4.6.2. Рулевой механизм Снятие
|
Рис. 4.10. Рулевой механизм с гидравлическим усилителем рулевого управления: 1 – контргайка; 2 – заглушка опоры рейки; 3 – пружина; 4 – опора рейки; 5 – пробка, 50–70 Н·м; 6 – контргайка 20–30 Н·м; 7, 10 – шариковые подшипники; 8 – корпус рулевого механизма; 9 – рулевая тяга, 80–100 Н·м; 11 – шестерня и клапан в сборе; 12 – роликовый подшипник; 13, 29 – пылезащитные чехлы; 14 – хомут; 15 – стопорное кольцо; 16 – стопор рейки; 17 – зубчатая рейка; 18, 30 – сальники; 19, 22 – уплотнительные кольца круглого сечения; 20, 32 – уплотнительные кольца; 21 – втулка рейки в сборе; 23 – сальник; 24 – стопорная шайба; 25 – рулевая тяга; 26 – хомут; 27 – контргайка наконечника рулевой тяги, 50–55 Н·м;
28 – наконечник рулевой тяги; 31 – трубки; 33 – рулевой механизм
|
Элементы рулевого механизма с гидравлическим усилителем показаны на рис. 4.10.
Слейте жидкость из рулевого механизма с гидравлическим усилителем.
Выверните болт, соединяющий шарнир промежуточного вала и вал шестерни рулевого механизма.
|
Рис. 3.73. Использование съемника (1) для отсоединения шарового шарнира наконечника рулевой тяги от поворотного кулака
|
Извлеките шплинт и на несколько витков отверните гайку крепления цапфы шарового шарнира наконечника рулевой тяги к поворотному кулаку. Съемником 09568–31000 выдавите цапфу шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака (см. рис. 3.73). Шнуром закрепите съемник за ближайший элемент автомобиля.
Ослабьте гайку шарнира, но не отворачивайте ее полностью.
Временно отсоедините передний глушитель.
Выверните болты переднего и заднего роликового стопора.
Выверните шесть болтов крепления поперечины в сборе.
Отсоедините напорный и возвратный шланги от корпуса рулевого механизма.
Выверните болты крепления кронштейнов корпуса рулевой передачи и снимите рулевую передачу вместе с резиновыми прокладками.
Переместите рулевой механизм до упора вправо, затем снимите его, перемещая влево от поперечной балки.
Снимите стабилизатор поперечной устойчивости.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии рулевого механизма соблюдайте осторожность, чтобы не повредить защитные чехлы.
|
Разборка
|
Рис. 4.11. Отворачивание контргайки крепления наконечника рулевой тяги
|
Ослабьте контргайку и снимите с рулевой тяги наконечник ( рис. 4.11).
|
Рис. 4.12. Использование отвертки для снятия пылезащитного чехла с шарового шарнира наконечника рулевой тяги
|
Отверткой снимите защитный чехол шарового шарнира наконечника рулевой тяги ( рис. 4.12).
Снимите ленточный хомут крепления защитного чехла.
Переместите защитный чехол по направлению к рулевой тяге.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При замене защитного чехла убедитесь, что на рейке нет пыли.
|
Отсоедините трубу подачи жидкости от корпуса рулевого механизма.
Медленно перемещая рейку, слейте жидкость из корпуса рулевого механизма.
|
Рис. 4.13. Использование зубила для снятия стопорной шайбы, фиксирующей рулевую тягу и рейку
|
Зубилом снимите стопорную шайбу, фиксирующую рулевую тягу и рейку ( рис. 4.13).
Снимите рулевую тягу с рейки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снимайте рулевую тягу с рейки осторожно, чтобы не перекосить рейку.
|
|
Рис. 4.14. Отворачивание контргайки заглушки опоры рейки
|
Отверните контргайку заглушки опоры рейки ( рис. 4.14).
|
Рис. 4.15. Использование специального приспособления 09565–31300 (1) для выворачивания заглушки упора рейки
|
Специальным приспособлением (09565–31300) выверните заглушку опоры рейки ( рис. 4.15).
|
Рис. 4.16. Расположение деталей опорной вилки рулевой рейки: 1 – втулка; 2 – опора рейки; 3 – опорная пружина; 4 – заглушка упора рейки; 5 – контргайка
|
Извлеките из рулевого механизма опорную пружину, опору рейки и втулку ( рис. 4.16).
Отверните самоконтрящуюся гайку заглушки.
Снимите пылезащитный чехол.
Пассатижами снимите стопорное кольцо.
|
Рис. 4.17. Использование молотка с мягким бойком для выбивания шестерни с клапаном из корпуса рулевого механизма
|
Молотком из мягкого металла выбейте шестерню и клапан вместе с сальником ( рис. 4.17).
|
Рис. 4.18. Использование молотка и зубила для поворота стопора рейки по часовой стрелке: 1 – стопорное кольцо; 2 – стопор рейки
|
Поворачивайте стопор рейки по часовой стрелке до тех пор, пока конец стопорного кольца не выйдет из паза в корпусе рулевого механизма ( рис. 4.18).
Когда конец стопорного кольца выйдет из отверстия цилиндра корпуса рейки, поверните стопор рейки против часовой стрелки и снимите стопорное кольцо.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте осторожны – не повредите рейку.
|
Извлеките стопор рейки, втулку и рейку из корпуса рулевого механизма, перемещая их в сторону поршня.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
После снятия рейки замените сальник корпуса.
|
|
Рис. 4.19. Снятие уплотнительного кольца с втулки рейки
|
Снимите уплотнительное кольцо с втулки рейки ( рис. 4.19).
|
Рис. 4.20. Извлечение сальника из втулки рейки
|
Извлеките сальник из втулки рейки ( рис. 4.20).
Специальным приспособлением (09517– 21400) и молотком извлеките шариковый подшипник из корпуса клапана.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте осторожны, чтобы не повредить цилиндр клапана внутри корпуса рулевого механизма.
|
|
Рис. 4.21. Извлечение игольчатого подшипника (1) и сальника (2) из корпуса рулевого механизма
|
Выбейте игольчатый подшипник из корпуса рулевого механизма ( рис. 4.21).
|
Рис. 4.22. Использование специальных инструментов 09555–21000 (2) и 09573–33100 (1) для извлечения задней шайбы и сальника из рулевого механизма
|
Специальными инструментами (09555– 21000 и 09573–33100) извлеките заднюю шайбу и сальник из рулевого механизма ( рис. 4.22).
Будьте осторожны, чтобы не повредить цилиндр рулевой рейки внутри корпуса рулевого механизма.
Проверка
Проверьте зубья рейки на отсутствие повреждений или износа.
Проверьте контактную поверхность сальника на отсутствие повреждений или износа.
Проверьте рейку на отсутствие изгибов и перекоса.
Проверьте рабочую кромку сальника на отсутствие повреждений или износа.
Проверьте сальник на отсутствие износа или повреждений.
Проверьте поверхность зубьев шестерни клапана на отсутствие повреждений или износа.
Проверьте уплотнительное кольцо на отсутствие повреждений или износа.
Проверьте отсутствие заеданий или ненормального шума при вращении подшипника.
Проверьте подшипник на отсутствие люфта.
Проверьте наличие всех иголок игольчатого подшипника.
Проверьте отверстие цилиндра в корпусе рулевого механизма на отсутствие повреждений.
Проверьте защитные чехлы на отсутствие повреждений, трещин или затвердеваний.
Сборка
Нанесите рекомендуемую жидкость PSF–3 (жидкость для усилителя рулевого управления) на всю поверхность сальника рейки и корпуса рулевого механизма.
|
Рис. 4.23. Использование специальных приспособлений 09573–33100 (1), 09573–21000 (2), 09573–33000 (3) и 09573–21100 (4) для установки задней шайбы и сальника в корпус рулевого механизма
|
Специальными инструментами (09573–21000, 09573–21100, 09573–33000 и 09573–33100) установите опорную шайбу и сальник в картер рулевой передачи в положение, показанное на рис. 4.23.
Нанесите универсальную смазку SAE J310, NLGI №2 на всю поверхность игольчатого подшипника.
|
Рис. 4.24. Использование специального приспособления 09222–21100 (1) для установки игольчатого подшипника (2)
|
Специальным инструментом (09222– 21100) установите игольчатый подшипник в корпус рулевого механизма ( рис. 4.24).
|
Рис. 4.25. Использование специального приспособления 09431–11000 (1) для установки сальника (2)
|
Установите отмеченную сторону сальника на специальном приспособлении (09431– 11000) и установите в корпус рулевого механизма ( рис. 4.25).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Обратите внимание на направление установки сальника.
При установке используйте новый сальник.
|
Смажьте жидкостью PSF–3 для усилителя рулевого управления всю поверхность масляного уплотнительного кольца втулки зубчатой рейки.
Установите масляное уплотнительное кольцо во втулку зубчатой рейки.
|
Рис. 4.26. Использование специального приспособления 09431–14200 (1) для установки уплотнительного кольца (2) во втулку рейки
|
Смажьте жидкостью PSF–3 уплотнительное кольцо круглого сечения и специальным инструментом (09431–14200) установите его на втулку зубчатой рейки ( рис. 4.26).
Смажьте универсальной смазкой SAE J310, NLGI №2 ЕР зубья зубчатой рейки и оберните ее липкой лентой.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не заполняйте смазкой вентиляционное отверстие в рейке.
|
|
Рис. 4.27. Положение втулки (2) и стопора (3) рейки, расположение канавки (1) для стопорного кольца
|
Вставьте рейку в корпус рулевого механизма, затем вставьте втулку и стопор рейки ( рис. 4.27).
|
Рис. 4.28. Положение стопорного кольца, фиксирующего стопор рейки: 1 – паз; 2 – положение стопорного кольца; 3 – стопорное кольцо
|
Нажимайте на стопор рейки до тех пор, пока канавка для стопорного кольца не совместится с отверстием в корпусе рейки, и, поворачивая стопор рейки, установите стопорное кольцо ( рис. 4.28).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Стопорного кольца не должно быть видно через отверстие корпуса рейки.
|
|
Рис. 4.29. Места нанесения жидкости PSF–3 (1) и смазки (2) на шестерню и клапан
|
Нанесите жидкость PSF–3 для усилителя рулевого управления и универсальную смазку SAE J310, NLGI №2 ЕР на шестерню и клапан в сборе, установите его в корпус рулевого механизма ( рис. 4.29).
|
Рис. 4.30. Использование специального приспособления 09222–21100 (1) для установки шарикового подшипника (2)
|
Специальным инструментом 09222–21100 установите шариковый подшипник ( рис. 4.30).
Установите шестерню и клапан в сборе на корпус клапана.
|
Рис. 4.31. Использование специального приспособления 09432–21601 (1) для установки сальника (2)
|
Специальным приспособлением 09432– 21601 установите сальник ( рис. 4.31).
Специальными плоскогубцами установите упорное кольцо.
С шестерней, повернутой до упора по часовой стрелке, затяните самоконтрящуюся гайку.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При установке необходимо использовать новую самоконтрящуюся гайку.
|
Нанесите герметик на резьбовую часть пробки и затяните пробку моментом 50–70 Н·м.
Пробойником зачеканьте пробку в двух местах по окружности.
Установите стопорную шайбу и рулевую тягу, зачеканьте в двух местах края стопорной шайбы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Совместите выступы стопорной шайбы с пазами зубчатой рейки.
Всегда используйте новую стопорную шайбу.
|
Установите в рулевой механизм втулку, опору рейки и пружину (см. рис. 4.16). Перед установкой нанесите герметик на резьбовую часть пробки.
Установите зубчатую рейку в центральное положение. Установите крышку на картер рулевой передачи. Специальным инструментом затяните крышку моментом 20–25 Н·м. Ослабьте крышку на 10° и затяните контргайку моментом 0,6–1,3 Н·м.
После регулировки затяните контргайку пробки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если регулировку нельзя выполнить в пределах угла ослабления крышки, проверьте пробку или замените ее.
|
Затяните трубу требуемым моментом и установите резиновую прокладку на клею.
Нанесите универсальную смазку SAE J310, NLGI №2 ЕР в места крепления чехлов (установочные канавки) на рулевых тягах.
Закрепите чехлы ленточными хомутами.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При установке чехлов необходимо использовать новые ленточные хомуты.
|
|
Рис. 4.32. Положение защитного чехла рулевого механизма
|
Установите чехлы в требуемое положение, соблюдая осторожность, чтобы не перекрутить их ( рис. 4.32).
|
Рис. 4.33. Расположение зажимного кольца (1) при установке пылезащитного чехла шарнира наконечника рулевой тяги
|
Смажьте внутреннюю сторону и кромки пылезащитного чехла шарнира наконечника рулевой тяги универсальной смазкой SAE J310, NLGI №2 ЕР и установите чехол в такое положение, чтобы зажимное кольцо вошло в канавку наконечника рулевой тяги ( рис. 4.33).
|
Рис. 4.34. Место измерения (А=47,2 мм) при регулировке длины рулевой тяги и расположение контргайки (1) наконечника рулевой тяги
|
Установите рулевые тяги так, чтобы длины левой и правой тяг были одинаковыми ( рис. 4.34).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перед установкой наконечников рулевых тяг проверьте их маркировку («L» – левая тяга, «R» – правая тяга).
|
Установка
Установите выступы резиновой крепежной втулки корпуса рулевого механизма так, чтобы они совместились с отверстиями в зажиме и в кронштейне крепления корпуса рулевого механизма.
Проверьте отсутствие утечек жидкости.
Убедитесь, что рулевое колесо поворачивается плавно, без заеданий.
Отрегулируйте схождение передних колес.
Установите остальные детали с учетом требуемых моментов затяжки.
|