7.3. Диагностика систем электронного управления и диагностическое оборудованиеОбщая информация
Система бортовой самодиагностики
В состав системы OBD входят несколько диагностических устройств, производящих мониторинг отдельных параметров систем снижения токсичности и фиксирующих выявленные отказы в памяти бортового процессора в виде индивидуальных кодов неисправностей. Система производит также проверку датчиков и исполнительных устройств, контролирует циклы обслуживания транспортного средства, обеспечивает возможность запоминания даже кратковременно возникающих в процессе работы сбоев и очистки блока памяти.
Все описываемые в настоящем Руководстве модели оборудованы системой бортовой диагностики второго поколения (OBD II), основным элементом которой является бортовой процессор, чаще называемый электронным модулем управления (ECM - далее), либо (реже) модулем управления функционированием силового агрегата (РСМ).
ECM является мозгом системы управления двигателем. Исходные данные поступают на модуль от различных информационных датчиков и других электронных компонентов (выключателей, реле и т.д.). На основании анализа поступающих от информационных датчиков данных, и в соответствии с заложенными в память процессора базовыми параметрами, ECM вырабатывает команды на срабатывание различных управляющих реле и исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку рабочих параметров двигателя, и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи при минимальном расходе топлива. Схема расположения электронных модулей управления различных систем автомобиля показана
на иллюстрации Детали установки модуля управления передней двери.
Считывание данных памяти процессора OBD II (ECM) производится при помощи специального сканера, подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему считывания базы данных (DLC). При помощи того же сканера осуществляется и очистка памяти процессора. Выполнение процедур считывания кодов DTC и очистки памяти ECM разумно будет поручить специалистам автосервиса.
|
На некоторых моделях считывание записанных в память ECM кодов неисправностей (DTC) в принципе может быть произведено при помощи вспомогательного светодиода, а также по кодам, высвечиваемым на дисплее автоматического К/В.
|
Разъем DLC помещается слева под панелью приборов автомобиля
Идентификация клемм 16-контактного диагностического разъема (DLC)
Сведения о диагностических приборах
Подключение мультиметра к разъемам блока управления двигателем посредством вспомогательного разветвителя
Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра). Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой - невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долях, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 мОм). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, лямбда-зонд, где речь идет об измерении долей вольта.
Параллельное наблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех цепях управления возможно при помощи
разветвителя,
включенного последовательно в разъем блока управления двигателем. При этом на выключенном, работающем двигателе или во время движения автомобиля, производится измерение параметров сигналов на клеммах разветвителя, из чего делается вывод о возможных дефектах.
Для диагностики электронных систем двигателя, автоматической трансмиссии, ABS, SRS и прочих могут применяться специальные диагностические сканеры или тестеры с определенным картриджем (если предусмотрен), универсальным кабелем и разъемом. Кроме того, для этой цели можно применить дорогостоящий специализированный автомобильный диагностический компьютер, специально разработанный для полной диагностики большинства систем современных автомобилей (например,
ADC2000 фирмы Launch HiTech). Также, для этой цели можно применить сканеры и специализированные диагностические анализаторы, например
FDS 2000, Bosch FSA 560 (www.bosch.de), KTS500 (0 684 400 500)
или обычный персональный компьютер со специальным адаптером, кабелем (например,
комплект 1 687 001 439) и установленной программой броузером OBD II.
|
Бесплатную версию броузера OBD II для диагностики Вашего автомобиля Вы можете также скачать с сайта составителей настоящего Руководства
http//arus.spb.ru.
|
Некоторые сканеры, помимо обычных операций диагностики, позволяют, при соединении с персональным компьютером, распечатывать хранящиеся в памяти блока управления принципиальные схемы электрооборудования (если таковые заложены), программировать противоугонную систему, наблюдать сигналы в цепях автомобиля в реальном масштабе времени.
Считывание диагностических кодов и очистка памяти процессора
Схема подключения считывателя STAR DIAGNOSIS (0100) к диагностическому разъему DLC (Х11/4)
Считывание кодов DTC и очистка памяти процессора системы бортовой самодиагностики осуществляется при помощи фирменного сканера STAR DIAGNOSIS (0100), подключаемого к 38-контактному разъему DLC (Х11/4) автомобиля.
Подсоединив считыватель к разъему DLC, включите зажигание и запустите систему авторизации водителя (DAS).
В меню «MODEL DESIGNATION» считывателя выберите пункт «FIRTHER MODEL SERIES», далее действуйте в соответствии с выводимыми на экран инструкциями в зависимости от поставленной задачи (считывание кодов, чистка памяти и пр.).
|