9.1. Снятие и установка коробки передач
Примечание
Перед снятием промаркируйте положение подрамника для правильной последующей установки.
|
Предупреждение
При снятии и установке коробка передач должна надежно лежать на домкрате.
|
Данную работу лучше проводить с помощником.
При снятии коробки передач снимается весь подрамник и валы привода колес.
Кроме того, вам потребуется устройство для подъема двигателя.
Для снятия коробки передач на 16-клапанном двигателе:
- отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи, а также отсоедините все присоединенные к ней провода. Связки для кабелей должны быть перерезаны и соответственно заменены новыми при установке;
- снимите аккумуляторную батарею;
- ослабьте на пять оборотов гайки в центре обеих амортизаторных стоек шасси (с обеих сторон);
|
Рис. 22. Крепление воздухозаборных труб: 1 — болты крепления, 2 — штепсельная вилка, 3 — штекерная колодка, 4 — хомут, 5 — шланг пониженного давления
|
- выверните четыре винта 1 (см. рис. 22) крепления воздушного патрубка;
- выньте штекер 2 из воздухомера и снимите на той же стороне хомутики 3 шланга;
- выньте многоконтактный штекер 4 датчика впускаемого воздуха;
- снимите шланг 5 низкого давления;
- снимите всасывающий воздушный патрубок;
- отсоедините вентиляционный шланг между воздушным фильтром и крышкой головки блока цилиндров;
- снимите резиновое кольцо;
- поднимите и выньте воздушный фильтр из крепления;
- из моторного отсека отсоедините электрические провода от коробки передач. Сюда относятся многоконтактный штекер для переключателя фонарей заднего хода и ленточный кабель «массы» между картером коробки передач и кузовом (оба рядом с опорой для воздушного фильтра);
- отключите проводку от рабочего цилиндра сцепления. Для этого извлеките пружинный зажим и вытяните провод прямо из соединения. Пережмите проводку от коробки передач и подвяжите проводом в подходящем месте;
- выверните винты между двигателем и коробкой передач в верхней части;
- отверните верхний винт крепления стартера и снимите подключенный кабель «массы»;
- отсоедините все наконечники проводов и шланги низкого давления;
- отсоедините топливопроводы;
- ослабьте гайки крепления колес и гайку ступицы колеса на правой стороне и установите переднюю часть автомобиля на опоры;
- приподнимите силовой агрегат;
- снимите оба передних колеса;
- отверните щиток в колесной нише на стороне ременного шкива двигателя;
- отверните грязезащитный щиток на днище автомобиля;
- поставьте автомобиль на опоры;
- отсоедините от подрамника скобу амортизатора и трубопроводы гидропривода рулевого управления;
- отсоедините систему тяг и рычагов стабилизатора поперечной устойчивости от амортизаторной стойки шасси;
- отсоедините шарнир тяги рулевой трапеции от сошки руля;
- отсоедините шаровой шарнир слева и справа от нижней поверхности поворотного кулака;
- выньте многоконтактный штекер из лямбда-зонда и отсоедините хомут кабеля;
- отсоедините шланг низкого давления от фильтра системы Air-Pulse;
- отверните кронштейн трубопровода привода рулевого управления;
- полностью снимите систему выпуска отработавших газов;
- отверните от коробки передач и выньте вместе с кронштейном тросик привода коробки передач;
- отверните рулевое управление и правый упор от проворачивания двигателя от подрамника;
|
Рис. 156. Расположение мест крепления консоли упора
|
- отверните три элемента крепления ( рис. 156) и освободите консоль заднего упора от привода;
- выверните средний винт из левого упора от проворачивания двигателя и извлеките упор;
- отверните фильтр системы Air-Pulse от крепления на упоре;
- отверните кронштейн радиатора;
|
Рис. 37. Расположение винтов (указаны стрелками) подрамника: 1 — направляющие штифты
|
- отверните четыре винта крепления подрамника и опустите подрамник (см. рис. 37);
- слейте масло из коробки передач;
|
Рис. 157. Снятие вала привода правого колеса (стрелкой указано направление снятия): 1 — винты упорного подшипника; 2 — теплозащитный экран
|
- снимите правый вал привода колеса. После выворачивания винтов 1 (см. рис. 157) и отворачивания теплозащитного экрана 2 можно вынуть вал из коробки передач (см. далее). Привяжите вал проводом к подвеске, не создавая большой угол в шарнире равных угловых скоростей;
|
Рис. 158. Снятие вала привода левого колеса: 1 — оправка; 2 — гайка крепления спирали спидометра
|
- для снятия левого вала привода используется специальная оправка ( рис. 158). Выбейте с ее помощью вал из своего посадочного места и выньте из коробки передач. Привяжите вал проводом к подвеске, не создавая большой угол в шарнире равных угловых скоростей. Отверните гайку 2 спирали спидометра с косой сетчатой накаткой и извлеките спираль. Рядом расположен также датчик скорости, который необходимо отключить;
- установите автомобильный домкрат (с деревянной прокладкой между головкой домкрата и двигателем/приводом) под двигатель/ привод и приподнимите силовой агрегат для разгрузки подвески двигателя;
|
Рис. 32. Места крепления правой подвески двигателя
|
- отверните элемент крепления правой подвески двигателя. На рис. 32 показано, как закреплена скоба подвески;
- отверните пять самостопорящихся гаек (при установке замените их новыми);
- выньте скобу;
|
Рис. 33. Места крепления левой подвески на приводе
|
- на противоположной стороне отверните от коробки передач самостопорящиеся гайки задней подвески двигателя (см. рис. 33);
- опустите коробку передач, так чтобы она была на одной высоте с левой продольной балкой;
- выверните остальные винты крепления коробки передач к двигателю и остальные винты крепления стартера;
- приподнимите автомобиль;
- отсоедините шланг низкого давления усилителя тормозов на впускном коллекторе;
- проверьте, надежно ли держится на автомобильном домкрате коробка передач, и осторожно снимите ее. Следите за тем, чтобы не было ничего подключено.
Примечание
Все самостопорящиеся гайки, разрезанные связки кабелей и другие детали крепежа необходимо заменить новыми. При установке двигателя приводной агрегат должен быть выровнен с подрамником.
|
Установку проводите в обратной последовательности с учетом следующего:
- с помощником установите коробку передач на домкрат и пристыкуйте на фланцы двигателя. Подшипник выключения сцепления должен быть сильно прижат в направлении внутренней стороны;
- вверните винты крепления двигателя к коробке передач и осторожно затяните моментом 40 Н·м;
- затяните нижние винты крепления стартера моментом 48 Н·м;
- опустите автомобиль;
|
Рис. 34. Устройство для подъема двигателя и привода при вывешивании двигателя
|
- установите грузоподъемный механизм для подъема двигателя (см. рис. 34);
- вверните элементы крепления левой подвески двигателя (см. рис. 33) на коробке передач, не затягивая их;
- вверните элементы крепления правой подвески двигателя (см. рис. 32) на коробке передач, не затягивая их;
- установите левый вал привода;
- установите новое пружинное стопорное кольцо в паз вала, прежде чем вдвинуть конец вала в коробку передач;
- вдвиньте правый вал привода в коробку передач, установите упорный подшипник и затяните оба винта 1 (см. рис. 157) моментом 27 Н·м;
- установите теплозащитный экран 2;
|
Рис. 159. Расположение элементов спидометра: 1 — датчик; 2 — спираль
|
- вверните датчик скорости и спираль спидометра ( рис. 159);
- установите подрамник;
- установите переднюю подвеску;
- затяните клемму «массы» между коробкой передач и кузовом моментом 47 Н·м;
- установите детали системы выпуска на резиновые кольца и затяните соединение с выпускным коллектором моментом 40 Н·м;
- установите колеса;
- опустите автомобиль;
- затяните гайки крепления колес.
Для снятия коробки передач с автомобиля, оснащенного двигателем V6, необходимо выполнить следующее:
- отсоедините аккумуляторную батарею и снимите ее;
- установите рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение;
- снимите наверх резиновый кожух;
- отключите оба вентиляционных шланга со стороны шланга воздухозаборника;
- ослабьте шланговый хомутик на корпусе дроссельной заслонки;
- отсоедините шланг низкого давления на задней стороне;
- выньте штекер воздухомера в передней части;
- освободите воздушный фильтр от резиновой подвески и извлеките его;
- слейте тормозную жидкость из бачка;
- ослабьте на пять оборотов гайки в центре обеих амортизаторных стоек шасси с обеих сторон;
|
Рис. 161. Крепление радиатора
|
- освободите шланг водяного насоса от пружинного зажима;
- отверните три винта и снимите крышку;
- снимите кожух водяного насоса;
|
Рис. 162. Крепление тросиков: 1 — тросик тяги регулировки скорости; 2 — тросик управления дроссельной заслонкой
|
- расцепите тяги на тросиках ( рис. 162);
- отверните крепление кабеля «массы» и отодвиньте кабель в сторону;
- выньте два штекера проводов на коробке передач. При этом один стяните, а другой отсоедините (датчик скорости движения и контрольных ламп заднего хода);
- выверните оба верхних винта крепления коробки передач к двигателю;
- приподнимите силовой агрегат (см. рис. 34);
- отсоедините гидропривод сцепления;
- соберите вытекающую из гидропривода жидкость;
|
Рис. 163. Места крепления левой подвески двигателя на коробке передач
|
- отсоедините левую подвеску коробки передач от коробки передач ( рис. 163);
- установите переднюю часть автомобиля на опоры и слейте трансмиссионное масло;
- очистите пробку и заверните ее (45 Н·м);
- отсоедините каталитический нейтрализатор впереди и сзади от фланцевых соединений и снимите его;
- с внутренней стороны отверните и снимите облицовку обеих колесных ниш;
- отсоедините систему тяг и рычагов стабилизатора поперечной устойчивости от амортизаторной стойки шасси;
- отсоедините шаровой шарнир слева и справа от нижней поверхности поворотного кулака;
- снимите крышку под радиатором;
- отверните опору амортизатора от подрамника;
- отсоедините хомутик маслопровода на подрамнике;
- отверните винты на нижней стороне;
- выверните средний винт;
|
Рис. 164. Крепление левого упора двигателя (двигатель V6)
|
- отверните несущую консоль упора ( рис. 164);
- выверните средний винт на правом упоре от проворачивания;
- отверните три винта и снимите упор;
- отверните несущую консоль (см. рис. 156);
- отверните винты подрамника (см. рис. 37) и опустите его в задней части;
- снимите теплозащитный щиток рулевого управления;
- отвинтите тросик переключения и тросик выбора от коробки передач и выньте вместе с кронштейном;
- отверните рулевое управление от подрамника (по два винта на каждой стороне);
- установите автомобильный домкрат под подрамник (см. рис. 37) и полностью выверните винты крепления подрамника;
- опустите подрамник;
- снимите вал привода колес справа. Закрепите вал проводом на подвеске, не создавая большой угол в шарнире равных угловых скоростей;
- снимите вал привода слева, используя специальную оправку (см. рис. 158). Закрепите вал на подвеске, не создавая большой угол в шарнире равных угловых скоростей;
- отверните гайку 2 с косой сетчатой накаткой и извлеките спираль спидометра;
- подставьте автомобильный домкрат под двигатель/привод (с деревянной прокладкой между головкой домкрата и двигателем/ приводом) и приподнимите силовой агрегат;
- выверните нижние винты крепления коробки передач к двигателю: три — на задней стороне, три — в передней части;
- снимите стартер;
- снимите другие узлы, установленные на коробке передач;
- опустите коробку передач так, чтобы ее можно было вынуть.
Установку проводите в обратной последовательности с учетом следующего:
- выровняйте приводной агрегат с подрамником;
- установите коробку передач на автомобильный домкрат и состыкуйте фланцы двигателя;
- вверните винты крепления коробки передач к двигателю и и затяните их моментом 40 Н·м;
- установите стартер и затяните винты моментом 25 Н·м;
|
Рис. 165. Положение рычагов коробки передач
|
- установите коробку передач в «нейтраль». Оба рычага ( рис. 165) должны находиться в показанном на рисунке положении;
- установите кронштейн крепления тросика переключения, затяните гайки и присоедините оба тросика переключения;
- соедините тросики переключения с рычагами и наденьте клипсовые зажимы;
- установите рулевое управление в правильное положение, вставьте винты и затяните винт слева и справа моментом 130 Н·м;
- установите теплозащитный щиток и зажим маслопровода;
|
Рис. 166. Расположение направляющих штифтов (15-097)
|
- установите подрамник. Вставьте оба направляющих штифта ( рис. 166) и выровняйте подрамник таким образом, чтобы направляющие штифты находились в середине отверстий на кузове;
|
Рис. 167. Расположение направляющих штифтов
|
- установите рулевое управление, как показано на рис. 167;
- затяните винты, показанные стрелками, моментом 130 Н·м;
- выньте оба направляющих штифта 1;
- установите подъемное устройство;
- закрепите тросы в проушинах для подъема;
- установите кронштейн правого упора от проворачивания;
- затяните винты моментом 85 Н·м;
- установите упор;
- затяните три винта моментом 48 Н·м;
- затяните средний винт моментом 120 Н·м (после установки левого упора от проворачивания);
- установите подрамник;
- затяните винты крепления подрамника моментом 130 Н·м;
- установите консоль левого упора от проворачивания;
- затяните винты моментом 48 Н·м;
- вставьте средний винт и затяните его моментом 30 Н·м;
- установите каталитический нейтрализатор с новым уплотнением и затяните винты во фланцевом соединении моментом 40 Н·м;
- установите защитную крышку под радиатором;
- установите левый вал привода в коробку передач. Установите новое пружинное стопорное кольцо в паз вала, прежде чем установить конец вала в коробку передач;
- установите правый вал привода в коробку передач;
- приверните упорный подшипник и затяните оба винта 1 (см. рис. 157) моментом 27 Н·м;
- присоедините датчик скорости движения и спираль спидометра (см. рис. 159);
- установите переднюю подвеску;
- затяните верхние винты крепления коробки передач к двигателю моментом 40 Н·м;
- дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию;
- удалите воздух из гидропривода тормозной системы.
|