необходима замена тормозного диска, замените оба для обеспечения равномерности торможения. При замене тормозных дисков необходимо заменить и тормозные колодки.
|
Медленно поворачивая тормозной диск, визуально проверьте его состояние с двух сторон. Износ тормозного диска от колодок должен находиться в допустимых пределах. Если на диске имеются трещины, замените диск.
|
Рис. 10.5. Использование индикатора часового типа для измерения биения тормозного диска
|
Индикатором часового типа проверьте биение тормозного диска ( рис. 10.5). Закрепите индикатор в любом удобном месте и, проворачивая тормозной диск, определите его биение на небольшом расстоянии от наружного края. Перед проверкой биения тормозного диска убедитесь, что подшипник ступицы в технически исправном состоянии. Если биение превышает максимально допустимое и подшипник исправен, снимите и перешлифуйте тормозной диск. Некоторые мастерские могут перешлифовать тормозной диск без снятия с автомобиля.
Проверьте тормозной диск на наличие трещин, особенно вокруг отверстий под болты крепления колеса, а также на наличие износа или механических повреждений, при необходимости замените его.
Измерьте толщину тормозного диска в нескольких точках. В связи с тем что по периметру тормозного диска есть ступенька, при измерении толщины тормозного диска с использованием штангенциркуля подложите под его губки две монетки. Для определения истинной толщины тормозного диска вычтите из показания штангенциркуля толщину двух монеток.
|
Рис. 10.6. Измерение толщины тормозного диска с использованием микрометра
|
Более точно можно измерить толщину тормозного диска с использованием микрометра ( рис. 10.6).
Если колебания толщины тормозного диска превышают 0,127 мм, при торможении могут возникать пульсации. Если толщина тормозного диска еще достаточна, снимите и перешлифуйте тормозной диск.
Для снятия тормозного диска со ступицы необходимо использовать специальные инструменты и методики, поэтому необходимо снять ступицу с тормозным диском и доставить ее на станцию технического обслуживания для обработки или замены.
|