2.2.5. Проверка и замена свечей зажигания (бензиновые двигатели)Для снятия и установки свечей зажигания применяют специальный свечной ключ. Перед снятием свечей зажигания дайте двигателю остыть и очистите щеткой ниши вокруг свечей в головке блока цилиндров. При замене используйте только рекомендованные заводом-изготовителем свечи. На бензиновые двигатели устанавливают свечи следующих марок и их аналогов:
При повторной установке или установке новых свечей проверьте межэлектродный (искровой) зазор и отрегулируйте его (если он регулируется вручную). Для этого отогните или подогните боковой электрод.
Перед снятием высоковольтных проводов со свечей зажигания поставьте на них метки маркером, чтобы потом правильно подсоединить их. При снятии провода тяните только за его наконечник.
Снятую свечу осмотрите, а затем, если она будет устанавливаться повторно, очистите щеткой и (или) продуйте сжатым воздухом.
|
Рис. 2.4. Нормальное состояние свечи зажигания
|
По внешнему виду свечи можно судить об условиях ее работы и состоянии двигателя. Свеча ( рис. 2.4), работающая в нормальных условиях, имеет коричневый или серовато-желтый цвет изолятора и электродов.
|
Рис. 2.5. Отложения сажи на свече зажигания
|
Отложение сухой сажи (копоти) ( рис. 2.5) указывает на богатую топливно-воздушную смесь или позднее зажигание. Это приводит к пропускам зажигания, затрудненному пуску и неустойчивой работе двигателя. При этом проверьте и при необходимости замените воздушный фильтр, проверьте и отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере карбюратора (карбюраторные двигатели), и установку момента зажигания.
|
Рис. 2.6. Масляные отложения на свече зажигания
|
Масляные отложения ( рис. 2.6) на электродах и изоляторе вызваны попаданием масла в камеру сгорания через направляющие втулки клапанов или через поршневые кольца. При этом наблюдается затрудненный пуск двигателя, пропуски в работе цилиндра и подергивание работающего двигателя (его неустойчивая работа).
|
Рис. 2.7. Обгорание электродов свечи зажигания
|
Глянцевый белый изолятор центрального электрода, обгоревшие электроды и отсутствие отложений ( рис. 2.7) являются симптомами перегрева свечи, который сокращает ее ресурс. Причинами могут быть несоответствие типа свечи, рекомендуемого для данного двигателя, раннее зажигание, бедная смесь, подсос воздуха во впускной трубопровод. Перегрев двигателя и, соответственно, перегрев свечей может быть вызван недостаточным уровнем охлаждающей жидкости и засоренностью радиатора.
|
Рис. 2.8. Оплавление электродов свечи зажигания
|
Оплавленные электроды, белый изолятор (или загрязненный попадающими на него отложениями из камеры сгорания при пропуске зажигания) ( рис. 2.8) свидетельствуют о раннем зажигании. При этом необходимо проверить соответствие типа свечей зажигания, установку момента зажигания, состав топливно-воздушной смеси, работу систем охлаждения и смазки.
|
Рис. 2.9. Изменение цвета изолятора
|
Желтоватый изолятор, покрытый глазурью ( рис. 2.9), указывает на значительное повышение температуры в камере сгорания при резком ускорении автомобиля. Отложения на свече становятся токопроводящими — это вызывает пропуски в искрообразовании на высоких скоростях. Необходимо установить новые свечи зажигания.
|
Рис. 2.10. Межэлектродный мостик
|
Отложения забили искровой зазор и образовали мостик между электродами ( рис. 2.10). В этом случае свеча перестает работать и цилиндр выключается из работы. Необходимо удалить отложения между электродами или заменить свечу.
|
Рис. 2.11. Отложения присадок на электродах
|
Большое количество светло-коричневых отложений, покрывающих коркой центральный и боковой электроды ( рис. 2.11), приводят к изоляции электродов, вызывают пропуски в искрообразовании и перебои в работе двигателя при разгоне. Они могут выделяться из присадок к маслу или бензину. Если чрезмерное количество отложений образуется за короткое время или при небольшом пробеге, то необходимо заменить маслосъемные колпачки. Также возможной причиной является низкое качество бензина, в этом случае необходимо сменить место заправки.
|
Рис. 2.12. Износ электродов
|
Свечи с закругленными электродами с небольшим количеством отложений на них и нормальным цветом ( рис. 2.12) могут приводить к затруднению пуска двигателя в холодную или влажную погоду и к ухудшению топливной экономичности. Необходимо заменить свечи на новые с теми же характеристиками.
|
Рис. 2.13. Растрескивание или сколы изолятора
|
Растрескивание или сколы изолятора ( рис. 2.13) свидетельствует о детонационном сгорании топлива. Осколки изолятора могут стать причиной повреждения поршня. Необходимо заменить свечи; убедиться в использовании топлива с требуемым октановым числом; отрегулировать момент зажигания.
|
Рис. 2.14. Нагар на изоляторе
|
Нагар прилипает к изолятору свечи ( рис. 2.14), отрываясь от днища поршня или стенки камеры сгорания при высокой частоте вращения коленчатого вала. Необходимо очистить свечи или заменить их на новые.
|
Рис. 2.15. Механические повреждения свечи зажигания
|
Механические повреждения свечи ( рис. 2.15) могут быть вызваны инородными предметами, попавшими в камеру сгорания. Это приводит к разрушению свечи, отключению цилиндра и повреждению поршня. Необходимо удалить инородный предмет из цилиндра и (или) заменить свечу.
Перед повторной установкой свечи зажигания очистите резьбу и проверьте целость всех нитей резьбы. При установке следите за отсутствием перекоса свечи. Для облегчения установки вставьте свечу в обрезок резинового шланга и вверните ее на несколько оборотов за конец шланга. Затем затяните свечным ключом. Момент затяжки свечей зажигания 25 Н·м.
Описание остальных работ, выполняемых при техническом обслуживании автомобиля, можно найти в соответствующих разделах.
Свечи зажигания
|