12.1. Рекомендации по применению моторных масел
|
Рис. 6–1. Вязкость моторных масел
|
Общие сведения
В автомобилях применяется система смазки двигателя под давлением. Масло из масляного поддона через сетчатый фильтр и фильтр тонкой очистки подается под давлением масляным насосом. Перепускной клапан в масляном насосе поддерживает необходимое давление в системе смазки двигателя. Если давление в системе смазки двигателя превышает определенный уровень, открывается перепускной клапан и часть масла стекает обратно в масляный поддон.
Проходя через масляный фильтр, очищенное масло поступает в главную масляную магистраль. В ней установлен датчик аварийного падения давления масла, который, включая контрольную лампу в комбинации приборов, сигнализирует о низком давлении масла. В масляном фильтре есть перепускной клапан, через который в случае сильного загрязнения фильтра неочищенное масло поступает сразу в масляную магистраль.
Из главной магистрали по каналам масло под давлением подается для смазки коренных подшипников коленчатого вала и далее через каналы в коленчатом валу к шатунным подшипникам. Для охлаждения поршней масло через форсунки разбрызгивается на нижнюю часть поршней.
По каналам масло подается к головке блока цилиндров для смазки подшипников распределительных валов и в гидравлические толкатели.
Вязкость масла
Вязкость (рис. 6 –1) характеризует текучесть масла, которая зависит от температуры. По мере увеличения температуры масло становится более текучим. Это ухудшает способность масла к сцепляемости и устойчивости выдерживать высокое контактное давление. При охлаждении масло густеет, уменьшается текучесть и возрастает внутреннее трение. Для двигателя необходимо применять моторное масло оптимальной вязкости, которая зависит от конструкции, режима работы, степени износа, температуры окружающей среды и других факторов.
При пуске холодного двигателя масло должно быть в достаточной степени жидким для того, чтобы чрезмерно не перегружать двигатель. Кроме того, после пуска оно должно быстрее проникать во все места смазки.
Вязкость масла выражается в условных единицах – степенях вязкости SAE (Society of Automotive Engineers – Ассоциация автомобильных инженеров США), например SAE 30, SAE 10. Высокий показатель SAE соответствует густому маслу, низкий – характеризует жидкое масло.
Всесезонные масла
В двигателях автомобилей предпочтительно использовать всесезонные масла. Преимущество всесезонных масел состоит в том, что их не нужно выбирать в зависимости от времени года. Их изготовляют на основе жидкого масла (типа 10W). В нагретом состоянии это масло стабилизируется так называемым загустителем, что обеспечивает соответствующие смазочные качества масла при различной температуре. При использовании всесезонного масла следует применять современные марки с широким температурным диапазоном вязкости, например SAE 10W–40, 15W–50.
Буква W («winter» – зима) в обозначении SAE характеризует пригодность использования масла в зимний период.
Масло с повышенными смазочными свойствами
Масла с повышенными смазочными свойствами представляют собой всесезонные масла, которые, помимо прочих добавок, содержат вещества, уменьшающие коэффициент трения. Применение таких масел уменьшает расход топлива на 2%. При их производстве используются специальные исходные компоненты (синтетические масла).
Классы вязкости и диапазон использования масла
Поскольку диапазоны использования соседних классов SAE перекрываются, можно не обращать внимание на кратковременные температурные колебания. Допускается смешивание масел различных классов вязкости, если требуется доливка масла, а окружающая температура уже не соответствует классу вязкости масла, залитого в двигатель.
При температуре воздуха ниже –20 °С в течение длительного времени рекомендуется заливать масло SAE 5W–20.
Моторные масла CD, которые производитель обозначает как масла для дизельных двигателей, непригодны для бензиновых двигателей. Существуют масла, применение которых возможно в двигателях двух типов, в этом случае на емкости с маслом указываются оба обозначения, например SG/ CD.
Нельзя вводить в масло дополнительные добавки, независимо от их вида и назначения.
Моторные масла
Для современных двигателей следует использовать только масла HD с повышенными смазочными свойствами, улучшенными за счет различных присадок. Они улучшают антикоррозионную защиту, наилучшее изменение вязкости, моющее и растворяющее действие, препятствуют окислению и образованию шлаков. Моющее и растворяющие присадки не только уменьшают образование остатков в двигателе, но и одновременно обладают способностью эти остатки и прочие загрязнения в моторном масле растворять и держать во взвешенном состоянии так, чтобы они удалялись вместе со сливаемым маслом при его замене.
Качество масел HD определяется по системе API (American Petroleum Institut). Европейские производители также придерживаются этой системы.
Марки масел обозначают двумя буквами. Первая буква характеризует область применения: S (servise) предназначены для бензиновых двигателей; С (сommercial) предназначены для дизельных двигателей.
Вторая буква определяет марку масла в алфавитном порядке.
Маслами высшего сорта по классификации API являются SG для бензиновых двигателей и CD для дизельных двигателей.
Бензиновые двигатели
А – всесезонные масла с повышенными антифрикционными свойствами, спецификация VW 500 00.
В – всесезонные масла, спецификация VW 501 01.
– всесезонные масла, спецификации API–SF или SG.
Дизельные двигатели
А – всесезонные масла с повышенными антифрикционными свойствами, спецификация VW 500 00 (для дизельных двигателей с турбонаддувом только в смеси с маслом, спецификация VW 505 00).
В – всесезонные масла, спецификация VW 505 00 (неограниченно для всех дизельных двигателей).
– всесезонные масла, спецификация API–CD (для дизельных двигателей с турбонаддувом только в случае крайней необходимости для доливки).
– всесезонные масла, спецификация VW 501 01 (для дизельных двигателей с турбонаддувом только в смеси с маслом, спецификация VW 505 00).
Расход масла
Расход масла – это количество масла, необходимое для обеспечения процесса сгорания топливовоздушной смеси. Расход масла не включает потери масла из–за негерметичности системы смазки двигателя. Расход масла определяется температурой и давлением при работе двигателя. На расход масла также влияют условия эксплуатации автомобиля и манера вождения. Максимальный расход масла –1 л на 1000 км пробега автомобиля.
Предупреждение
Технические данные
Давление масла (при температуре не ниже 80 °С) на холостом ходу/ при 3000 мин–1, бар:
бензиновые двигатели 2,8 л 1–2/ 3–5
бензиновые двигатели 3,7 и 4,2 л 1–2,5/ 3–5
дизельные двигатели 2,5 л 0,8/ 2,0
Моменты затяжки, Н*м
Дизельный двигатель 2,5 л
|
|
Нижняя секция поддона к верхней секции поддона
|
10
|
Труба слива охлаждающей жидкости к поддону
|
10
|
Пробка слива масла
|
25
|
Пробка слива охлаждающей жидкости к трубе
|
10
|
Масляный насос к блоку цилиндров
|
22
|
Нагнетательный маслопровод к масляному насосу
|
10
|
Нагнетательный маслопровод к верхней секции масляного поддона
|
10
|
Маслопровод балансировочного вала к масляному насосу
|
10
|
Маслопровод к кронштейну балансировочного вала
|
10
|
Промежуточная звездочка к верхней секции масляного поддона
|
10
|
Перегородка к кронштейну балансировочного вала
|
10
|
Звездочка масляного насоса к масляному насосу
|
22
|
Звездочка балансировочного вала
|
45
|
Кронштейн масляного фильтра к блоку цилиндров
|
10
|
Механический клапан системы рециркуляции отработавших газов к впускному коллектору
|
22
|
Труба системы рециркуляции отработавших газов к переходному элементу
|
22
|
Труба системы рециркуляции к передней секции впускного коллектора
|
10
|
Труба подачи масла к кронштейну масляного фильтра
|
10
|
Дизельный двигатель 3,3 л
|
|
Нижняя секция поддона к верхней секции поддона
|
10
|
Пробка слива масла
|
50
|
Хомут крепления шланга
|
2
|
Верхняя секция масляного поддона к блоку цилиндров
|
14
|
Кронштейн насоса усилителя рулевого управления и компрессора кондиционера
|
40
|
Насос усилителя рулевого управления к кронштейну
|
22
|
Труба системы охлаждения к верхней секции масляного поддона
|
10
|
Направляющая труба для указателя (щупа) уровня масла к головке блока цилиндров
|
10
|
Звездочка цепи к масляному насосу
|
34,5
|
Натяжное устройство цепи к масляному насосу
|
10
|
Болты крепления масляного насоса
|
30
|
Успокоитель в масляном поддоне к верхней секции масляного поддона
|
10
|
Кронштейн масляного фильтра:
|
|
M8 – 22
|
22
|
M10 – 45
|
45
|
Пробка маслосливного отверстия в крышке масляного фильтра
|
10
|
Датчик аварийного падения давления масла F1 к кронштейну масляного фильтра
|
25
|
Бензиновый двигатель 2,8 л
|
|
Нижняя секция поддона к верхней секции поддона
|
10
|
Пробка маслосливного отверстия
|
40
|
Воздуховод к впускному коллектору
|
22
|
Масляный теплообменник к верхней секции масляного поддона
|
30
|
Верхняя секция масляного поддона к блоку цилиндров
|
10
|
Верхняя секция масляного поддона к коробке передач:
|
|
болты M – 8
|
25
|
болты M – 10
|
45
|
Труба маслоприемника к масляному насосу
|
10
|
Опора компенсатора крутящего момента к верхней секции масляного поддона
|
42
|
Масляный насос к блоку цилиндров:
|
|
болты M6
|
10
|
болт M20
|
30
|
Натяжной ролик зубчатого ремня к масляному насосу
|
22
|
|