10.8.5. Проверка и замена датчиков системы управления двигателем
Датчик верхней мертвой точки и частоты вращения коленчатого вала, состоящий из магнита и обмотки, установлен сверху на картере сцепления.
При возникновении неисправности в цепи датчика двигатель перестает работать, контроллер заносит в память код неисправности и включает сигнальную лампу в комбинации приборов. В этом случае проверьте датчик и зубчатый венец на отсутствие зубьев, биение или другие повреждения.
Вам потребуются: ключ «на 10», тестер.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
|
|
|
2. Разъедините колодку жгута проводов датчика.
|
3. Выверните два болта крепления датчика...
|
5. Установите датчик верхней мертвой точки и скорости вращения коленчатого вала в последовательности, обратной снятию.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Для того чтобы убедиться в корректности работы системы впрыска топлива после замены датчика верхней мертвой точки и скорости вращения коленчатого вала или маховика, необходимо с помощью специального прибора выполнить проверку, которая включает в себя следующее:
|
– замедление автомобиля с прекращением подачи топлива на 2, 3, 4 или 5-й передаче при частоте вращения двигателя 3500–3000 мин–1 не менее 2 с;
– повторное замедление с прекращением подачи топлива на 2, 3, 4 или 5-й передаче при частоте вращения двигателя 2400–2000 мин–1 не менее 3 с;
– проверку наличия кодов неисправностей и в случае необходимости устранение неисправностей;
– стирание кодов.
Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в торце головки блока цилиндров со стороны 1-го цилиндра.
Датчик представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом: электрическое сопротивление датчика уменьшается с повышением температуры. ЭБУ обрабатывает сигнал датчика и устанавливает оптимальное обогащение рабочей смеси при прогреве двигателя.
Вам потребуются: ключ «на 21», отвертка с плоским лезвием, тестер, термометр.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
|
|
|
3. Отожмите отверткой фиксатор...
|
4. ...и отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.
|
|
5. Ослабьте ключом затяжку датчика и выверните его рукой.
|
6. Установите детали в порядке, обратном снятию.
|
7. Залейте охлаждающую жидкость.
|
Датчик положения дроссельной заслонки представляет собой потенциометр, который установлен на оси дроссельной заслонки. Вращение оси заслонки вызывает изменение напряжения сигнала датчика, по которому ЭБУ определяет степень открытия дроссельной заслонки.
При нарушении работы двигателя на холостом ходу или ухудшении разгонной динамики проверьте датчик и его разъем.
Вам потребуются: ключ TORX T20, тестер.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
|
|
|
3. Отожмите фиксатор и отсоедините от датчика колодку жгута проводов.
|
4. Подсоедините тестер в режиме измерения сопротивления к выводам «В» и «С» датчика.
|
|
|
5. Измерьте сопротивление на выводах датчика при полностью закрытой дроссельной заслонке. Оно должно составлять 2,3–2,4 кОм.
|
6. Поверните рукой дроссельную заслонку до полного ее открытия и снова измерьте сопротивление. Оно должно быть 1,3–1,4 кОм.
|
|
|
7. Для замены датчика выверните два болта его крепления (для наглядности показано на снятом дроссельном узле)...
|
8. ...и снимите датчик положения дроссельной заслонки.
|
9. Установите детали в порядке, обратном снятию.
|
Датчик абсолютного давления (разрежения) во впускной трубе установлен на впускной трубе. Датчик фиксирует изменение давления (разрежения) во впускной трубе в зависимости от изменения нагрузки и частоты вращения коленчатого вала двигателя и преобразует их в напряжение выходного сигнала. В зависимости от сигнала датчика ЭБУ рассчитывает количество воздуха, поступившего в двигатель.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
|
|
|
2. Отожмите фиксатор...
|
3. ...и отсоедините колодку жгута проводов от датчика.
|
|
4. Аккуратно снимите датчик абсолютного давления, преодолев сопротивление уплотнительных резиновых колец (штуцер датчика установлен с натягом в отверстии впускной трубы).
|
5. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
|
Датчик температуры воздуха во впускной трубе установлен на впускной трубе рядом с дроссельным узлом. Датчик представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом: электрическое сопротивление датчика уменьшается с повышением температуры. По информации о температуре воздуха от датчика электронный блок управления регулирует количество впрыскиваемого топлива.
Вам потребуется отвертка с плоским лезвием.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
|
|
|
3. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика, сжав пальцами пружинный фиксатор.
|
4. Подденьте отверткой...
|
6. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
|
Датчик детонации, прикрепленный к блоку цилиндров между 2-м и 3-м цилиндрами, улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.
Работу по замене датчика удобнее выполнять на автомобиле, установленном на подъемнике, так как сверху доступ к датчику сильно затруднен.
Вам потребуется ключ «на 24».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
|
|
|
2. Сожмите фиксатор и отсоедините от датчика колодку жгута проводов.
|
3. Выверните датчик детонации...
|
5. Установите детали в порядке, обратном снятию.
|
Датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) установлен на выпускном коллекторе. На некоторых автомобилях второй датчик установлен за каталитическим нейтрализатором. Датчик измеряет содержание кислорода в отработавших газах и преобразует измеренную величину в напряжение сигнала, который подается на электронный блок управления двигателем. Используя сигналы датчика, ЭБУ управляет впрыском топлива таким образом, чтобы получить расчетный состав топливовоздушной смеси.
Если датчик концентрации кислорода неисправен, токсичность отработавших газов может резко повыситься.
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 22».
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
|
|
|
2. Отожмите фиксатор...
|
3. ...и разъедините колодку жгута проводов.
|
|
|
4. Снимите колодку с кронштейна, сдвинув ее вперед.
|
5. Отверните три гайки...
|
|
|
6. ...и снимите термоэкран.
|
7. Извлеките провод из держателя.
|
|
|
8. Ослабьте затяжку...
|
9. ...и выверните датчик из выпускного коллектора.
|
10. Установите датчик в порядке, обратном снятию.
|
Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач и представляет собой датчик Холла. Он выдает на электронный блок управления двигателем импульсный сигнал, пропорциональный частоте вращения ведущих колес.
1. Для замены датчика скорости отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
|
|
|
2. Отожмите фиксатор...
|
3. ...и отсоедините колодку жгута проводов от датчика скорости.
|
|
|
4. Аккуратно подденьте отверткой датчик...
|
5. ...и извлеките его из картера коробки передач.
|
6. Установите датчик скорости в порядке, обратном снятию.
|
|