2.12.2. Снятие и установка распределительных валовСнятие распределительных валов проводите в следующей последовательности:
- снимите аккумуляторную батарею;
- установите передок автомобиля на опоры и отверните защитный щиток (девять винтов);
|
Рис. 52. Крепление облицовки радиатора
|
- отверните облицовку в нижней части радиатора. Она укреплена в местах, показанных на рис. 52;
- снимите правое переднее колесо и облицовку внутренней части колесной ниши (два винта);
- снимите поликлиновой ремень;
|
Рис. 109. Левый упор от проворачивания (на автомобилях с механической коробкой передач): 1, 2 — винты
|
- на автомобилях с механической коробкой передач ослабьте винты правого упора от проворачивания на два оборота. Это винт 1 ( рис. 109) опоры двигателя и винты 2 подрамника;
- на автомобиле с автоматической коробкой передач ослабьте средний винт правого упора от проворачивания на два оборота. То же самое выполните на упоре гасителя колебаний и стойке;
- на всех автомобилях отсоедините левый упор от проворачивания, но не вынимайте;
|
Рис. 22. Крепление воздухозаборных труб: 1 — болты крепления, 2 — штепсельная вилка, 3 — штекерная колодка, 4 — хомут, 5 — шланг пониженного давления
|
- снимите впускной патрубок в соответствии с рис. 22. Сначала удалите три крепежных винта 1. Затем выньте штекер 3 из датчика и на этой же стороне снимите хомут 4 шланга. В месте, указанном под цифрой 2, выньте многоконтактную штекерную вилку на датчик всасываемого воздуха. На левой стороне находится шланг низкого давления 5. Снимите его;
- снимите воздушный фильтр. Для этого отсоедините вентиляционный шланг между фильтром и крышкой головки блока цилиндров. Вывесите справа резиновое кольцо, поднимите воздушный фильтр из крепления и извлеките его;
|
Рис. 54. Снятие тросика дроссельной заслонки
|
- выньте предохранительный зажим тросика дроссельной заслонки, выведите тросик из зацепления с рычагом и осторожно отложите тросик назад (см. рис. 54);
|
Рис. 110. Расположение некоторых соединений: 1 — манометрический выключатель рулевого управления с усилителем; 2 — кабель «массы» в проушине двигателя; 3 — трубопровод высокого давления рулевого управления с усилителем
|
- отсоедините следующие части: штекер 1 ( рис. 110) манометрического выключателя рулевого управления, кабель «массы» 2 от проушины двигателя и шланг высокого давления 3 вспомогательного насоса рулевого управления;
- отсоедините штекер лямбда-зонда от подвески двигателя;
- установите домкрат под масляный поддон (с деревянной прокладкой между головкой автомобильного домкрата и двигателем/ приводом) и приподнимайте силовой агрегат до тех пор, пока подвеска двигателя не разгрузится;
|
Рис. 32. Места крепления правой подвески двигателя
|
- снимите правую опору двигателя. На рис. 32 показано, как укреплена скоба опоры. Всегда заменяйте самоконтрящиеся гайки новыми. После этого выньте скобу;
|
Рис. 111. Места крепления левого упора
|
- при установленной механической коробке передач снимите упор от проворачивания на левой стороне ( рис. 111). Чтобы вынуть упор, силовой агрегат надо приподнять;
- отверните винты крепления консоли вспомогательного насоса рулевого управления и выньте консоль;
- снимите скобы подвески генератора;
- отверните среднюю и верхнюю защитные крышки зубчатого приводного ремня после того, как вы сняли натяжной ролик приводного ремня;
- снимите наконечники проводов со свечей зажигания. Если вы не знаете принадлежность проводов, промаркируйте наконечники;
- отверните крышку головки блока цилиндров (десять винтов) и снимите уплотнительную прокладку;
- выверните свечи зажигания;
|
Рис. 59. Ослабление натяжения зубчатого приводного ремня: 1 — гайка; 2 — натяжной ролик
|
- ослабьте натяжение зубчатого приводного ремня. Для этого отверните гайку 1 (см. рис. 59) и установите подходящий ключ с внутренним шестигранником. Поверните устройство для натяжения ремня в направлении стрелки и затяните ролик в новом положении. Снимите зубчатый приводной ремень, не испачкайте маслом и не ломайте его, если ремень будет снова использоваться;
|
Рис. 45. Инструмент для удерживания шестерен распределительного вала
|
- ослабьте крепежные винты обоих шкивов распределительных валов, удерживая валы от проворачивания. Прижим, изображенный на рис. 45, лучше всего подходит для этой цели. В противном случае вставьте оправку в одно из отверстий и осторожно законтрите ее о головку блока цилиндров. Снимите оба шкива, промаркировав их место для последующей установки;
|
Рис. 46. Последовательность ослабления крышек подшипников распределительных валов
|
- снимите распределительные валы. Чтобы избежать деформации валов, ослабьте крышки подшипников в определенной последовательности (см. рис. 46). Соответственно ослабьте гайки крышек подшипников в указанной последовательности на пол-оборота так, чтобы их можно было отвинтить от руки. Промаркируйте крышки и снимите их по очереди. Осторожно извлеките оба распределительных вала и удалите радиальные уплотнительные кольца;
- выньте по очереди тарельчатые толкатели и уложите их в последовательности, необходимой для монтажа, или промаркируйте.
Снова установите распределительные валы. Распределительные валы имеют маркировку. Вал для впускных клапанов имеет на конце дополнительный кулачок для датчика положения распределительного вала. Для обеспечения герметичности передних крышек подшипника распределительных валов в соединении с головкой блока цилиндров необходимо небольшое количество герметика.
Установка распределительных валов проводится в следующем порядке:
|
Рис. 61. Места герметизации
|
- смажьте герметиком места на головке блока цилиндров, показанные стрелками на рис. 61, для предшествующих двигателей;
- основательно смажьте маслом опорные шейки распределительных валов и вложите валы в соответствующие укладочные отверстия;
|
Рис. 62. Маркировка крышек распределительных валов
|
- установите крышки подшипников распределительных валов в порядке номеров. Маркировка не совсем обычная, так как первая крышка промаркирована «0» и находится на стороне выпуска. Последующая нумерация осуществляется, как показано на рис. 62. Все числа должны быть видны снаружи;
- вверните все винты крышек и затяните руками. После этого подтяните каждую соответствующую пару винтов в порядке, обратном указанному на рис. 46, на пол-оборота. И снова в том же порядке подтяните винты, пару за парой, моментом 10 Н·м. Окончательно подтяните все винты еще раз в той же последовательности моментом 19 Н·м. Крышки подшипников в процессе затяжки должны оставаться параллельными относительно поверхности головки блока цилиндров;
- установите новые сальники распределительных валов. Масляный сальник забейте либо используйте отрезок трубы диаметром уплотнительного кольца. На трубу привинчивают винт М10 и большую шайбу для запрессовки сальника на вал. Хорошо смажьте рабочие кромки уплотнения;
- насадите шкивы распределительных валов. Шкивы должны свободно вращаться на валах;
|
Рис. 63. Калибр для настройки фаз газораспределения
|
- теперь потребуется калибр для регулировки фаз газораспределения. Установите этот калибр, как показано на рис. 63;
|
Рис. 64. Установка коленчатого вала в верхнюю мертвую точку (ВМТ)
|
- проверните коленчатый вал так, чтобы вырез на шкиву оказался в положении, указанном на рис. 64. Это положение соответствует ВМТ;
|
Рис. 66. Размещение зубчатого приводного ремня: 1 — ремень, 2 — винт
|
- уложите зубчатый приводной ремень в направлении против часовой стрелки на три шкива и устройство для натяжения ремня. Сначала уложите ремень на шкив коленчатого вала, удерживая зубья в зацеплении, проложите слева вокруг нижнего направляющего ролика и натяжного приспособления зубчатого приводного ремня и пропустите петлю вокруг левого шкива распределительного вала. Теперь, прочно удерживая ремень в зацеплении с зубьями шкива распределительного вала, уложите его на правый шкив и, наконец, пропустите вокруг внутренней стороны правого ходового ролика. Следите за тем, чтобы все зубья обеспечивали безупречное зацепление. Укладка ремня показана на рис. 66. Теперь ослабьте гайку 2, после чего устройство для натяжения ремня устремиться внутрь, чтобы обеспечить требуемое натяжение;
- законтрите от проворачивания шкивы распределительных валов и затяните оба винта моментом 68 Н·м. При этом коленчатый вал не должен проворачиваться. После затяжки винтов проверните коленчатый вал на два оборота — вал снова окажется в ВМТ;
- затяните винт устройства для натяжения ремня моментом 38 Н·м;
- убедитесь, что калибр все еще выровнен в соответствии с рис. 63, когда коленчатый вал установлен в ВМТ. В противном случае ослабьте соответствующий шкив распределительного вала и несколько сместите его. Снова затяните винт моментом 68 Н·м;
- установите крышку головки блока цилиндров на новой уплотнительной прокладке. Равномерно затяните винты по окружности сначала моментом 2 Н·м, а затем моментом 7 Н·м;
- вверните свечи зажигания (15 Н·м) и наденьте высоковольтные провода на свечи в соответствии с порядком работы цилиндров;
- установите защитные щитки. При этом обратите внимание на то, чтобы средняя крышка правильно располагалась в нижней крышке;
- установите шкив приводного ремня и затяните моментом 48 Н·м;
- средние винты упоров
- от проворачивания (автоматическая коробка передач) 120
- правый упор от проворачивания на подрамнике (механическая
- коробка передач) 127
- правый упор от проворачивания, средний винт (механическая коробка передач) 48
- левый упор от проворачивания (автоматическая коробка передач) 48
- передняя подвеска 83
- винты колес 130
После установки совершите пробную поездку на автомобиле, чтобы вновь активировать блок управления системой впрыска топлива/ зажигания.
Примечание
Если устанавливались новые распределительные валы, нужно заменить моторное масло и масляный фильтр.
|
Сальники распределительных валов
Замену сальников проводите в следующем порядке:
- обеспечьте доступ к концу распределительного вала с ведущей шестерней так, чтобы можно было отвернуть шкив соответствующего вала и снять его;
- отверните переднюю крышку подшипника и снимите уплотнительное кольцо;
- нанесите герметик на разъемные поверхности передней крышки подшипника и снова наденьте крышку. Крышку попеременно затягивайте то справа, то слева моментом 10 Н·м, и подтяните из из этого положения еще раз моментом 19 Н·м;
- забейте новый сальник на распределительный вал либо впрессуйте отрезком трубы диаметром уплотнительного кольца. На трубу привинчивают винт М10 и большую шайбу для запрессовки сальника на вал. Хорошо смажьте уплотняющие кромки;
- насадите шкив на распределительный вал. Шкив должен свободно вращаться на валу;
- установите и натяните зубчатый приводной ремень, как описано в соответствующем подразделе.
Задний сальник коленчатого вала
Чтобы заменить сальник, снимите коробку передач, маховик и сцепление или приводной шкив (автоматический привод).
Для вытягивания сальника просверлите два маленьких отверстия в кольце. Вверните два самонарезающих винта и осторожно выньте кольцо (с помощью отвертки и щипцов).
|
Рис. 112. Установка сальника
|
Смажьте маслом новое уплотнительное кольцо по уплотнительной кромке и рабочую поверхность коленчатого вала и запрессуйте в картер. Для запрессовки используется диск, который укрепляют двумя винтами на фланце коленчатого вала. Равномерной затяжкой винтов запрессовывайте радиальное уплотнительное кольцо до тех пор, пока диск не будет прилегать к фланцу коленчатого вала ( рис. 112).
После установки сальника установите маховик и равномерно по окружности затяните винты моментом 112 Н·м. Установите сцепление (смотри соответствующий подраздел) и снова установите коробку передач.
|