7.11. Проверка исправности состояния и замена кислородного датчика (l-зонда)Расположенный в выпускном тракте двигателя l-зонд отслеживает содержание
кислорода в потоке отработавших газов. При контакте молекул О
2
с чувствительным
элементом зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0.1 до 0.9
В, в зависимости от концентрации кислорода. Причем, значению 0.1 В соответствует
высокое содержание О
2
(обедненная смесь), а значению 0.9 В - низкое
(обогащенная смесь). РСМ непрерывно контролирует поступающий с кислородного датчика
сигнал, в случае необходимости выдавая команды на корректировку состава воздушно-топливной
смеси за счет изменения продолжительности открывания инжекторов впрыска. Оптимальное
соотношение компонентов горючей смеси, гарантирующее минимальный расход топлива
при наиболее эффективном функционировании каталитического преобразователя, составляет
14.7 частей воздуха на 1 часть топлива, - именно его модуль управления и старается
постоянно поддерживать, ориентируясь на поступающую с l-зонда информацию. На рассматриваемых
моделях автомобилей используются два кислородных датчика; первичный расположен
в выпускном коллекторе двигателя, а вторичный - ниже каталитического преобразователя.
Путем сравнения уровня содержания кислорода на участках выпускного тракта выше
и ниже каталитического преобразователя РСМ определяет также эффективность функционирования
последнего.
Следует отметить, что кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение
только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (около 320°С). Пока
датчик находится в холодном состоянии, РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО КОНТУРА.
Если при прогретом до нормальной рабочей температуры и/или работающем в течение
не менее двух минут двигателе кислородный датчик вырабатывает стабильный сигнал
амплитудой ниже 0.45 В (при оборотах не менее 1500 в минуту), система самодиагностики
заносит в память РСМ соответствующий код неисправности (Р0131 или Р0132). Соответствующий
код заносится также в случае выявления неисправности в цепи нагревателя датчика
(см. Раздел
Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей).
В случае нарушения исправности функционирования l-зонда или его цепи РСМ переходит
в режим разомкнутого контура, игнорируя поступающую от датчиков информацию и поддерживая
состав воздушно-топливной смеси на некотором заданном уровне, обеспечивающем достаточную
эффективность отдачи двигателя.
Исправность функционирования кислородного датчика зависит от выполнения совокупности
некоторых определенных условий:
a) Электрические параметры: Стабильность вырабатываемого датчиком амплитудного
сигнала низкого напряжения в большой степени зависит от качества контактных соединений
цепи l-зонда, которое и следует проверять в первую очередь в случае возникновения
проблем;
b) Подача наружного воздуха: Конструкция l-зонда предусматривает свободную циркуляцию
наружного воздуха внутри датчика. При установке зонда всегда проверяйте проходимость
воздушных каналов;
c) Рабочая температура: РСМ начинает реагировать на поступающую от l-зонда информацию
только после того как датчик будет прогрет до нормальной рабочей температуры (около
320°С). Данный факт следует не упускать из виду при проверке исправности функционирования
зонда;
d) Качество топлива: Исправное функционирование l-зонда становится возможным только
при условии применения для заправки автомобиля НЕЭТИЛИРОВАННОГО топлива!
В дополнение к перечисленным в предыдущем параграфе условиям при обслуживании
l-зонда следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:
a) Кислородный датчик оборудован намертво вмонтированным в него и оборудованным
контактным штекером отрезком электропроводки, попытки отсоединения которого могут
привести к необратимому выходу датчика из строя;
b) Старайтесь не допускать попадания в жалюзи датчика или его электрический разъем
грязи и смазки;
c) Не используйте для очистки кислородного датчика никакие растворители;
d) Обращайтесь с l-зондом крайне бережно, не роняйте его и старайтесь не стряхивать;
e) Силиконовый защитный чехол должен одеваться на датчик строго определенным образом,
чтобы не быть расплавленным и не нарушать исправность функционирования зонда.
ПРОВЕРКА
|
|
1. Отыщите электрический разъем датчика. С обратной стороны
разъема введите разогнутую канцелярскую скрепку в гнездо контакта
сигнального провода (клемма № 1 [+]), вторую скрепку введите
в гнездо клеммы № 2 (масса). Подсоедините к первой скрепке
положительный щуп вольтметра, отрицательный подключите к скрепке
введенной в клемму заземления. Взведите стояночный тормоз,
переведите рычаг селектора АТ в положение “Р”, на моделях
с РКПП выберите нейтральную передачу. Поддомкратьте передок
автомобиля и установите его на подпорки.
|
2. Запустите двигатель и начинайте отслеживать изменения сигнального
напряжения кислородного датчика.
|
старайтесь не прикасаться к разогретым поверхностями
системы выпуска отработавших газов.
Более медленные флуктуации напряжения вторичного l-зонда являются
следствием действия каталитического преобразователя, так как
связанные атомы кислорода в молекулах СО2 и Н2О воздействуют
на чувствительный элемент зонда в гораздо меньшей степени,
чем атомы в составе молекул СО и NОХ.
|
3. На начальном этапе холодный датчик должен вырабатывать постоянный
сигнал амплитудой 0.1 ÷ 0.2 В (режим разомкнутого контура).
Спустя около двух минут двигатель достигнет нормальной рабочей температуры
и показания датчика начнут колебаться в пределах от 0.1 до 0.9 В
(режим замкнутого контура). Если система не переходит в режим замкнутого
контура, либо переходит с недопустимо большой задержкой (ленивый
датчик), замените l-зонд.
4. Проверьте также исправность функционирования нагревателя кислородного
датчика. Рассоедините разъем электропроводки зонда и подключите
омметр между клеммами нагревателя (клеммы №№ 3 и 4). Номинальное
сопротивление составляет 10 ÷ 40 Ом.
5. Проверьте исправность подачи питания на нагреватель. Рассоедините
электрический разъем и измерьте напряжение на нем со стороны жгута
между клеммой № 4 и массой. При включенном зажигании (не запускайте
двигатель) вольтметр должен фиксировать напряжение батареи. Если
питание отсутствует, проверьте состояние электропроводки на участке
цепи между главным реле, РСМ и кислородным датчиком.
6. При отрицательных результатах перечисленных выше проверок, замените
неисправный l-зонд. |
|
ЗАМЕНА
|
|
Выворачивание l-зонда на холодном двигателе может
оказаться крайне затруднительным ввиду теплового сжатия металла
выпускного коллектора/трубы системы выпуска. Во избежание
риска повреждения компонентов прежде чем приступать к снятию
датчика прогрейте двигатель в течение пары минут - постарайтесь
не обжечься о разогретые поверхности в процессе выполнения
процедуры.
|
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
|
Если установленная на автомобиле стереосистема
оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею
удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией
для ввода аудиосистемы в действие!
|
2. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки.
3. Аккуратно рассоедините разъем электропроводки кислородного датчика.
|
4. Аккуратно выверните зонд из выпускного коллектора (первичный
датчик) или сборки каталитического преобразователя (вторичный
датчик).
|
5. Перед вворачиванием датчика на место смажьте его резьбовую
часть антиприхватывающим герметиком (новые датчики обычно уже покрыты
соответствующим составом).
6. Вверните датчик на свое штатное место и прочно затяните его.
7. Подсоедините электропроводку.
8. Опустите автомобиль на землю и произведите его ходовые испытания.
Проверьте память модуля управления на наличие кодов неисправностей.
|
|
|