13.1. Описание конструкцииДвухвальная карданная передача устанавливается на всех автомобилях с двигателем ЗМЗ-4062 и на части автомобилей с двигателем ЗМЗ-402. На других автомобилях устанавливается одновальная карданная передача, они взаимозаменяемы. Двухвальная передача состоит из промежуточного карданного вала, промежуточной опоры и заднего карданного вала.
Промежуточный карданный вал выполнен из стальной тонкостенной трубы. К заднему торцу промежуточного вала приварен хвостовик с наружными шлицами, а к переднему торцу – вилка, к которой через карданный шарнир крепится скользящая вилка с внутренним шлицевым отверстием и грязеотражателем. Передняя вилка (хвостовик) вставляется в удлинитель картера коробки передач и входит в зацепление со шлицами вторичного вала. При работе задней подвески происходит продольное смещение карданной передачи. При этом хвостовик, перемещаясь, по шлицам вторичного вала коробки передач компенсирует эти сдвиги.
Промежуточная опора представляет собой резиновое кольцо; изнутри к нему привулканизирован подшипник, а снаружи – кронштейн. Слой резины препятствует передаче вибраций на кузов и допускает перемещение карданной передачи вдоль продольной оси автомобиля.
Задний карданный вал выполнен из тонкостенной трубы, к торцам которой приварены вилки. Через карданный шарнир к передней части вала крепится шлицевая вилка средней крестовины. Она надевается на заднюю шлицевую часть промежуточного вала после промежуточной опоры. От смещений по шлицам она фиксируется болтом.
К другой части заднего карданного вала через крестовину присоединен фланец с центровочным пояском. Он крепится четырьмя болтами к фланцу ведущей шестерни главной передачи.
Одновальная карданная передача состоит из тонкостенной трубы с приваренными на концах вилками. Через карданные шарниры к передней части вала крепится скользящая вилка (хвостовик), а к задней – также через карданный шарнир крепится фланец главной передачи с центровочным пояском. Хвостовик вставляется в удлинитель картера коробки передач, а фланец болтами притягивается к фланцу ведущей шестерни заднего моста.
Карданный шарнир состоит из крестовины с четырьмя закрытыми игольчатыми подшипниками. В каждом из них установлено 20 игл диаметром 2 мм. Иглы изготовлены с высокой точностью, подобраны для подшипника в сборе с крестовиной и для разных подшипников не взаимозаменяемы. Поэтому при выходе из строя одного из подшипников замене подлежит весь шарнир. В крестовину ввернута пресс-масленка. Из нее масло по внутренним каналам поступает к подшипникам. Удержание масла внутри подшипников обеспечивается резиновой манжетой с пружиной, при “шприцевании” карданного шарнира пружина растягивается и излишки масла вытекают наружу. Игольчатые подшипники запрессовываются в соосные отверстия вилок и фиксируются в них пружинными стопорными кольцами.
|