8.5.3. Важные данные о шинахНа боковине шины имеется ряд цифровых и буквенных обозначений, с помощью которых производитель кодирует предписанные технической документацией характеристики шин. Многих водителей интересует прежде всего размер шины. Так, например, 205/65 R15 означает, что ширина сечения шины составляет 205 мм. Второе число показывает отношение высоты и ширины шины. В данном примере оно составляет 65%. Чем меньше этот показатель, тем более плоскими и широкими являются шины. Буква «R» обозначает, что шина является радиальной. Следующее за буквой число выражает диаметр шины в дюймах.
Максимальная скорость
Еще одна буква в этом ряду обозначает максимально допустимую скорость для данной шины. Шина, имеющая в обозначении букву «S», рассчитана на максимальную скорость до 180 км/ч, букву «Т» – до 190 км/ч. Для максимальной скорости 210 км/ч шина имеет букву «H».
Если вы ездите зимой на обычных зимних шинах типа «M+S», следует ограничивать скорость. Шина с буквой «Q» допускает движение со скоростью не более 160 км/ч.
Срок изготовления и стандарт ECE
|
Рис. 7.22. Номер ЕСЕ легко определить по большой букве Е и следующему за ней цифровому коду страны-изготовителя: например, 1 – Германия, 4 – Голландия
|
Информацию о дате изготовления шины содержит трехзначный номер «DOT». Начиная с 1990 г. под этим числом ставится маленький треугольник. Например, число 187 указывает, что данная шина была произведена на 18 неделе 1997 г. Новые шины, изготовленные после 1 октября 1998 г., должны иметь на боковине номер сертификата Европейской экономической комиссии ( рис. 7.22). Этот номер удостоверяет, что данная шина является продукцией, сертифицированной Европейской экономической комиссией на соответствие установленным ей стандартам качества. При установке на автомобиль изготовленных после 1 октября 1998 г. шин без номера сертификата разрешение на эксплуатацию автомобиля аннулируется.
|
Рис. 7.23. Параметры колеса: A – ширина обода в дюймах; B – профиль бортовой закраины обода; C – диаметр колеса, в дюймах; D – диаметр отверстия крепежа; E – комбинированный кольцевой выступ на посадочной полке обода; F – глубина запрессовки, мм
|
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Колесные диски
Размер колесного диска согласно стандартам всегда указывается в дюймах. Так, например, код 7 1/2 J х 15 означает диск с глубоким ободом (х) шириной 7,5 дюйма и диаметром 15 дюймов. Буква J означает форму бортовой закраины обода. Особенность глубокого обода следующая: для улучшения посадки шин на основании обода имеется круглый выступ (хамп). Он препятствует срыву шины с диска при повороте на высокой скорости (рис. 7.23).
|
Зимние шины — для снега и льда
|
Рис. 7.24. Сравнение тормозного пути летних и зимних шин на автомобиле без ABS при торможении с блокировкой на льду (со скорости 30 км/ч):
зимние шины:
тормозной путь – 57 м
летние шины:
остаточная скорость автомобиля – 12 км/ч;
тормозной путь – 68 м
|
Зимние шины повышают безопасность при движении на снежном и ледовом покрытии по сравнению с летними ( рис. 7.24 и 7.25).
|
Рис. 7.25. Сравнение тормозного пути летних и зимних шин на автомобиле с ABS на заснеженном дорожном покрытии (со скорости 50 км/ч):
зимние шины:
тормозной путь – 35 м
летние шины:
остаточная скорость автомобиля 23 км/ч;
тормозной путь – 43 м
|
Зимние шины производятся из специального состава резины с большой долей натурального каучука, который при температурах ниже +7 °С лучше ведет себя на дорожном покрытии. Залогом надежной передачи сил при движении и торможении является также протектор высотой минимум 4 мм — меньший не разрешен для зимних шин. Зимние шины следует устанавливать сразу на все четыре колеса — комбинация из летних и зимних шин может быть опасной.
Монтаж зимних шин на колеса
На дорогостоящей замене шин в начале зимы и осени можно сэкономить, если приобрести второй комплект подходящих дисков. Колеса после каждой перемонтировки должны быть заново отбалансированы. При езде по снегу рекомендуется увеличить давление в шинах на 0,2 бар.
Если максимально допустимая скорость для зимних шин ниже предельной скорости вашего автомобиля, для напоминания об этом рекомендуется наклеить в поле вашего зрения (не на ветровое стекло) напоминание об этом.
|
Рис. 7.26. Если вы часто ездите на спущенных шинах и при этом с большой загрузкой, это может привести к частичному расслоению шины
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Правильное хранение шин
После сезонной «переобувки» снятый комплект шин нужно правильно хранить. Для этого лучше всего подходит сухое, прохладное и темное помещение. Бензин, масло, смазку и химикаты нужно держать подальше от шин — все это разрушает резину.
Выполните следующие операции:
1. Промаркируйте направление движения и положение шин (ПП — передняя правая, ПЛ — передняя левая, ЗП — задняя правая, ЗЛ — задняя левая).
2. Снятые шины помойте водой и тщательно просушите. Удалите посторонние предметы из канавок протектора.
3. Шины с колесными дисками складывайте лежа, лучше всего на старом деревянном поддоне.
4. Шины без колесных дисков следует хранить в вертикальном положении, время от времени поворачивая их.
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Как увеличить срок службы шин
1. Не превышайте максимальной скорости, на которую рассчитаны ваши шины. Это относится прежде всего к шинам, имеющим маркировку «M+S» категории Q (160 км/ч). Превышение скорости увеличивает износ шин, а в худшем случае приводит к их разрыву (рис. 7.26).
2. Избегайте движения на максимальной скорости, если ваш автомобиль сильно загружен. Можно сделать простую проверку, прикоснувшись к шинам рукой. Если ее нагрев не превышает температуры тела — все в порядке. Горячие шины — тревожный сигнал, указывающий на недостаточное давление или другую неисправность. В этом случае шину следует демонтировать и проверить у специалиста.
3. Если вы часто ездите с высокой скоростью, установите на автомобиль шины более высокого скоростного класса, чем того требует техпаспорт автомобиля (например, «V» вместо «Н»).
4. При парковке следите, чтобы боковины шин не терлись о бордюр. На бордюры или бугры заезжайте медленно и всегда под прямым углом.
|
|