8.11. Тормозные механизмы задних колес Особенности конструкции
|
Рис. 8.7. Тормозной механизм заднего колеса: 1 – рабочий цилиндр; 2 – верхняя стяжная пружина;
3 – накладка колодки; 4 – щит тормоза; 5 – задний трос; 6 – внутренняя пластина; 7 – передняя тормозная колодка; 8 – нижняя стяжная пружина колодок; 9 – заклепки; 10 – маслоотражатель; 11 – пружина
заднего тороса; 12 – наконечник заднего троса; 13 – задняя тормозная колодка; 14 – опорная стойка колодки; 15 – разжимной рычаг привода стояночного тормоза; 16 – распорная планка колодок; 17 – резиновые подушки; 18 – палец рычага ручного привода колодок
|
Тормозной механизм заднего колеса ( рис. 8.7) барабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабанами. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в рабочем цилиндре.
|
Рис. 8.8. Рабочий цилиндр: 1 – упор колодки; 2 – защитный колпачок; 3 – корпус цилиндра; 4 – поршень; 5 – уплотнитель; 6 – опорная тарелка; 7 – пружина; 8 – сухари; 9 – упорное кольцо; 10 – упорный винт; 11 – штуцер; А – прорезь на упорном кольце
|
Его основным элементом является разрезное упорное кольцо 9 ( рис. 8.8), установленное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25–1,65 мм.
Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 2 и 8 (см. рис. 8.7) тормозных колодок.
Когда из-за износа накладок зазор 1,25–1,65 мм полностью выбирается, буртик на упорном винте 10 (см. рис. 8.8) прижимается к буртику кольца 9, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорного кольца. Таким образом автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном.
Снятие и установка тормозного барабана
Тормозной барабан снимают для его замены при повреждении или износе рабочей поверхности, а также для контроля состояния тормозных механизмов и для замены тормозных колодок и рабочих цилиндров.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Работу выполняйте на автомобиле с вывешенными задними колесами (на подъемнике или автомобиле, установленном с помощью домкрата на опоры). Рычаг привода стояночного тормоза должен быть опущен до упора вниз (автомобиль расторможен).
|
Вам потребуются: ключи «на 12», отвертка, две монтажные лопатки.
1. Включите I передачу и установите упорные бруски под передние колеса.
|
2. Проверьте: рычаг стояночного тормоза должен быть опущен до упора вниз (автомобиль расторможен).
|
3. Снимите заднее колесо.
|
|
4. Для удобства работы снимите декоративный колпак. Однако при замене барабана колпак можно не снимать.
|
5. Смочите зазор между барабаном и фланцем полуоси какой-либо легкопроникающей жидкостью (керосином, WD-40 и т.п.).
|
|
|
6. Выверните два болта (на фото виден один) крепления тормозного барабана к полуоси.
|
7. Строньте барабан с полуоси легкими ударами молотка.
|
|
|
8. Если барабан не снимается усилием рук, сбейте его молотком, используя деревянный брусок, или...
|
9. ...спрессуйте, равномерно заворачивая болты в два резьбовых отверстия барабана.
|
|
10. Снимите тормозной барабан.
|
11. При установке прежнего барабана снимите напильником буртик на рабочей поверхности барабана, образовавшийся в результате износа.
|
12. Установите барабан в порядке, обратном снятию. Предварительно зачистите от коррозии посадочный поясок полуоси, смажьте его графитовой смазкой или смазкой ЛСЦ-15 и сведите колодки с помощью двух монтажных лопаток.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Учтите, что при вдавливании поршней в цилиндры повышается уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. При необходимости откачайте жидкость.
|
13. Проверьте легкость вращения колеса. Допускается легкое задевание барабана о колодки. На стоящем на земле автомобиле 2–3 раза нажмите на педаль тормоза, чтобы подвести колодки к барабану.
|
Замена защитных колпачков рабочего цилиндра
При повреждении защитных колпачков рабочего цилиндра во внутреннюю полость цилиндра попадают дорожная грязь и влага, вызывающие коррозию зеркала цилиндра и течь тормозной жидкости. Поэтому, если во время проверки состояния тормозной системы (см. «Проверка и регулировка тормозной системы») обнаружены повреждения колпачков, обязательно замените их.
ПРИМЕЧАНИЕ
Своевременная замена защитных колпачков поможет продлить срок службы рабочих цилиндров, замена которых значительно сложнее и дороже.
|
Вам потребуются: отвертка, бородок.
1. Снимите тормозной барабан (см. «Снятие и установка тормозного барабана»).
|
|
2. Отсоедините верхнюю стяжную пружину 1 от колодок 2.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Есть еще один способ вывести верхние концы колодок из пазов поршня, не отсоединяя пружину. Для этого надо воспользоваться стояночным тормозом (см. «Замена рабочего цилиндра заднего тормозного механизма»).
|
3. Отведите тормозные колодки в стороны, насколько позволяют прижимные пружины.
|
|
4. Подденьте отверткой защитный колпачок и снимите его с проточки на цилиндре.
|
5. Снимите колпачок с поршня.
|
6. Второй колпачок снимайте аналогично.
|
7. Установите новые колпачки так, чтобы их внутренние посадочные пояски вошли в проточки на цилиндре. Проверьте, чтобы колпачки были установлены на место без перекосов.
|
8. Сведите колодки и с помощью бородка установите снятый конец верхней пружины в отверстие колодки.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Проконтролируйте, чтобы верхние концы колодок вошли в гнезда на поршнях колесного цилиндра.
|
9. Установите тормозной барабан и колесо.
|
Замена рабочего цилиндра заднего тормозного механизма
Если в процессе эксплуатации появились следы подтекания тормозной жидкости на тормозном барабане и внутренней стороне колеса, замените рабочий цилиндр. Ремонт рабочего цилиндра часто не приводит к положительным результатам, к тому же для этого нужны специальные приспособления. Поэтому рекомендуется заменять цилиндр в сборе.
Вам потребуются: ключ «на 10» и специальный ключ для гаек тормозных трубок.
1. Включите I передачу и установите упорные бруски под передние колеса.
|
2. Снимите соответствующее колесо.
|
3. Очистите от грязи место крепления тормозной трубки и болты крепления тормозного цилиндра с обратной стороны тормозного щита. Чтобы легче отвернуть болты крепления цилиндра и гайку крепления тормозной трубки, нанесите на резьбовые соединения жидкость WD-40.
|
4. Снимите тормозной барабан (см. «Снятие и установка тормозного барабана»).
|
|
|
5. Поднимите рычаг стояночного тормоза, при этом верхние концы колодок выйдут из пазов поршня.
|
6. Отверните гайку крепления тормозной трубки к рабочему цилиндру и...
|
|
|
7. ...заглушите отверстие трубки, например колпачком клапана выпуска воздуха.
|
8. Отверните два болта крепления рабочего цилиндра, придерживая его с другой стороны, и...
|
|
9. ...снимите рабочий цилиндр.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
После длительной эксплуатации гайка тормозной трубки «срастается» с трубкой в одно целое, и при попытке отвернуть гайку трубка скручивается и ломается. В этом случае только немного строньте гайку трубки, затем выверните болты крепления цилиндра и отсоедините его от трубки, свинчивая цилиндр с ее гайки. После отсоединения цилиндра от трубки подвижность освободившейся гайки можно восстановить, смочив ее тормозной жидкостью и поворачивая гайку ключом попеременно в обе стороны.
|
10. Устанавливайте рабочий цилиндр в порядке, обратном снятию.
|
11. Прокачайте тормозную систему (можно только рабочий цилиндр на заменяемом колесе).
|
12. Обязательно установите защитный колпачок на клапан выпуска воздуха.
|
Замена тормозных колодок заднего тормозного механизма
Минимально допустимая толщина фрикционных накладок тормозных колодок – 1,5 мм.
Замените колодки в следующих случаях:
– толщина фрикционных накладок менее допустимой;
– поверхность накладок замаслена;
– фрикционная накладка непрочно соединена с основанием;
– накладки имеют глубокие борозды и сколы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Не применяйте бензин, дизельное топливо или какие-либо другие минеральные растворители для очистки тормозов.
Колодки заменяйте в тормозных механизмах обоих задних колес одновременно.
Недопустима замена передней и задней колодок между собой, а также между левым и правым колесом. Это может привести к неравномерному торможению.
|
Вам потребуются: пассатижи или отвертка, две монтажные лопатки.
1. Включите I передачу и установите упорные бруски под передние колеса.
|
2. Проверьте: рычаг стояночного тормоза должен быть опущен до упора вниз (автомобиль расторможен).
|
4. Если уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра находится на отметке «MAX» или приближается к ней, откачайте из бачка часть жидкости. Иначе при замене колодок она может выплеснуться.
|
5. Снимите тормозной барабан (см. «Снятие и установка тормозного барабана»).
|
|
|
6. Снимите нижнюю стяжную пружину плоскогубцами или...
|
7. ...отверткой.
|
|
|
8. Поверните верхнюю чашку прижимной пружины на 90° и...
|
9. ...снимите ее вместе с пружиной и нижней чашкой. Выньте из щита тормоза стержень прижимной пружины.
|
10. Аналогично снимите вторую прижимную пружину.
|
|
11. Снимите колодки в сборе с распорной планкой и верхней пружиной и,...
|
12. ...отведя рычаг, отсоедините трос стояночного тормоза.
|
|
13. Удерживая ногой одну из колодок, растяните пружину и снимите распорную планку.
|
14. Снимите верхнюю стяжную пружину.
|
|
|
15. Для замены задней колодки расшплинтуйте палец рычага привода стояночного тормоза.
|
16. Снимите шайбу, рычаг и...
|
18. Установите снятые детали привода стояночного тормоза на новую тормозную колодку в последовательности, обратной снятию.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Для предотвращения заедания привода стояночного тормоза смажьте рабочую поверхность пальца тонким слоем консистентной смазки.
|
19. Устанавливайте колодки в порядке, обратном снятию.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Установив колодки, сведите их, надавив на них двумя монтажными лопатками.
|
20. Установите тормозной барабан.
|
21. Нажмите несколько раз на педаль тормоза для установки поршней колесных цилиндров в рабочее положение.
|
22. Установите на место колесо. Проверьте легкость его вращения.
|
23. Аналогично замените тормозные колодки тормозного механизма другого колеса.
|
24. После установки тормозных колодок отрегулируйте стояночную тормозную систему (см. «Проверка и регулировка стояночного тормоза»).
|
|