16.3. Электронная система стабилизации курсовой устойчивости (ESP)Посредством системы стабилизации контролируется динамика автомобиля в предельных режимах, например, при прохождении поворотов на высокой скорости. Опасность сноса или заноса автомобиля существенно уменьшается при любом состоянии дорожного покрытия.
В электронной системе стабилизации интегрированы антиблокировочная и противобуксовочная системы. ESP дополнительно измеряет скорость вращения кузова вокруг вертикальной оси, ускорение в поперечной плоскости, давление в системе привода тормозов и угол поворота рулевого колеса. На основании данных об угле поворота рулевого колеса и скорости автомобиля система определяет направление, в котором намерен двигаться водитель автомобиля, и сопоставляет с фактическим направлением движения. При несогласовании этих факторов, когда начинается занос автомобиля, система стабилизации автоматически притормаживает определенное колесо.
При наличии неисправности система электронного управления автоматически отключается, при этом в комбинации приборов загораются контрольные лампы. В этом случае тормозная система работает в обычном режиме.
|
Рис. 15.1. Расположение на автомобиле элементов антиблокировочной системы тормозов и электронной системы стабилизации (ABS / ESP): 1 – гидравлический насос; 2 – датчик давления в тормозной системе; 3 – реле насоса J105 для системы Bosch 5.3; 4 – электромагнитное реле клапана J106 для системы Bosch 5.3; 5 – гидравлический блок N55 с блоком управления J104; 6 – датчик уровня тормозной жидкости F34; 7 – ротор переднего правого датчика ABS; 8 – передний правый датчик ABS G45; 9 – блок управления J104 (с ESP); 10 – выключатель для систем TCS/ ESP E132; 11 – датчик угла поворота рулевого колеса G85; 12 – выключатель контрольной лампы состояния стояночного тормоза F9; 13 – ротор заднего правого датчика ABS; 14 – задний правый датчик ABS G44; 15 – задний левый датчик ABS G46; 16 – ротор заднего левого датчика ABS; 17 – датчик поперечного ускорения G200; 18 – датчик состояния G202; 19 – реле насоса J105 для системы Bosch 5.3; 20 – электромагнитное реле J106 для системы Bosch 5.3; 21 – контрольная лампа K118; 22 – контрольная лампа ABS K47; 23 – контрольная лампа состояния стояночного тормоза K14; 24 – контрольная лампочка TCS/ ESP — K86; 25 – выключатель стоп-сигнала F; 26 – ротор переднего левого датчика ABS; 27 – передний левый датчик ABS G47
|
Расположение элементов ABS и ESP на автомобиле и передней оси показано на рис. 15.1 и 15.2.
|
Рис. 15.2. Расположение датчика скорости вращения переднего колеса: 1 – болт, М14–115 Н·м и довернуть на 180°, М16–190 Н·м и довернуть на 180°; 2 – зажимная втулка; 3 – уплотнение; 4 – датчик ABS; 5 – вал привода с ротором датчика ABS
|
|