12.4.2. Обслуживание сборки главной передачи
|
Для выполнения описываемых ниже процедур потребуются следующие специальные инструменты: гаечный ключ Стиллсона и съемник фланца ведущей шестерни (для замены сальника ведущей шестерни); перечисленные выше инструменты, плюс съемник для подшипников (для разборки); пресс с опорными пластинами, чувствительный динамометрический ключ низкого диапазона измерения и циферблатный измеритель (для сборки).
|
Замена сальника ведущей шестерни
|
- Поддомкратьте задок автомобиля и установите его на подпорки, заведенные под лонжероны рамы.
- Выверните сливную пробку и спустите масло из картера заднего моста.
- Пометьте положение заднего карданного вала по отношению к фланцу ведущей шестерни, затем отсоедините карданный вал от фланца и подвяжите его в стороне к лонжерону рамы при помощи отрезка проволоки.
- Пометьте положение ведущей шестерни по отношению к ее фланцу.
- Зафиксируйте фланец неподвижно при помощи большого ключа Стиллсона и отдайте гайку ведущей шестерни.
- При помощи съемника снимите фланец с шестерни.
- При помощи молотка со скользящим бойком или подходящего рычага извлеките из картера сальник.
- Зачистите гнездо под установку сальника в картере и проверьте его стенки на наличие заусениц и задиров.
- Набейте пространство между губками нового сальника универсальной смазкой на литиевой основе. Смажьте специальной смазкой наружный край сальника и посадите последний перпендикулярно в картер главной передачи заподлицо с его торцом.
- При помощи молотка с мягким бойком установите на место ведущую шестерню, проследив за совмещением нанесенных в процессе демонтажа меток.
- Смажьте герметиком гайку, оденьте шайбу и затяните гайку с усилием 196 ÷ 284 Нм -на моделях Хардтоп (Hardtop) и Универсал (Station Wagon) и 167 ÷ 245 Нм - на моделях Утилити (Фургон) (Utility) и Мини-грузовик (Cab Chassis).
- Подсоедините к фланцу карданный вал (проследите за совмещением нанесенных в процессе демонтажа меток). Затяните крепежные болты с усилием 93 ÷ 108 Нм.
- Залейте в картер моста необходимое количество масла требуемого сорта (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
|
|
Снятие и установка
Общий вид сборки главной передачи
Снятие
|
- Снимите полуоси.
- Пометьте положение заднего карданного вала по отношению к фланцу ведущей шестерни главной передачи, затем отсоедините вал от фланца. Подвяжите вал в стороне к элементу рамы при помощи отрезка проволоки.
- На моделях, оборудованных задним стабилизатором поперечной остойчивости, отдайте крепежные болты и снимите кронштейны штанги стабилизатора. Поднимите штангу и подвяжите ее проволокой.
- Отдайте крепежные гайки, снимите шайбы и отсоедините сборку главной передачи от картера переднего моста. Снимите со сборки и выбросите прокладку.
|
Составители данного Руководства рекомендуют воспользоваться для снятия главной передачей помощью ассистента - вес сборки весьма значителен.
|
- Проверьте картер моста на наличие внутри него металлических опилок, присутствие которых следует расценивать как признак износа внутренних компонентов главной передачи. При этом сборку следует полностью разобрать и произвести замену дефектных или изношенных деталей.
- Зачистите сопрягаемые поверхности картеров моста и сборки главной передачи. Проследите, чтобы никакой мусор не попал внутрь картеров.
|
|
Установка
Установка производится в обратном порядке.
|
- Установите на картер моста новую прокладку (на моделях Хардтоп и Универсал проследите, чтобы прокладка была установлена стороной серого цвета к сопрягаемой поверхности картера моста).
- Установите сборку главной передачи , наверните крепежные гайки и затяните их с усилием 54 ÷ 64 Нм - на моделях Хардтоп и Универсал и 27 ÷ 36 Нм - на моделях Утилити (Фургон) и Мини-грузовик.
- Подсоедините карданный вал. Проследите за совмещением нанесенных в процессе демонтажа меток. Затяните крепеж с усилием 93 ÷ 108 Нм.
- Установите на место полуоси. Залейте в картер моста необходимое количество масла требуемого сорта (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
|
|
Разборка
|
- Снимите сборку главной передачи. Зажмите ее в тиски.
- Прежде чем приступать к демонтажу сборки выполните следующие проверки:
- При помощи циферблатного измерителя, установленного напротив сопрягаемой поверхности картера сборки, проверьте биение ведомой шестерни главной передачи. Если результат измерения превысит значение 0.08 мм, проверьте не попали ли между шестерней и коробкой дифференциала посторонние частицы. Если таковые обнаружить не удается, замените коробку дифференциала.
- При помощи циферблатного измерителя проверьте радиальный люфт ведомой шестерни в четырех точках. Номинальная величина зазора составляет 0.15 ÷ 0.20 мм. При превышении результатом измерения указанного значения в любой из проверяемых точек (при допустимой величине биения) замените в обязательном порядке ведомую и ведущую шестерни, либо коробку дифференциала (по обстоятельствам).
- На моделях, оборудованных дифференциалом ограниченного скольжения зажмите сборку дифференциала в тиски и вставьте в боковые шестерни полуоси. При помощи динамометрического ключа с подходящей насадкой проверните несколько раз одну из полуосей, удерживая при этом вторую неподвижно и запишите величину сопротивления проворачиванию. Усилие проворачивания полуоси на моделях Хардтоп и Универсал должно составлять 76 ÷ 96 Нм, на моделях Утилити (Фургон) и Мини-грузовик - 127 ÷ 226 Нм. При выходе результатов измерения за допустимые пределы проверьте состояние фрикционных дисков, а также фрикционных и пружинных пластин.
|
- Нанесите посадочные метки на крышки боковых подшипников и прилегаемые к ним поверхности картера главной передачи (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
- Снимите стопорные флажки с крышек боковых подшипников, отдайте крепежные болты и снимите крышки и регулировочные гайки.
- Деревянным рычагом подоприте ведомую шестерню со сборкой дифференциала, выталкивая их из картера главной передачи. Постарайтесь не перепутать обоймы боковых подшипников, - для гарантии нанесите на них идентификационные метки.
- Пометьте положение осевой сборки сателлитов относительно фланца ведущей шестерни.
- Зафиксируйте фланец большим ключом Стиллсона и отдайте гайку ведущей шестерни, снимите шайбу.
- При помощи съемника снимите фланец с ведущей шестерни, затем извлеките из картера саму шестерню, дистанционную втулку и регулировочные шайбы (в случае необходимости воспользуйтесь молотком с мягким бойком).
- При помощи молотка со скользящим бойком или подходящего рычага извлеките из картера сальник, затем снимите конус наружного подшипника ведущей шестерни.
- Пометьте посадочное положение ведомой шестерни на коробке дифференциала.
- Разогните стопорные пластины (если таковые предусмотрены) крепежных болтов ведомой шестерни главной передачи.
- Там где требуется, разогните язычки стопорных пластин болтов крепления ведомой шестерни.
- Отдайте в диагональном порядке болты крепления ведомой шестерни, снимите и выбросите стопорные пластины (если таковые предусмотрены).
- Молотком с мягким бойком осторожно обстучите ведомую шестерню по периметру для отделения ее от коробки дифференциала.
- Пометьте установочное положение половин коробки дифференциала (крышки и собственно коробки), затем отдайте болты крепления их друг к другу. На моделях с дифференциалом ограниченного скольжения (компоненты дифференциала Н260 ограниченного скольжения показаны на сопроводительной иллюстрации) во время отдавания крепежных винтов нажимайте на основную коробку дифференциала.
- Разделите коробку дифференциала напополам и извлеките узел осей сателлитов, сателлиты, боковые шестерни и упорные шайбы. На моделях с дифференциалом ограниченного скольжения складывайте снимаемые шестерни, диски и пластины в организованном порядке, для гарантии правильности установки при сборке наносите на компоненты идентификационные метки.
|
|
Чистка и проверка состояния компонентов
|
- Промойте все компоненты в растворителе и просушите их сжатым воздухом.
- Проверьте зубцы ведомой и ведущей шестерен на наличие признаков износа, сколов и прочих повреждений.
- Проверьте сателлиты, боковые шестерни дифференциала, упорные шайбы и оси сателлитов на наличие признаков износа и повреждений.
- Осмотрите коробку дифференциала на наличие трещин и прочих повреждений.
- Проверьте боковые подшипники и их чашки на наличие признаков износа, изменения окраски и прочих повреждений. В случае необходимости снимите конусы подшипников с коробки при помощи съемника.
- Проверьте подшипники ведущей шестерни на наличие признаков износа, изменения окраски и прочих повреждений. В случае необходимости замените подшипники, для чего:
- При помощи подходящего съемника снимите с ведущей шестерни конус внутреннего подшипника и дистанционную втулку (если таковая установлена).
- По необходимости оденьте на ведущую шестерню дистанционную втулку. Проследите, чтобы втулка была установлена скошенным концом к шестерне. При помощи пресса с опорными пластинами установите новый конус подшипника. Помните, что усилие должно прикладываться только к внутренней обойме подшипника и до момента упора дистанционной втулки в плечики ведущей шестерни.
- При помощи латунной выколотки извлеките чашки подшипников из картера главной передачи.
- Осторожно установите новые чашки в картер до твердого упора их в плечики.
- Проверьте контактирующую с сальником поверхность фланца ведущей шестерни на наличие задиров и признаков износа. В случае необходимости произведите замену.
- На моделях с дифференциалом ограниченного скольжения выполните следующие проверки:
- Проверьте состояние компонентов, удалите обнаруженные заусеницы и задиры при помощи точильного камня.
|
Если выявлены дефекты контактирующей с фрикционным диском поверхности кожуха планетарной сборки, удалите их при помощи точильного камня, затем заполируйте поверхность с применением тонкой абразивной пасты.
|
- Проверьте диски и пластины на наличие признаков износа, заусениц и задиров, в случае необходимости произведите замену. С полукруглых выступов заусеницы могут быть удалены при помощи точильного камня.
|
- Проверьте фрикционные диски и пластины на наличие признаков деформации, для чего уложите их на плоскую поверхность и замерьте величину их деформаций циферблатным измерителем (см. сопроводительную иллюстрацию). При превышении результатом измерения величины 0.08 мм дефектный диск/пластина подлежит замене.
|
|
- Измерьте толщину фрикционной поверхности каждого из дисков/пластин в нескольких точках при помощи микрометра (см. сопроводительную иллюстрацию). Сравните результаты измерений с толщиной полукруглых выступов вблизи точек измерения. Если разница в толщинах в любой из точек превышает величину 0.1 мм, замените изношенный диск/пластину.
|
|
|
Сборка
Сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа.
|
- Смажьте компоненты смазывающим составом требуемого сорта.
- На моделях Хардтоп и Универсал, оборудованных дифференциалом ограниченного скольжения, проверьте осевой люфт фрикционных дисков и пластин (см. сопроводительную иллюстрацию):
- Нониусным штангенциркулем измерьте расстояние между посадочными губками и контактирующей с пружинной пластиной поверхностью коробки дифференциала. Запишите результат измерения, затем вычтите из него расстояние между посадочными губками и сопрягаемой поверхностью фланца. Результат вычитания обозначьте как величину С.
- Измерьте расстояние между поверхностью, контактирующей с пружинной пластиной и сопрягаемой поверхностью фланца. Добавьте результат измерения к величине С. Сумму обозначьте как величину А.
|
Величина А может быть получена также путем сборки половин коробки дифференциала и измерения микрометром расстояния между контактирующими с пружинными пластинами поверхностями.
|
- Установите узел осей сателлитов между кожухами планетарной сборки, сожмите кожухи и замерьте ширину сборки микрометром. Запишите результат измерения, обозначив его как F.
- Соберите пружинные пластины с каждой из сторон и замерьте толщину обеих сборок микрометром.
|
- Соберите фрикционные диски и пластины с обеих сторон и измерьте толщину обеих сборок (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
- Сложите результаты двух последних измерений, обозначьте сумму как величину М.
- Затем вычислите величину осевого люфта сборок фрикционных пластин и дисков по формуле: Осевой люфт = А - F - М. Если полученный результат выходит за пределы интервала 0.05 ÷ 0.20 мм, замените фрикционные пластины на пластины требуемой толщины.
|
Выпускаются фрикционные пластины толщиной 2.0 и 2.1 мм.
|
- Установите упорные шайбы, кожухи планетарной сборки, боковые шестерни, узел осей сателлитов и сателлиты в основную коробку дифференциала. Не устанавливайте на данном этапе пластины и диски.
- На моделях с дифференциалом обычного типа установите в коробку боковые шестерни, упорные шайбы сателлиты и узел их осей.
- На моделях, оборудованных дифференциалом ограниченного скольжения, кроме Утилити (Фургон) и Мини-грузовик выполните следующие процедуры:
- Измерьте расстояние между сопрягаемой поверхностью коробки дифференциала и верхней частью боковой шестерни и упорной шайбой. Воспользуйтесь измерителем плоскостности (ребро стальной линейки) и нониусный штангенциркуль. Запишите результат измерения, обозначив его как А.
- Прижмите измеритель плоскостности к сопрягаемой поверхности крышки коробки дифференциала и при помощи нониусного штангенциркуля замерьте расстояние между контактирующей с упорной шайбой поверхностью боковой шестерни и ребром измерителя. Запишите результат, обозначив его как В.
- Для определения величины зазора упорной шайбы боковой шестерни вычтите из значения А значение В. Если результат вычисления выходит за пределы интервала 0.15 ÷ 0.20 мм, замените упорные шайбы на новые, требуемой толщины.
- На моделях с дифференциалом обычного типа соберите вместе половины коробки, проследив за правильностью совмещения нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток. Затяните крепежные болты с усилием 64 ÷ 74 Нм - на моделях Хардтоп и Универсал и 39 ÷ 54 Нм - на моделях Утилити (Фургон) и Мини-грузовик.
- На моделях с дифференциалом ограниченного скольжения:
- Установите в основную половину коробки боковые шестерни, упорные шайбы, пружинные и фрикционные пластины и диски. Проследите за соблюдением правильного порядка установки компонентов. Пружинные пластины должны быть обращены вогнутой стороной к коробке дифференциала.
- Выровняйте сборки пластин с дисками и установите в коробку кожухи планетарной сборки и боковые шестерни.
- Оденьте на узел осей сателлитов сателлиты и упорные шайбы, затем заведите планетарную сборку в кожух. Проследите, чтобы сателлиты вошли в зацепление с боковыми шестернями. В случае необходимости установите упорный блок.
- Установите оставшиеся боковую шестерню, кожух планетарной сборки, фрикционные пластины и диски и упорные шайбы.
- Установите крышку коробки дифференциала, проследив за совмещением нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток. Плотно прижмите половины коробки друг к другу и затяните крепежные винты с усилием 8 ÷ 11 Нм.
- На моделях Утилити (Фургон) и Мини-грузовик измерьте зазор упорной шайбы каждой из боковых шестерен, для чего введите лезвия щупа в отверстие коробке дифференциала в основании каждого из боковых подшипников. Если величина зазора выходит за пределы интервала 0.05 ÷ 0.20 мм, замените упорные шайбы на новые, требуемой толщины.
- Зажмите сборку дифференциала в тиски и вставьте в боковые шестерни полуоси. При помощи динамометрического ключа с подходящей насадкой несколько раз проверните одну из полуосей, удерживая при этом вторую неподвижно. Усилие проворачивания на моделях Хардтоп и Универсал должно составить 76 ÷ 96 Нм, либо 108 ÷ 137 Нм, если установлены новые фрикционные диски и пластины; на моделях Утилити (Фургон) и Мини-грузовик - 127 ÷ 226 Нм или 157 ÷ 245 Нм, соответственно. В противном случае установите фрикционные пластины другой толщины.
- Установите ведомую шестерню на коробку дифференциала, воспользовавшись в случае необходимости молотком с мягким бойком. Удостоверьтесь в совмещении нанесенных в процессе демонтажа посадочных меток.
- Смажьте фиксирующим герметиком крепежные болты ведомой шестерни, вверните болты, установив под них новые стопорные пластины (если таковые предусмотрены).
- Затяните болты в диагональном порядке с усилием 132 ÷ 152 Нм - на моделях Хардтоп и Универсал и 196 ÷ 226 Нм - на моделях Утилити (Фургон) и Мини-грузовик, одновременно слегка постукивая по их головкам молотком. Там где требуется, загните язычки стопорных пластин при помощи кернера.
- Смажьте наружный край нового сальника ведущей шестерни и конус переднего подшипника ведущей шестерни смазкой требуемого сорта. Универсальной смазкой на литиевой основе заполните пространство между губками сальника. Установите в картер подшипник и сальник.
- Смажьте внутренний подшипник ведущей шестерни смазкой требуемого сорта, затем установите в картер ведущую шестерню, дистанционную втулку и регулировочную шайбу. Удерживая шестерню неподвижно, при помощи молотка с мягким бойком застучите на нее фланец.
- Удостоверьтесь, что резьбы на ведущей шестерне и крепежной гайке не испачканы смазкой или маслом, смажьте резьбу гайки герметиком.
- Установите шайбу, затем наверните гайку и затяните ее с усилием 196 ÷ 284 Нм - на моделях Хардтоп и Универсал и 167 ÷ 245 Нм - на моделях Утилити (Фургон) и Мини-грузовик .
- Несколько раз проверните ведущую шестерню в обоих направлениях. Наденьте на крепежную гаку динамометрический ключ и определите преднатяг подшипника шестерни. Если величина преднатяга выходит за пределы 1.3 ÷ 1.6 Нм на моделях Хардтоп и Универсал и 1.5 ÷ 1.7 Нм - на моделях Утилити (Фургон) и Мини-грузовик, поменяйте регулировочную шайбу подшипника на другую, соответствующей толщины.
- Установите чашки на конусы боковых подшипников и поместите сборку дифференциала с ведомой шестерней в картер главной передачи, проследив чтобы чашки подшипников разместились правильным образом. Если использованы старые боковые подшипники, проследите, чтобы их чашки были установлены с тех же сторон, что и до начала разборки.
- Вверните регулировочные гайки боковых подшипников, проследив за правильностью их наживления в резьбу в картере главной передачи.
- Добейтесь совмещения посадочных меток крышек боковых подшипников и картера главной передачи, установите крышки подшипников и от руки затяните болты их крепления. Если крышка на садится ровно при прижимании ее рукой, то регулировочная гайка подшипника неправильно выровнена относительно крышки.
- При помощи подходящего инструмента заверните регулировочные гайки боковых подшипников до момент начала вращения чашек подшипников.
|
- При помощи циферблатного измерителя проверьте радиальный люфт ведомой шестерни главной передачи (см. сопроводительную иллюстрацию). Если результат измерения превышает 0.02 мм, ослабьте регулировочную гайку со стороны ведущей шестерни и подтяните на то же количество оборотов противоположную. Если люфт оказывается меньше 0.15 мм выполните процедуру в обратном направлении.
|
|
Если величина осевого люфта, различна в различных точках ведомой шестерни, проверьте, не попали ли между шестерней и коробкой дифференциала посторонние частицы. Если такие частицы выявить не удается, замените ведущую и ведомую шестерню, либо коробку дифференциала.
|
- Несколько раз проверните ведущую шестерню в обоих направлениях, затем при помощи динамометрического ключа, надетого на гайку ее крепления, проверьте общий преднатяг дифференциала. Если результат измерения выходит за пределы интервала 1.8 ÷ 2.5 Нм - на моделях Хардтоп и Универсал и 1.7 ÷ 2.5 Нм - на моделях Утилити (Фургон) и Мини-грузовик, соответственно отдайте, либо затяните обе регулировочные гайки. Добившись требуемого значения преднатяга дифференциала, еще раз проверьте величину радиального люфта ведомой шестерни.
- Затяните болты крепления крышек боковых подшипников с усилием 93 ÷ 103 Нм - на моделях Хардтоп и Универсал и 78 ÷ 98 Нм - на моделях Утилити (Фургон) и Мини-грузовик.
- Установите стопорные флажки и прочно затяните болты их крепления. Прижав плунжер циферблатного измерителя к опорной поверхности, проверьте величину биения ведомой шестерни главной передачи. Если результат измерения превышает значение 0.8 мм, снимите шестерню с коробки дифференциала и проверьте не попали ли между ними посторонние частицы.
- Смажьте поверхность зубцов ведомой шестерни берлинской лазурью, либо смесью свинцового сурика с маслом, затем, зафиксировав фланец ведущей шестерни, повращайте ведомую в обоих направлениях.
- Осмотрите поверхности зубцов ведомой шестерни сравните форму пятна контакта с прилагаемой справочной картой. Если требуемой формы пятна контакта достичь не удается, обе шестерни (ведомая и ведущая) должны быть заменены.
- Установите на место сборку главной передачи и полуоси. Залейте в картер заднего моста необходимое количество масла требуемого сорта (см.
таблицы размеров и регулировок в конце Руководства).
|
|
|